Бавария. Кёнигзее

190
Оберзее

Когда летом 2014 я гостила у сестры в Баварии, в городе Бад Райхенхаль, мы решили провести один день на озере Кёнигзее.
Кёнигзее
После прогулки по озеру собирались подняться на золотом лифте в «Орлиное гнездо» – «чайный домик» Гитлера, расположенный на высокой горе над городом Берхтесгаден. А вечером, по возвращении в Бад, сходить на концерт классической музыки в кургартене, о котором я писала в рассказе «Бавария. Бад Райхенхаль».

День начался с традиционного «завтрака под зонтом» (см. тот же рассказ), а сразу после него мы поехали на Кёнигзее прямым автобусом, отходившем от автовокзала Бада. Автовокзал находится рядом с железнодорожным, автобусы ходят часто и по расписанию, с которым можно ознакомиться здесь же, на вокзале (лучше сделать это заранее). Накануне я именно так уезжала в Зальцбург.

К озеру

До Кёнигзее добрались быстро – меньше, чем за час, а по пути из окна автобуса осмотрели Берхтесгаден, где с 30-х годов находилась резиденция Гитлера. Там же жили Геринг и Борман. Сильные мира сего знали толк в таких вещах: Берхтесгаден – очаровательный городок, в общем похожий на Бад Райхенхаль, стоящий в окружении гор. Правда, от Гитлера и компании в нем практически ничего не осталось – вот небольшая справка из Википедии:

«Большая часть построек, созданных при нацистах, была уничтожена баварскими властями по согласованию с американским военным командованием, чья база долгое время была на этом месте после войны, чтобы они не стали местом паломничества неонацистов. 30 апреля 1952 года (в годовщину смерти Гитлера) был взорван Бергхоф (собственно резиденция). В конце 1990-х баварское правительство разрушило значительную часть из оставшихся стен зданий, а также подземный бункер, находившийся под Бергхофом. На месте дома Геринга была построена пятизвёздочная гостиница Intercontinental. Также на месте бункера действует музей национал-социалистической диктатуры Haus der Berge, целью которого является честный рассказ о деятельности нацистов до прихода их к власти и в период их управления Германией.»

Доехав до Кёнигзее, мы, конечно, не сразу устремились к озеру. Тем более что случайно вышли не на той остановке – примерно в десяти минутах ходьбы от берега. По моей философии жизни, любое мало-мальски важное предприятие должно начинаться с чашки (как вариант – пластмассового стаканчика) кофе, который мы с успехом и выпили на террасе ресторана, построенного в стиле шале. С террасы открывались изумительные альпийские просторы, а стоящая у входа в ресторан пятнистая корова, видимо, должна была символизировать альпийское же молоко, с которым мы пили кофе, и которое входило в состав поданных к нему маленьких шоколадок. Поданных, конечно, на блюдечках, рядом с самыми настоящими и даже очень красивыми чашками.

Кёнигзее

Утро было солнечное и предвещало великолепный ясный день.
Покончив с кофе, мы, наконец, двинулись к озеру – сначала вдоль пустого шоссе, а затем вдоль многочисленных сувенирных магазинчиков. Дошли до берега, и тут… у меня в самом прямом смысле перехватило дыхание. Честно говоря, не думала, что что-то в Европе еще может меня так поразить! А думала, что уже все повидала, и любое новое будет лишь перепевами старого… Но нет – оказалось, что нет предела прекрасному!

Про озеро

Довольно большое озеро Кёнигзее площадью 5,22 км² не видно целиком с того места, куда приходит автобус. Виден лишь маленький его кусочек, со всех сторон окруженный высокими горами – создается впечатление замкнутого пространства, и трудно себе представить, что, петляя между гор, озеро протянулось на 20 км.

Кёнигзее

Странным образом это место в Баварии вызвало в моем воображении Китай: нечто подобное я видела в фильме «Разрисованная вуаль», или «Узорный покров» (в оригинале – “The painted vail”), снятом по роману Сомерсета Моэма.

Вода в озере – потрясающего изумрудного цвета. Считается, что она очень чистая: Кёнигзее рекламируется как самое чистое озеро в Германии.

Водная прогулка

По озеру Кёнигзее курсируют небольшие кораблики – чтобы увидеть его во всей красе, нужно обязательно на таком прокатиться.

Кёнигзее

Кораблик делает несколько остановок, а именно три, и можно купить билет до любой из них. А можно купить до конца, но выходить на каждой остановке, а потом продолжать путь по тому же билету. Мы с сестрой сделали так: купили самый дорогой билет (если не путаю, за 12 евро) и решили доехать до конечной, то есть до противоположного конца длинного и узкого озера, там погулять, а по дороге обратно выходить и гулять на других остановках. Кораблик уже стоял у причала

и очень скоро заполнился до отказа.

Путешествие по Кёнигзее началось!

Кёнигзее

Вода как будто становилась все более и более изумрудной, с обеих сторон с гор стремились небольшие, но многочисленные водопады – видите в левой части этого фото узкую белую полосочку?

На другом фото водопад крупнее, но не так четок (чтобы не сказать, что совсем не четок 🙁 ).

А вот еще из википедии:

«Расположение озера среди высоких гор порождает чистое и ясное по звуку эхо. По традиции, принято во время экскурсии по воде остановиться и протрубить, чтобы продемонстрировать эхо».

Было оно продемонстрировано и нам: кораблик притормозил, помощник капитана встал у открытой двери с трубой, протрубил несколько раз, дал нам возможность насладиться ответом гор, а потом пошел по рядам. Теперь уже не с трубой, а не то с шапкой, не то с коробкой. С чем именно, точно не помню – помню только, что пришлось расстаться с двухъеврововой монеткой.

Вацманн

Проплывали мы и третью по высоте вершину Германии – Вацманн (2713 м). Вернее, Вацманн – это гора с несколькими вершинами – одна самая высокая, другая пониже, остальные еще ниже, примерно одного уровня. По местному преданию, они символизируют короля, королеву и их детей – королевен и королевичей.

Наконец вдали показался последний причал.

Кёнигзее
Выйдя на нем, я мечтала сразу искупаться, однако оказалось, что это запрещено. Зато мы приметили рядом с причалом ресторан и решили, что, нагулявшись, обязательно в нем перекусим.

А пока пошли мимо ресторана по тропе,

ведущей к другому озеру – Оберзее.

Оберзее

Домик Геринга и обед

И здесь стояла табличка, запрещающая купание, хотя у берега барахталось несколько французских детей. Я была немного расстроена, потому что мечтала о купании с самого утра – но что поделать? Мы стали пробираться через лес по берегу озера: по нашей информации, на другом его берегу должен был находиться водопад и бывший охотничий домик Геринга.

Сейчас в домике рыбный ресторан – почему бы не отобедать в нем? Тоже хороший вариант! Однако, очень скоро наш пыл начал понемногу угасать: лесные тропы оказались трудно проходимыми. Навстречу нам попался спортивного вида юноша лет пятидесяти, бодро вышагивавший в кроссовках. Он выразительно потыкал пальцем в направлении наших босоножек и сокрушенно покачал головой. Мы расценили эту встречу как знак и, решив не искушать судьбу, развернулись на 180 градусов. Нашли на берегу Оберзее подзорную трубу и полюбовались домиком Геринга издалека. Видите маленький черный штрих у самой воды в центре фото? Это он и есть.

Кёнигзее

Налюбовавшись, вернулись в первый ресторан

и там вкусили рыбы, жареной в панировке, с жареной же картошкой и соусом типа тар-тар. Запили, разумеется, местным пивом. Фантазировали, что рыба выловлена только что, в этом же озере – нужды нет, что это было не так, зато это добавило хорошего настроения и радости от вкусного обеда.

Правда, после рыбы и пива нас несколько разморило, и, вновь загрузившись на корабль, мы поленились выходить на остановках, как было задумано изначально. Ограничились обзором расположенной на одной из них церкви св. Варфоломея с борта нашего судна.

Кёнигзее

Вторая же остановка, как нам теперь показалось, вообще не представляла туристического интереса. Возможно, будучи самой близкой к пункту отправления, она была создана специально для тех, у кого мало времени или кому дорого платить за всю прогулку. Так, усталые, но счастливые, как писали в школьных сочинениях, мы вернулись туда, откуда начали водное путешествие.

День был по-прежнему прекрасен, времени до его конца оставалось еще предостаточно, и у нас было еще столько планов! Однако я не могла покинуть озеро, не искупавшись. Пока плыли назад, я частично справилась с разморенным состоянием и решила завершить этот процесс погружением в холодную воду. Пляж – единственное место, где можно было купаться – оказался довольно далеко, и я, пока еще не слишком бодро, побрела к нему. А моя сестра, которая со своим состоянием не справилась, решила остаться в кафе у причала и выпить еще кофейку.

Продолжая любоваться все новыми и новыми видами озера, открывавшимися с разных ракурсов, я пришла на пляж, где не было ни души. Разделась, аккуратно сложила одежду на берегу и с наслаждением окунулась. Вода была ледяная, но мне не привыкать: непростая жизнь круизного гида приучила меня купаться в мае в реке Свирь и даже в Онежском озере, с которого в это время еще не всегда сходит лед.

Кёнигзее. Из воды в воду

Наплававшись вволю и уже собираясь вылезать из воды, я подняла голову и вдруг обнаружила, что небо над ней из яркого-синего и безоблачного стало абсолютно черным. Не успев поразиться столь внезапной перемене, я почувствовала, что меня заливает струями сильнейшего дождя. Что делать? Пересидеть дождь в воде? Но одежда, сложенная на берегу, наверняка уже промокла. Да и скрыться от ливня негде, так что сидение ничего не даст. Я вышла на берег, натянула вмиг облепившие меня тряпки и под дождем не спеша вернулась к причалу. Когда дошла до него, в небе вновь сверкало солнца – потопа как не бывало. Сестра ждала меня возле кафе: в нем смыло столы, и струи грязной воды текли по ногам, но сестра успела где-то спрятаться и теперь, в отличие от меня, была совершенно сухая. Я надела ее неиспользованный, не успевший вымокнуть купальник, и на мне он тотчас стал мокрым от моей одежды.

О чайном домике Гитлера пришлось забыть. По счастью, мы снова наткнулись на подзорную трубу и осмотрели его издалека. «Ничего, – сказала я себе. Я ведь приеду еще раз и тогда устрою себе путешествие «по следам Гитлера». Съезжу в Нюрнберг, а здесь посещу «Орлиное гнездо». Забегая вперед, скажу, что по дороге в Москву, перед вылетом, я гуляла по Мюнхену и не успела побывать в старинной пивной, где произошел знаменитый «пивной путч», положивший начало карьере фюрера. Ее я тоже добавила к маршруту «тематической экскурсии» – надеюсь, никто не поймет меня превратно.

А пока надо было что-то делать, как-то высыхать. Первой мыслью было купить новую одежду – но продававшиеся в немногих еще открытых магазинчиках бриджи и футболки были дороги и так страшны, что во второй раз я бы их не надела. Вот если приобрести баварский народный костюм! Я уже представляла себе, как буду выступать в пышной юбке с фартуком и зашнурованной жилетке, надетой на белую блузку… как вдруг последний магазин закрылся у меня перед носом. Что ж, придется высохнуть естественным путем – и такое уже бывало в жизни.

Домой в Бад Райхенхаль

Тут оказалось, что последний прямой автобус до Бада тоже ушел. Мы доехали автобусом до Берхтесгадена, а там пересели на электричку, отправления которой ждали довольно долго. В Бад я приехала почти сухая, но основательно продрогшая. К тому же стали сгущаться сумерки, и повеяло альпийской прохладой. Так что про концерт в кургартене мы тоже забыли и, вместо этого, бегом устремились к дому. Там я, совсем не по-немецки не экономя воду, долго стояла под горячим душем.

И вообще в этот вечер мне, насквозь прозябшей и оттого несчастной, уже не хотелось немецкого колорита, а хотелось тепла Родины. Поэтому мы не стали, как делали обычно, ужинать приготовленными сестрой немецкими блюдами и запивать их немецким же, прохладным белым вином. А открыли бутылку водки и банку красной икры, привезенные мною из Москвы, и, как следует, выпили и закусили. А потом завалились спать под теплыми одеялами. Так, по-нашему, по-русски закончился этот незабываемый день в Баварии.