С.Лучишкин, К.Истомин и П.Кузнецов в коллекции ГТГ. Продолжение. В предыдущей публикации рассмотрели картины А.Самохвалова, К.Редько и С.Никритина.
Сергей Лучишкин “Шар улетел”
Сергей Лучишкин написал полотно в 1927 году. Художник вряд ли закладывал глубокий подтекст в картину “Шар улетел”. Она экспонировалась на выставке ОСТа и вызвала широчайший резонанс. Вскоре после выставки, по настоянию тогдашнего директора ГТГ Игоря Грабаря, музей приобрёл “Шар улетел” в своё собрание.
Сергей Лучишкин прожил долгую жизнь. Он часто бывал в Третьяковке и беседовал с научными сотрудниками музея, рассказывал о жизни, о творчестве. В своих воспоминаниях об этой картине он подчёркивал, что ему хотелось рассказать, как рабочие заселяются в новые квартиры. Уже в конце 20-х строились новые дома, люди получали в них комнаты и даже квартиры. Он радовался, что во дворе будут расти деревья. Лучишкин вспоминал:
“Сюжет картины возник словно изнутри, от смутного чувства утраты желаемого. Такое чувство нас часто охватывает в детстве. И, увы, сопровождает всю жизнь. Это боль потери в то же время радость оставшегося в сознании образа сливаются воедино”.
А что мы видим? Мы видим дома – монстры. Они совершенно зажимают небо, в которое улетел красный шарик маленькой девочки.
А за окнами дома обыкновенная жизнь. С одной стороны видны полки с едой, ведь холодильников ещё не было. Мать качает дитя. В другом доме женщина расчёсывает волосы, стоя у окна. А в верхнем окне над ней – самоубийца, повешенный. И ведь это нормальная советская жизнь. С едой за окном, с укладываем волос, с качанием ребенка и с невозможностью жить в этом ужасе.
***
Гладя на картину “Шар улетел” и человека, который свёл счёты с жизнью, всё, что хотел сказать Лучишкин сводится на нет, превращается в противоположность. Потому что вырастут эти деревца или нет – не известно. Пока они похожи не на деревья, а на палки. Будет ли достаточно счастливой жизнь этой маленькой девочки? Мастер своим шариком погружает зрителя в область детских воспоминаний.
В картине Лучишкин совмещает несколько точек зрения – вид сверху и вид снизу. И в результате зритель приобретает дар всевидения. Он может двинуться по аллее с чахлыми молодыми деревцами, а может подниматься и опускаться по вертикали, заглядывая в окна, где происходят события – и обыденные, и трагические.
Пространственная перспектива перекрыта забором и невозможность пройти взглядом в глубину заставляет блуждать между двумя точками-ориентирами – фигурой девочки и шаром, исчезающим в небе. И стены домов готовы сомкнуться, выпустив только шарик.
Умные зрители осмысливают то, что создаёт художник.
Константин Истомин “Вузовки”
Картина написана в 1933 году. Художник в очень лаконичной форме изображает двух девушек-студенток. Прописаны они очень чувственно. Их плечи укутаны платком и кофточкой – в доме очень холодно. Аскетизм интерьера 30-х годов и красота московского пейзажа за окном противопоставлены затемнённым фигурам на фоне этого окна.
Любопытно, что искусствоведы обнаружили перекличку “Вузовок” со знаменитой рублёвской “Троицей”.
Форму рук и позу стоящей студентки можно соотнести с образом правого ангела. Кувшин с водой играет роль чаши.
Обратите внимание на другие детали: центр выделен, в центре – стол, выписаны силуэты, правильные окружья голов, развернутость фигур.
В картине “Вузовки” чувствуется тишина, лиризм, умиротворённость. Обе девушки сосредоточены, также, как сосредоточены ангелы у Рублёва. Мы чувствуем духовное единение девушек и это в большой степени позволяет ощутить внутреннее родство картины “Вузовки” с иконой.
Сталин очень критиковал картину “Вузовки”. Ему не нравилось, что руки у “вузовок” не мозолистые, не рабочие.
Павел Кузнецов “Пушбол”
Тему спорта воспевал не только Дейнека. Рассмотрим полотно Павла Кузнецова «Пушбол». Сегодня эту игру почти забыли. Придумали это командное соревнование английские студенты в Оксфорде. Игровой шар нельзя даже назвать мячом, в диаметре он полтора метра. Главная задача игроков – передавать шар от одних ворот к другим только руками.
Для Кузнецова эта работа в какой-то степени программная. На картине мы видим лес вытянутых вверх рук. Мастер устремляет не только руки, но и помыслы своих персонажей вверх, чтобы оторвать их от грешной земли с её будничной рутиной. Композиция картины подвижная. Кузнецов взял удивительные краски, колорит картины не характерен для мастера. Здесь красный, белый и черный цвета определяют конкретику данной минуты. А ярко-красный шар похож на солнышко, к которому тянется множество рук. Работа написана в 1931 году.
Павел Кузнецов в полотне “Пушбол” сумел подметить важнейшую сторону духовной жизни народа того времени – радость жизни, оптимизм, веру в будущее.
Продолжение в статье о работах К.Петрова-Водкина в собрании ГТГ.
По материалам лекции В.М.Бялик и книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года с привлечением интернет-источников:
lavrus.art/vuzovki
www.liveinternet.ru/users/5124893/post408742883