Музей автомобилей в Скрадине. Весной 2019 года мы путешествовали по Хорватии. Водопады Крка занимают особое место среди её природных красот. В местечке Скрадин рядом с водопадами мы случайно обнаружили и посетили весьма интересный музей автомобилей. Он рассказывает об особенностях автомобилизации Югославии. Ведь эта страна оказалась на стыке капиталистического мира и социалистического лагеря.
Югославия была удивительной страной. С одной стороны, она считалась социалистической. С другой стороны, в Варшавский договор и СЭВ государство не входило. Её авторитарный правитель Иосип Броз Тито разрешал своим подданным носить джинсы, слушать рок-музыку и даже ездить на иностранных автомобилях, хотя в Югославии по лицензии производили немало своих машин.
В Югославии удивительным образом сочеталась капиталистическая и социалистическая автомобилизация. По дорогам страны колесили машины из Западной Европы и США, Польши, ГДР и Советского Союза. И тем, и другим посвящен музей автомобилей в городке Скрадин в Хорватии.
Музей автомобилей. Восточная Европа
При въезде посетителей встречает скромный Фиат 126р (р – на латинице значит “польский”). Машинка маленькая, смешная, но ездящая. Разработали её в Италии, но собирали в Польше. Для небогатого восточноевропейского потребителя она оказалась весьма кстати.
Самый старый автомобиль в коллекции музея – это грузовой Лаурин и Клемент из Чехии. В музее мне сказали, что он был первым автомобилем в Далмации. Грузовик специально не реставрировали.
Автомобильная промышленность социалистического лагеря представлена несколькими машинами. Одним из самых распространённых был Трабант из ГДР. Трабант по немецки означает “спутник”. Название появилось в 1957 году после запуска первого искусственного спутника Земли. Эта смешная машинка с кузовными панелями из дуропласта и двухтактным двигателем произодилась больше тридцати лет. Она была весьма доступной. Отсюда возник дефицит. Восточные немцы записывали на неё новорожденных детей и их очередь подходила как раз к совершеннолетию. Таких машинок сделали немало и “траби” до сих пор попадаются на дорогах.
Польский Фиат 125р был весьма популярным и престижным. В фиатовской иерархии эта модель стояла по полступеньки выше 124-го, ставшего предшественником “Жигулей”.
В коллекции восточноевропейских автомобилей обязательно должна быть “Шкода”. Это обычный автомобиль рубежа 70-х-80-х годов за исключением компоновки. В старых Шкодах, как и в Запорожцах, двигатель расположен сзади. Ещё одна любопытная деталь именно этой модели: крышка багажника (он, напомню, спереди) открывается не вперёд или назад, а вбок.
Есть в музее и “уголок автосервиса” с Вартбургом универсалом и Фиатом 126р на подъёмнике.
Автопром СССР
Музей автомобилей в Скрадине представляет и продукцию страны советов. СССР активно экспортировал Москвичи, Жигули и даже Запорожцы. Продавали их по демпинговой цене, потому что коммунистический режим нуждался в твёрдой валюте. Москвич 2140 – довольно редкий гость на европейских дорогах. Ведь это слегка перелицованный Москвич 412, который изрядно устарел к концу 70-х годов и спросом не пользовался.
Запорожец 968М или в просторечии “мыльница” служил источником многочисленных анекдотов. Тем не менее благодаря сверхнизкой цене машинка продавалась даже в Италии. Запорожец давно стал редкостью в том числе и в России.
ВАЗовская “четвёрка” представлена в виде автомобиля югославской милиции. Возможно она изначально была таковой.
Югославские автомобили
Во времена Тито в Югославии производили немало самых разнообразных автомобилей по европейским лицензиям. Больше всего машин сделали в Крагуеваце. Этот город находится в Сербии. Завод назывался Црвена Застава, по сербско-хорватски “Красное Знамя”. Машину обычно называли просто Застава. Копии маленьких Фиатов 600 до сих пор попадаются в глубинке. У них есть своё собственное прозвище “фича” и фан-клубы по всем балканским странам.
А это Застава 128 – копия итальянского Фиата. Она немного поменьше Жигулей, зато переднеприводная.
В столице Боснии и Герцеговины Сараево собирали Фольксвагены. Гольф 1 до сих пор встречается и в Сербии, и в Хорватии, и в Черногории.
Французский народный автомобиль Рено 4 собирали по лицензии в словенском городе Ново Место (не путать с Новиградом). Они до сих пор попадаются на балканских дорогах не реже, чем во Франции.
Музей автомобилей. Западная Германия
В Югославии на равных ездили машины из Восточного блока и Западной Европы. Американских машин на Балканах было немного. Символом роскоши и власти служил “Мерседес”. В музее представлены две старинные машины этой марки.
Мерседес w120, так называемый “понтон” – первая машина марки без выступающих крыльев. Она пришла на смену устаревшей довоенной модели и стала одним из символов немецкого “экономического чуда”. Если w120 – это пятидесятые годы, то w108 появился в начале шестидесятых годов. Это предтеча будущего s-класса, роскошный и дорогой автомобиль. В нём нет столь привычных электрических стеклоподъёмников, климатической установки и выхода в интернет, зато есть настоящая крупповская сталь, натуральная кожа и благородное дерево.
Конечно в музее есть Фольксваген Жук. По ссылке вы найдёте подробное описание музея Фольксвагена в Вольфсбурге. Скоро 40 лет, как Жука сняли с производства в Европе, а он до сих пор попадается на дорогах.
Тут же стоит и Фольксваген поновее – модель 1500. Её начали делать в начале 60-х годов как замену “Жука”, да только последний пережил своего потомка на добрых 10 лет.
Есть в музее и легендарный “булли” или транспортер т1. Его нашли где-то на задворках заброшенной фермы и в таком виде приволокли в музей.
Говоря о немецких машинах нельзя не вспомнить Опель. Конечно, “каждая машина когда-нибудь станет Опелем”. Однако маленький Кадетт В рубежа 60-70-х годов
и солидный Рекорд А третьего поколения типичны для югославских серпантинов 60-70-х годов. Они попадались даже в Москве и в Ленинграде.
Ещё одна немецкая машина в коллекции это Ауди. Но не А4 и не Q3. Немногие смогут определить модель этого авто. Это ауди 60. Да-да, я ничего не путаю. В 60-х годах прошлого века никаких A3 и Q5 ещё не было. Первая “сотка” появится лишь в 1968 году. За основу тогдашних Ауди взяли кузов от ныне забытой DKW F102. Двухтактные двигатели, характерные для DKW, заменили новыми четырёхтактными моторами. Цифра обозначала мощность.
Музей автомобилей. Итальянские авто
Земли бывшей Югославии относятся к Южной Европе или Средиземноморью. На берегах Средиземного моря существуют два знаменитые школы автомобилей – французская и итальянская. В Югославии было и есть немало итальянских автомобилей.
Бывшая Югославия и Италия имеют давние историко-культурные и политические связи. Они проявились в том числе в автопарке страны. В Югославии собирали по лицензии фиат 600 и фиат 128 под названием “црвена застава”, то есть “Красное Знамя”. О них мы упомянули выше. Ещё одной лицензионной итальянской машиной стал фургончик ФИАТ 1100Т. Причем кто-то из прежних владельцев прилепил на него эмблему… БМВ!
В экспозиции есть и оригинальные итальянские машины. В их числе роскошный фиат 2300 60-х годов. Цифры обозначают рабочий объём двигателя. 50 лет назад 2,3 литра считались очень серьёзным агрегатом. Такой не стыдно было поставить на флагман модельного ряда фирмы.
Французские автомобили
Теперь обратим внимание на французские машины. В их числе очень красивый Пежо 404. Машина оказалась весьма удачной, её выпускали добрых 15 лет. За комфорт и надёжность её прозвали “французским Мерседесом”.
Маленький пежо 104 относится к типичным французским микроавтомобилям. Однако он не снискал лавров знаменитого Ситроена 2cv или Рено 4.
Великолепный ситроен СХ в санитарном исполнении относится к безусловным редкостям. Машину выпускали добрых 15 лет. Впрочем, все старинные ситроены были настолько удачными, что задерживались на конвейере на десятилетия.
Во дворе музея стоит ещё не реставрированная СИМКА 1100. Сам по себе автомобиль довольно заурядный, но фирму СИМКА 50 с лишним лет назад купил Крайслер, потом продал альянсу Пежо-Ситроен. В итоге эта марка просто исчезла добрых 40 лет назад.
Это не единственный автомобильный музей, который мы посетили во время наших путешествий.
В Чехии мы познакомились с историей завода Татра и экспозицией Национального технического музея.
Господа, спасибо Вам большое за обзор коллекции музея. Про этот музей упомянула наш гид, когда мы ездили на экскурсию в заповедник Крка. Времени на посещение, конечно, не было. Теперь виртуально посмотрел экспонаты. Благодарю, очень интересно!
Тимофей, спасибо за отзыв. Коллекция скромная, но есть несколько интересных экземпляров. Благодарим за Ваш интерес.
Отличная подборка, спасибо большое! Интересная идея оставить в музее машину в том виде, как нашли её. Фермерский антураж потешный.
Нам тоже понравился этот экспонат. Но, думаю, его со временем отреставрируют. Если любопытно, предложим посмотреть на старинные автомобили, которые мы видели на улицах Чехии, Франции, Польши. У нас есть подборка бельгийских, немецких и голландских авто-ретро.