О художнице начала ХХ века, одной из амазонок русского авангарда Ольге Владимировне Розановой мы уже рассказывали. Мы обратили внимание на полотна художницы на выставке “Авангард – на телеге в XXI век» в музее Русского импрессионизма. С большим удовольствием продолжили знакомство с творчеством авангардистки на выставке “Кубок созвучий. По направлению к Розановой” в бывшем здании ГЭС-2, ныне – выставочном пространстве. Название выставки говорит об участии в ней других художников. Это несомненно так. Но царствует на выставке именно Ольга Розанова – её картины, её взгляд на живопись.
В этой публикации мы покажем несколько картин Ольги Розановой и обозначим основные разделы выставки.
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка “Кубок созвучий. По направлению к Розановой” проходит до 28 апреля 2024 года по адресу Болотная набережная, дом 15 в здании дома культуры ГЭС-2.
К ГЭС-2 удбно дойти от станции метро Кропоткинская через Патриарший мост. Экспозиция открыта ежедневно с 11 до 22 часов. Вход свободный, но для посещения необходимо зарегистрироваться на определённый день и время.
Творчество Ольги Розановой
Ольгу Розанову принято называть яркой представительницей русского авангарда. Но в понятие “авангард” включаются различные художественные течения – супрематизм, кубизм, футуризм и кубофутуризм, неопримитивизм, наконец. Ольгу Розанову можно назвать представительницей каждого из этих направлений. В то же время она полностью не принадлежала ни к одному из них. Она была поглощена собственными поисками в области цвета, композиции, формы, ритма. В некотором роде художницу можно называть эстетической анархисткой. Розанова всегда уклонялась от господства авторитетов и подражания им.
“Я, например, теперь могу делать в живописи вещи или только целиком реальные, или целиком беспредметные, а середины не допускаю, так по-моему у этих двух искусств нет связующих звеньев, –
писала Розанова Алексею Кручёных в 1916 году.
Ольга Розанова. Ранние работы
В ранних работах авангардистки искусствоведы видят следы и неопримитивизма, и неоимпрессионизма, и фовизма, и футуризма. В пейзажах Розанова часто выбирала городские панорамы.
В работе “Городской пейзаж с извозчиком” 1910 года явно читаются лубочные мотивы.
В ранних натюрмортах чувствуется тяготение к беспредметности. Изображённые предметы могут восприниматься как элементы орнамента. В этих работах Розанова повторяет эксперименты фовистов, в частности, чёткий контур предметов и/или броские цвета.
Орнаментальность особенно ярко проявляется в натюрморте 1910 года. Кувшин, груши, ткань играют роль элементов красивого узора, который покрывает поверхность холста.
В десятых годах XX века Ольга Владимировна писала и портреты. Портрет сестры Анны Владимировны Розановой открывает раздел выставки, который назвали “Хрустящий в волосах колышется бант.”
Молодая дама полулежит на кушетке в несколько фривольной позе, обращая на зрителя вызывающий открытый взгляд. Ваза с цветами на по-матиссовски расписанной скатерти напоминает натюрморты художницы, представленные выше.
Кубофутуристические полотна Ольги Розановой
К художественному объединению “Союз молодёжи” Ольга Владимировна Розанова присоединилась в 1911 году. В 1913-м она написала манифест “Союза”. Авангардистка провозгласила “бодрствование” по-настоящему современных художников, открытых ослепительному свету “Солнца искусств” в противовес “беспробудному покою” и “единодушному храпению” живописцев прошлого. Художница применяет свою доктрину на практике. Её идеи ритмической организации пространства, динамизма, сдвига, раскладывания и пересборки форм находят воплощение в индустриальных пейзажах.
“Пожар в городе” 1914 года мы видели на выставке “Автор неизвестен”.
Авангадистка передала суматоху городских будней. В вихре пожара мелькают крыши домов, фабричный дым, уличные огни, куски обоев и газетные вырезки. Смешно семенит лапками пёсик в левом нижнем углу. Зритель при этом вовлекается в стихийное движение.
Полотно «Часы и карты (Сон игрока)» Ольга Розанова написала в 1916 году. Тема игральных карт в её творчестве не завершилось знаменитой колодой, а получила продолжение в этой интерьерной композиции. В ней движение замерло и время остановилось.
О знаменитом цикле Ольги Розановой “Игральные карты” мы рассказывали в статье о художнице. Прилагаем короткий ролик, снятый на выставке.
Ольга Розанова. “Игральные карты”.
Вместе с Кручёных
Кроме живописных полотен, есть в наследии художницы и графические работы. Мы сделали на выставке небольшой ролик и озвучили его рассказом об иллюстрациях Розановой книги Алексея Кручёных.
Ольга Розанова. Супрематизм
В 1917-м году Ольга Розанова присоединилась к группе Казимира Малевича “Супремус”. Идеи супрематизма были близки художнице раньше, она участвовала в знаменитой выставке “0,10” 1915 года. На “0,10” Розанова показала 11 своих произведений, в том числе “Натюрморт. Комната” 1915 года.
В работе «Натюрморт» художница создала композицию, в которой смешивала ракурсы. Она наглядно продемонстрировала поиск новых форм изображения и отказ от традиционного искусства.
Казимир Малевич считал Ольгу Розанову самой талантливой из своих последователей. Но сама Розанова утверждала, что самостоятельно пришла к геометрической абстракции. В 1917-м году она создала свою знаковую композицию “Зелёная полоса”. Это полотно совершенно несправедливо осталось в тени “Чёрного квадрата” Малевича.
Своему “Чёрному квадрату” К.Малевич оставил геометрическую форму. Розанова обошлась без формы, но она гораздо тоньше работала с цветом. Зелёный у неё вовсе не ровный и сплошной тон. Цвет переливается, вибрирует, меняет плотность и оттенок. И именно работа Розановой достойна стать ключевой для русской беспредметности.
Напомним, что на выставку привезли работы из многих музеев, но почему-то не показали полотен авангардистки из Ивановского областного художественного музея, где хранится этюд к автопортрету.
Некоторые из представленных на выставке работ хранятся в Русском музее. В Третьяковской галерее выставлен ранний пейзаж О.Розановой “Зима. Снегири на дереве”, написанный в 1907-1908 годах.
А мы пригласим читателей в Третьяковскую галерею на обзорную и тематические экскурсии:
Демон, Фауст, и Царевна Лебедь: творчество Врубеля в Третьяковской галерее.
Третьяковская галерея — шедевры коллекции- аудиоэкскурсия с билетом в музей.
Древнерусская живопись в Третьяковской галерее. Аудиотур.
В статье мы использовали материалы брошюры выставки “Кубок созвучий. По направлению к Розановой”.