По следам Дюрера. Одно из первых детских воспоминаний – стоящий на специальной полке для больших книг, в основном по искусству, альбом Альбрехта Дюрера с автопортретом на обложке.
Издан он в Италии в 1963 году. Много позже, когда я немного выучила итальянский, то смогла не только рассмотреть его, но и прочитать текст. Еще позже увидела знакомые с детства картины в подлинниках – в Лувре, в Старой Пинакотеке Мюнхена. Альбом этот и сейчас у меня перед глазами – в нем есть и биография «величайшего немецкого живописца и графика XVI века», но переводить ее полностью я не буду: не так уж мой итальянский хорош, да и найти ее в другом месте несложно.
Нюрнберг. По следам Дюрера
И вот я, наконец, в Нюрнберге –
здесь художник родился 21 мая 1471 года, здесь прожил всю жизнь – 57 лет (не считая, конечно, путешествий: в Кольмар, Италию, Нидерланды). Со мной дочь – она тоже с малых лет помнит вышеназванный альбом в доме бабушки и дедушки.
Мы идем к дому мастера от Главного ж/д вокзала, мимо ажурной готической церкви Фрауенкирхе, или Девы Марии (на фото выше) с ее часами с движущимися фигурками. Это главный храм города, и выходит он на самую знаменитую Рыночную площадь Германии, где всегда царит оживление.
Выходим на другую площадь – Альбрехта Дюрера.
В центре ее – памятник.
Между прочим, это первый в Германии памятник художнику и один из первых – некоронованной особе. Что-то вроде нашего Минина или Пожарского, причем памятник Дюреру появился на десять лет позже московского.
Церковь святого Себальда
Здесь же рядышком – церковь св. Себальда.
Маленький Альбрехт ходил в школу при ней: она была ближайшей к дому, где он жил в детстве – расположена она и неподалеку от дома, сохранившегося по сей день, в котором Дюрер провел последние годы своей жизни. Всю жизнь художник был прихожанином этой церкви, по его рисункам выполнен витраж, украшающий ее и поныне.
Церковь св. Себальда – великолепный образец готического искусства. Внутри ее находится серебряный реликварий конца XIV века, заключенный в кружевной чугунный «футляр» начала XVI.
Впечатляет и резьба, и роспись статуй, триптихов.
Само здание сооружено в XIII – XIV веках, в нем можно видеть и романские, и готические элементы.
И даже позднеготические: башни были закончены лишь в конце XV века.
Оно огромно: не сразу обойдешь его кругом,
тем более, что и в Нюрнберге (а не только в Москве) повсеместно ведутся строительные работы.
Но вот и средневековый квартал, где стоит дом-музей Дюрера – за фахверковыми домами, не пострадавшими от бомбардировок во время Второй Мировой войны, видны бастионы Нюрнбергского замка.
Дом, что слева – так называемый дом Пилата. Узнать его легко: на углу – статуя св. Георгия в рыцарских доспехах. Рядом – старейшее фахверковое строение города, датируемое XIV веком. Видно также, что в нем расположился ресторан «У Альбрехта Дюрера». Но мы, решив подкрепиться перед посещением музея, идем не туда, а в прославленный своей кухней «Schranke», разместившийся тоже в фахверковом доме, но 1600-х годов.
Правда, надо отметить, что обслуживала нас весьма хамоватая официантка, но еда в ресторане действительно вкусная и типичная, а главное – он расположен ровно напротив дома Дюрера.
По следам Дюрера. Дом Альбрехта Дюрера
Дом построен около 1420 года. Дюрер прожил здесь с семьей, учениками и подмастерьями двадцать лет, до самой своей смерти в 1528 году.
Вот вид дома с другой стороны.
Вход в музей оказался для нас дешевле, чем для остальных посетителей: мне сделали скидку по гидовской карточке, дочке – по международному студенческому айсику.
К тому же дали талончик, по которому мы потом получили подарок в сувенирном магазине напротив – открытку с видом дома в XIX веке (гравюра Лоренца Риттера).
Старый вид дома можно лицезреть и на макете внутри. За дополнительную плату мы могли прослушать рассказ о доме и жизни семьи от лица его жены Агнес.
Но мы удовольствовались обычным аудиогидом, входившим в стоимость билета.
Дом Дюрера, как и окрестные здания, не пострадал от бомбежек: в нем сохранилась старая крутая лестница,
ведущая на второй этаж, где воссозданы некоторые интерьеры: кухня с огромной печью, гостиная
со старинным буфетом, причудливой люстрой в виде трехголового дракона
и изразцовой печкой,
мастерская с красками
и станком для печати гравюр.
На первом этаже развешены копии работ мастера,
сам он смотрит на вас из темноты,
есть также картина, где он изображен со своими современниками.
Близ дома начинается имитация крестного пути, заканчивающаяся на кладбище св. Иоганна, где похоронен Дюрер. Это довольно далеко, и мы туда не добрались. Даст Бог, мы еще вернемся в Нюрнберг. Он нам очень понравился – и тогда непременно поклонимся праху великого творца.
Марина,спасибо большое. Почитала с удовольствием.Меня восхищают острая наблюдательность и рука Дюрера,фигурально выражаясь. Какой божественный дар был дан ему. Сколько впечатлений и удовольствия может получить зритель от его великолепного наследия. Вам респект,написано так по-доброму вдумчиво.
Какая прекрасная экскурсия! С удовольствием узнала для себя много нового и интересного. Собор Св. Себальда очень похож на Собор св. Вита. Я даже перечитывала несколько раз текст, ища упоминание о нем!)
Оксана, спасибо за отзыв! Многие западные костёлы (как и православные храмы) выглядят очень похоже. Что поделаешь – в рамках строгого канона мастера часто повторяли не только структуру, но и убранство церквей.
Как красиво! И, я бы сказала, редкая ассоциация. Сколько всего нужно знать, прочитать, повидать, чтобы так ассоциировать! А Краков – моя пока не осуществленная мечта.
Марина, у людей складываются интересные ассоциации в зависимости от приобретённого жизненного опыта. Я вот с Дюрером никогда Нюрнберг никогда не связывала, потому что в нашем доме такого замечательного альбома не было, да и не интересовалась жизненным путём мастера, к своему стыду. Так что Вы несёте большую просветительскую роль, за то отдельная благодарность.
Краков очень хорош! У нас есть тоже тайна задумка вернуться туда. Когда мы были в Кракове, то музей Чарторыйских был закрыт на реставрацию, коллекция путешествовала по Польше. Мы обрадовались, что увидим “Даму с горностаем” в Варшаве, куда собирались после Кракова. “Ухо от шленджа”, – как говаривал герой польского фильма “Ва-банк”. Мы опоздали на один день, когда приехали в польскую столицу, из Варшавы выставку уже увезли.
Марина, очаровательный рассказ. Для меня Нюрнберг всегда ассоциировался с именем немецкого резчика по дереву Витом Ствошем. Он выполнил великолепный алтарь в Мариацком костёле Кракова. В голове при слове “Нюрнберг” всегда всплывают строки Константина Галчинского, польского поэта:
«Его сердце взял Краков, словно яблоко с ветки.
И, никем не оплакан, он пропал в Нюрнберге».