Музей декоративного искусства появился в Москве в 1981 году. Разместился он во дворце графа Остермана, построенном в конце XVIII века. Без малого сто лет дворцовый комплекс занимала духовная семинария, а после 1918 года его использовали для разных государственных учреждений. И только в 1979 году судьба дворца решилась наилучшим образом. В нём открыли музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества. В настоящее время он лаконечно называется Всероссийским музеем декоративного искусства (ВМДИ).
Музей декоративного искусства. Экспозиция
По популярности музей значительно уступает другим художественным музеям Москвы. Но в последнее время, благодаря различным выставкам и грамотной популяризации коллекции, ВМДИ старается идти в ногу с активной художественной жизнью столицы.
Коллекция декоративного искусства постоянно обновляется. Во дворец Остермана на Делегатской улице можно ходить каждые полгода и заставать в нём разные экспозиции и тематические выставки. Некоторые из них остаются в музее на несколько месяцев, другие показывают всего три-четыре недели. При этом основные разделы музея остаются неизменными. Какие это разделы?
- Предметы народного творчества.
- Артефакты из дерева – резьба по дереву, игрушки, бытовая утварь;
- Камнерезное искусство;
- Резьба по кости;
- Керамика и фарфор, в том числе агитационный фарфор;
- Предметы из камня и металла;
- Шедевры из стекла;
- Ткани и ткачество;
- Живопись и графика.
В рамках этих и других тем музей меняет экспозиции. Многие вещи временно выставляют из хранилищ музея, некоторые привозят из декоративных мастерских других городов. Мне нравится, что музей уделяет большое внимание работам современных творцов. Провинциальные мастерские и авторские вещи не столь известны, как, например, артефакты кустарного музея или предметы Абрамцевских или Тенишевских мастерских. Но фантазия и мастерство современных умельцев достойны внимания, например, панно из ткани в технике пэчворк.
Очень интересной стала выставка художника-самородка примитивиста Ивана Егоровича Селиванова (1907 – 1988). Множество его картин хранится в запасниках музея декоративного искусства, гастролируют по городам и весям.
В залах агитационного фарфора
Интересны керамические творения. Здесь можно увидеть торшеры А.Родченко
и конструктивистский сервиз К.Малевича.
Вполне возможно, что когда вы придёте в музей, то застанете в залах совсем другие вещи. Обычно на постоянной экспозиции в витринах с агитационным фарфором можно увидеть работы Елены Данько, Натана Альтмана, Сергея Чехонина, Николая Суетина, Ильи Чашника и других авангардистов.
Русский стиль. От историзма к модерну в музее декоративного искусства
Есть в музее декоративного искусства и неизменные экспозиции. На втором этаже с 2017 года в нескольких залах открыта постоянная выставка “Русский стиль. От историзма к модерну”. Признаюсь, что это моя любимая экспозиция.
Не перестану любоваться керамической облицовкой камина Врубеля.
Мастер выполнил три камина, один хранится в собрании Третьяковской галереи, другой – в музее декоративного искусства. Мы подробно рассказывали о сюжете “Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича” и приёмах Михаила Александровича при работе в Абрамцево.
Собрание керамических шедевров Врубеля сравнимо с коллекцией мастера в ГТГ.
В залах выставки посетители узнают, что Александр Яковлевич Головин тоже работал в гончарной мастерской С.И.Мамонтова. Сохранилась братина, выполненная художником в виде брутального петуха и его гарем – четыре приземистые раздобревшие наседки в виде ковшей.
На экспозиции посвящённой искусству модерна, можно увидеть множество самых разных вещей – деревянную расписную резную мебель, фарфор, ювелирные произведения, стекло и керамику.
Все вещи выполнены разными мастерами, но их объединяет единый стиль.
Музей декоративного искусства. Выставка “Удивительные мелочи”
В апреле 2024 года в музее на временной экспозиции представили миниатюрные артефакты. Выполнены они в различный техниках – бисероплетение, живопись, резьба по камню, фарфор, эмали, ювелирные предметы, керамика и косторезное искусство. Объединяет их одна тема – все предметы относятся к определению “миниатюра”.
Миниатюра – это особый жанр изобразительного искусства, воспроизведение предметов окружающей действительности в уменьшенном в несколько раз масштабе. Жанр миниатюры даёт возможность мастерам показать своё ювелирное искусство и блестящее владение той или иной техникой.
Миниатюра в XVIII – начале XX столетия – это всегда милый сердцу предмет. Он напоминает о памятном событии или о дорогом человеке, вызывает чувства уюта и тепла. Это знакомые предметы, окружающие человека в повседневной жизни. На выставке представлены и артефакты, выполненные в середине и конце XX столетия. Это авторские вещи, вышедшие из разных мастерских.
Витрины с миниатюрами объединили по тематическому принципу. “Дамский уголок”, “Детский мир”, “Лаковая история”, “Мужской кабинет”, “Кухонный уголок”, “Мир животных”, “Повседневная жизнь”. Поэтому в витринах можно встретить как предметы начала XIX века, так и изделия советского времени.
В витрине раздела “Мужской кабинет” умиляет крохотный набор серебряных золочёных и чернёных шахмат, выполненный мастером Л.А.Метлиным в 1960 году на Подольской ювелирной фабрике села Подольское Костромской области. На фотографии выше шахматы стоят на крохотном столике в левом нижнем углу витрины. Представляем увеличенный снимок.
В дамском уголке меня очаровали бисерные кошельки. Все они относятся к первой половине XIX века, сплетены из разноцветного бисера.
Бисер применялся цветной, венецианский, богемский. Использовали льняные нити или шёлк, непременно требовалась металлическая нить. Подобные кошельки выполняли техниками низания и вязания крючком.
Эгломизе
Есть на выставке артефакт, представляющий технику эгломизе – это выполненное из фольги изображение на стекле, межстеклянное золочение. Эгломизе считается древней техникой, она пришла в Европу с Востока, ею владели в Древнем Египте и Византии. Название техника получила по имени французского художника и гравёра Жана-Батиста Гломи. В конце XVIII века он популяризировал предметы, урашенные золотой или серебряной фольгой с силуэтными рисунками. На выставке представлен парный портрет, где неизвестны и имя мастера, и имена портретируемых. Установлено, что эгломизе выполнено в начале XIX века.
***
Мир животных на выставке “Удивительные мелочи” представляют пернатые. Думаем, попугайчики заинтересовали бы музей зарубежного искусства в Ярославле, там собрали великолепную коллекцию фарфоровых попугаев.
Умилили кролики и погонщица гусей. Животных создали в Хотьково в 50-е годы прошлого века, сделаны они из кости.
Нельзя не восхититься удивительными миниатюрными кухонными приборами. Автор и исполнитель серебряного позолоченного чайного сервиза с самоваром – Л.А.Метлин, его шахматы мы уже показывали.
Комплект кувшинов и пивных кружек из Вестервальда (Германия) вызвал у меня здоровую зависть. Вот бы пополнить ими мою коллекцию вазочек!
Артефактам уже больше ста лет, их выполнили на рубеже XIX-XX веков.
Обзор миниатюрной выставки завершим миниатюрными портретами
и цитатой историка Н.Н.Врангеля, опубликованной в работе “Миниатюра в России”:
“Когда-то давно, в начале XVIII столетия, полюбили у нас этих маленьких игрушечных людей, увлеклись странной и фантастической прелестью Миниатюры… Можно хранить и беречь, как талисман счастья, родные черты. И оправить в серебро, в золото, украсить каменьями, сзади прикрепить локон в виде буквы монограммы… В этой интимной прелести – обаяние целой эпохи…”.
Косторезное искусство
Творения мастеров резьбы по кости представляют несколько камнерезных центров – Холмогоры, Якутск, Тобольск и другие. Многие предметы находятся на постоянной экспозиции. Но в музее можно застать и привозные вещи. Например, нам посчастливилось рассмотреть два комплекта шахмат из дерева и моржовой кости, выполненные в 30-х и 70-х годах XX века. Мы рассказали о них в трёхминутном видео-ролике.
Музей декоративного искусства. Посетителю на заметку
Музей декоративного искусства расположен на внешней стороне Садового кольца недалеко от улицы Каретный ряд.
Адрес: улица Делегатская, д.3.
Ближайшее метро – Цветной бульвар. Пешком можно пройти от станций “Маяковская” или “Новослободская”.
Если ехать по Садовому кольцу на автобусе “Б”, то можно выйти на остановках “Каретный ряд” или “Театр им.Образцова”. Музей расположен в равной удалённости от них. Мы считаем, что лучше ехать до театра Образцова. С внутренней стороны Садового кольца удобно переходить дорогу по подземному переходу. Если выходить у Каретного ряда, вас ожидают долгие светофоры наземных переходов.
Выходной день в музее в понедельник.
Открывается музей в 10.00, по субботам – в 12.00. В четверг и в субботу работает до 21.00, во вторник среду, пятницу и воскресенье открыт до 18.00.
Всероссийский музей декоративного искусства – один из самых спокойных музеев Москвы. Посетителей там немного, очередей в кассу нет. При входе вас встретит грамотный сотрудник и сориентирует в залах обширной экспозиции. Коллекция музея чрезвычайно богатая и необычная. На её внимательный осмотр уйдёт около двух часов. Экипаж “По городам и странам” рекомендует непременно побывать в этом музее.
О выставках в Москве в 2024 году мы рассказали в отдельной публикации.