“Модерн в русской иконе” – так назвали камерный показ православных образов в выставочном зале Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Выставка продлится до 20 августа 2023 года. Мы с огромным удовольствием взглянули на удивительные работы мастеров начала XX века. В этом небольшом обзоре поделимся впечатлениями и покажем несколько икон.
Модерн в русской иконе
Стиль модерн влился в православное искусство на очень короткое время – на какие-то два десятка лет. Но спрос на иконы, написанные в рамках стиля был высок и подобных вещей выполнили сравнительно много.
Искусство этого направления в советское время считалось упадническим, декадентским. Искусствоведы обходили модерн стороной, многие вещи пропали.
Уникальные иконы этого направления сохранили в своих коллекциях собиратели христианской живописи и стиля модерн. Большинство работ для выставки предоставили частные коллекционеры.
Несколько шедевров привезли из музеев христианского искусства Московской духовной академии Свято-Троицкой Сергиевой лавры и русской иконы имени М.Абрамова.
С первого взгляда показалось, что в камерных помещениях выставочного пространства показали только религиозную живопись начала XX века.
У образа великомученика Георгия мы дружно воскликнули: “Ну чистый Билибин!”
***
Мы судорожно стали искать подписи на этикетках – имена авторов ликов. В экспликациях обнаружили лишь мастерские, где были выполнены образа и имена коллекционеров. А когда подошли к следующему экспонату и увидели необыкновенной красоты оклад на икону, то поняли, что на выставке представлена не только и не столько живопись.
Весь образ – это единое произведение художника и ювелира. Он сочетает тонкую живописную манеру вместе с обрамлением, с его “одежкой”, выполненными в стиле модерн.
То есть икона представлена в сочетании с ювелирными техниками и нам показалось, что именно они играют главную роль в красоте и неповторимости артефактов.
“Интересный момент, что живописные иконы, характерные для XIX и XX веков вступали с выполненными на высочайшем уровне складнями и киотами в конфликт, получалось, что икона существует ради оклада, а не наоборот. И тогда русские мастера вернулись к традициям древнерусской иконописи. Оказалось, что древнерусская икона с модерном сочетается идеально”.
– рассказала Жанна Григорьевна Белик, куратор выставки.
Как появился модерн в русской иконе
В 1896 году в Киеве освятили Владимирский собор. Адриан Прахов, профессор искусствоведения, который отвечал за росписи храма, пригласил живописцев Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и других мастеров для выполнения стенописи собора. Эти росписи и дали мощный импульс для развития модерна в православной живописи. Работы Нестерова и Васнецова стали хрестоматийными, их широко тиражировали.
Куратор выставки, заведующая научно-исследовательским отделом музея им. Андрея Рублева, Светлана Витальевна Гнутова заметила:
“Предметы личного благочестия” – это иконы не из церквей, а от частных владельцев. Их делали на заказ и передавали следующему поколению. Люди с хорошим вкусом часто обращались в фирмы Оловянишниковых и Овчинниковых. Их художник Сергей Вашков был одним из идеологов модерна. По его эскизам делали оклады серебряные с полудрагоценными камнями, киоты с басменным тиснением”.
Имя Сергея Ивановича Вашкова мы прочитали на некоторых этикетках выставки. Но до выставки я нигде не видела его работ и фамилия художника мне мало о чём говорила.
Сергей Иванович Вашков – мастер русского модерна
Работы Сергея Ивановича Вашкова сравнивали с иконами Андрея Рублева и Симона Ушакова. Именно он разрабатывал эскизы киотов и складней эпохи модерна.
Сергей Иванович родился в Сергиевом Посаде и, завершив первоначальное обучение, поступил в Императорское Строгановское училище технического рисования.
В 1900 году судьба привела ученика Сергея Вашкова в ювелирную мастерскую Карла Фаберже на практику. Талантливого ученика заметили. Ещё до получения диплома его пригласили Оловянишниковы на свою московскую фабрику церковной утвари.
Там он работал над дизайном продукции и вскоре его назначили художественным руководителем фабрики Оловянишниковых.
Прожил Вашков недолго – умер в 1914 году на 35-м году жизни. В его работах, представленных на выставке, мы подивились, как он разработал углы киотов. Вместо традиционных символов евангелистов мы увидели полуфантастических пернатых существ – голубя, орла, петуха и василиска.
Ещё одно значимое имя в истории русского модерна – А.Я.Вашуров.
Алексей Яковлевич Вашуров
Алексей Яковлевич Вáшуров – один из наиболее известных иконописцев начала XX века. Сведений о его жизни сохранилось чрезвычайно мало. Неизвестен ни год, ни место его рождения. Есть предположения (Ирины Леонидовны Бусевой-Давыдовой) о том, что он был уроженцем села Вашурова Нижегородской губернии близ Городца.
Судя по подписным иконам, первые работы его мастерской появились в 1908 году. Мастерскую Вашуров открыл в Москве и весь свой основной московский период жизни жил в районе Таганки. К счастью, все дома, где он жил, сохранились и один из его адресов находился на улице Сергея Радонежского, совсем рядом со Спасо-Андронниковым монастырём.
В ранних работах Алексея Яковлевича Вашурова прослеживается сильное влияние Васнецова. Он писал иконы по образцам, разработанным Виктором Михайловичем.
Позже в его образах появился индивидуальный почерк. Молодой художник смело совмещал иконописную традицию с новой эстетикой стиля модерн. Он работал и в темперной, и в живописной технике. Иконы мастера отличает радужная, высветленная, с тонкими переливами оттенков гамма. Сиреневые, розовые, голубые фиолетовые цвета всегда присутствуют на иконах мастерской Вашурова.
Работы А.Я.Вашурова можно видеть в музее истории религии (ГМИР) в Санкт-Петербурге, в Историческом музее и в музее храма Всех Скорбящих Радость в Москве. Они есть даже в Англии в мавзолее королевы Виктории и Альберта – это был дар Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны.
Подпись Вашурова не всегда стоит на работах мастера. В некоторых случаях атрибутировать их не очень сложно. Характерные признаки вашуровских работ это:
Нимбы.
Проработка одежд с включением в них золотых разделок (тончайших линий) хитонов Богородицы, Спасителя и одеяний святых.
Завершение ковчега.
На выставке “Модерн в русской иконе) можно видеть характерные признаки вашуровских образов, на которых нет подписей.
***
После 1917 года Алексей Яковлевич продолжал держать мастерскую, но под вывеской художника-реставратора. В 1920-м году отправился в Пермь, где в составе комиссии по оценке реквизированных ценностей отбирал артефакты для Пермского музея и фактически стоял у истоков основания этого собрания.
Через год Вашуров вернулся в Москву. Его отпустили из Перми “в связи с болезнью и необходимостью лечения” – как было сказано в документе.
Известно, что в 1925 году его мастерская перестала существовать. Последние сведения о Вашурове относятся к 1935 году, когда он передал в музей Донского монастыря несколько своих икон. Позже собрание монастырского музея переехало в Санкт-Петербург и стало основой ГМИР.
О дальнейшей жизни А.Я.Вашурова пока не найдено никаких сведений. Не известны ни дата кончины, ни место упокоения. Нам остаётся только помнить об удивительном мастере и восхищаться сохранившимися шедеврами удивительного иконописца блестящей эпохи модерн.
Сведения об Алексее Яковлевиче Вашурове я почерпнула из чрезвычайно интересной лекции Натальи Игнатьевны Комашко, научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Очень рекомендую запись лекции. Причём, будет очень полезно, если вы посмотрите её перед посещением выставки. Тогда ваш взгляд на иконы будет гораздо более глубоким, чем наше абсолютно дилетантское и неподготовленное знакомство с выставленными шедеврами.
Работы прославленных мастеров на выставке
Из громких имён на выставке представлены М.А.Врубель, В.М.Васнецов и М.В.Нестеров.
Керамические кронштейны Врубеля в виде ангелов висят над головами зрителей, их можно не заметить. Нам показалось, что лики ангелов очень напоминают “Демона Сидящего”.
Две работы представляют кисть Михаила Васильевича Нестерова. Они находятся на постоянной экспозиции в музее христианского искусства “ЦАК” Московской духовной академии. Обе работы иллюстрируют важные события в истории Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Место хранения работы В.М.Васнецова на этикетке не указано.
Иконы Спасителя
Для полноты картины и для тех, кому интересна тема, но нет возможности пойти на выставку, представим удивительные образа Спасителя.
Очень интересна модерновая трактовка новозаветной Троицы.
Богородичные образы. Богоматерь Казанская
В иконографии стиля модерн появилось несколько Богородичных икон, напоминающие западный образ Мадонн. Их нельзя причислить к определённому типу, например, Одигитрия Смоленская или Богоматерь Корсунская. Их подписывают просто “Богоматерь с младенцем”. Несколько подобных икон я показывала выше. Дополню публикацию несколькими работами.
Многие художники рубежа веков работали в традиционной манере. Одна из любимых тем – Богоматерь Казанская.
Избранные святые
Несколько икон представляют местночтимых святых. Такие образа писались в единичных экземплярах и сами по себе считаются раритетами. А выполненные в стиле модерн, входят в разряд совершенно уникальных.
Завершим обзор выставки словами директора музея имени Андрея Рублева Михаила Борисовича Миндлина о выставке “Модерн в русской иконе”:
“Обычно к модерну подмешивали то, что к нему отношения не имеет, символизм или неорусский стиль, например. Мы же показываем чистый модерн, к тому же очень концентрировано. Подобного в России, кажется, еще не было, и поэтому, когда меня спрашивают, есть ли какие-то открытия на вашей выставке, я отвечаю – вся выставка одно большое открытие. Приходите и убедитесь сами”.
Модерн в русской иконе. Посетителям на заметку
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва находится на территории Спасо-Андронникова монастыря.
Адрес музея: Андроньевская площадь, д.10.
Внимание! Музей закрыт по средам.
Часы работы музея: понедельник, вторник, четверг – с 14:00 до 21:00.
Пятница, суббота, воскресенье – с 11:00 до 18:00.
Ближайшая к музею имени Андрея Рублёва станция метро – площадь Ильича или Римская. Выходить следует на улицу Сергия Радонежского (выход № 4). Будьте внимательны в подземном переходе! В лабиринте тоннелей ищите выход № 4. К монастырю вас приведёт улица Сергея Радонежского или Гжельский переулок.
Посещение музея можно сочетать с прогулкой по Сыромятникам и по Спасо-Андронникову монастырю со старейшей каменной церковью Москвы начала (!) XV века.
На всякий случай предложим экскурсию по монастырю.
Спасо-Андроников монастырь и район Сыромятники с гидом-историком.
Рассказы о выставках собираем в разделе “Искусство”.
Также на сайте есть рубрика “Христианство”.
Был на этой выставке. Очень впечатлило! Спасибо, что оставили подробный репортаж о ней, с удовольствием вспомнил знаковые образы на выставке. И вы правы, хороши не столько сами лики, а стиль, рамы, детали. Хорошая идея была у музея.
Спасибо Вам за рассказ! Буду в Москве и непременно посмотрю выставку своими глазами! Такие иконы не часто увидишь в храмах. И не удивительно, что хранятся они в частных собраниях. Спасибо коллекционерам, за то, что показывают их и музею Андрея Рублёва за такую редкую выставку.