Гора Ловчен в Черногории – это Эйфелева башня в Париже, Ватикан в Риме и Кремль в Москве. Уважающие себя путешественники непременно включают подъём на Ловчен в план поездки. Логично, что непременным пунктом нашего исследования Черногории стало посещение горы Ловчен на машине.
Делимся своим опытом и раскрываем некоторые особенности путешествия.
Гора Ловчен на машине. Теория
Ловчен (серб. Lovćen/Ловћен) — гора, замыкающая Которский залив. Завершается Ловчен вершинами. Штировник – 1,749 метров над уровнем моря. Езерски врх – чуть ниже – 1,660 метров.
Ловченом также называют национальный парк на юго-западе Черногории. Дело в том, что гора Ловчен подвержена влиянию двух разных климатов – горного и морского, Адриатического. Поэтому здесь уживаются две непохожие биологические системы с различным растительным и животным миром.
В 1952 года массив Ловчен стал национальным парком. Въезд в заповедник платный.
Вершину Езерски врх Ловчена венчает мавзолей Петра II Петровича Негоша. От мавзолея в солнечную погоду видна вся Черногория.
Ехать к вершине Ловчена стоит отнюдь не ради подъёма к мавзолею. А ради самой дороги и видов на бухту, залив, разбросанные по берегу городки и потрясающих окрестных панорам.
Негуши
На территории национального парка Ловчен расположилось село Негуши. Лежит оно на высоте 925 метров над уровнем моря. Любопытно заехать в старинное черногорское село. Жители села специализируется на производстве пршута и с удовольствием продают этот деликатес. В Негуши можно купить Вранац – это красное черногорское вино. Любителям крепких напитков предложат виноградную водку – ракию.
Известно село производством сыра и вяленой баранины. Преуспевают жители и в разведении пчёл. В Негуши всегда можно купить горный мёд. Напиток из мёда в отличие от суздальской медовухи называют медовача.
Подъём на Ловчен на машине. Психологическая составляющая
Бывалые автопутешественники могут смело опустить главу о дорожных страхах. Напишу несколько слов для тех, кто свою историю преодоления горных дорог начинает с Черногории. Подъем на гору Ловчен на машине не прост.
Обратите внимание – на фото ниже виден склон с дорогой и оцените крутизну, по которой проложена трасса.
Но ничего супер-сложного мы не наблюдали.
Считаем, что заехать туда может и неопытный путешественник. Дорожка местами узкая, примерно в полторы машины.
Но на небольшой скорости водители разъезжаются без проблем. Местные гонщики умудряются обгонять медленно ползущие автомобили туристов. Автобус, конечно, не обогнать.
Но для встречных автомобилей крупногабаритный транспорт – не помеха.
Не соглашусь с многочисленными уверениями в сети, что дорога от Котора до Ловчена не для слабонервных. Что при подъёме сердце уходит в пятки, что душа трепещет и голова кружится от высоты. От лица трусихи и человека, который панически боится высоты заявляю – на дороге к Ловчену мы не испытали ужаса, описываемого на разных источниках.
В некоторых местах, особенно на самом верху, бывает немного неприятно. Но не более того. Да, дорога крутая, виражей очень много, ехать по серпантину сложнее, чем по прямой дороге.
Но путь прекрасно защищён надёжными бетонными блоками. Они расставлены на протяжении всего подъёма.
Единственные эмоции, которые мы испытали – это восторг от видов и радость от окружающей красоты пейзажа.
Дорога на Ловчен. Смотровые площадки
Серпантин от Котора к Ловчену насчитывает 25 виражей. На карте обозначены устроенные смотровые площадки, где можно остановиться и полюбоваться видами.
Но имейте ввиду, что на самом деле на дороге гораздо больше возможностей притормозить и выйти из машины.
Едва ли не на каждом уровне серпантина есть самостийные парковки на два – три автомобиля.
Не рассчитывайте, что вы остановитесь на каждой. Часто случается, что места на таких полуофициальных площадках уже заняты, а ждать, когда люди уедут нет возможности. Дорога узкая. Если встать посреди дороги и перекрыть движение, проезжающие мимо водители вас не поймут и обидятся.
Самую первую смотровая площадку найдёте примерно в километре от Котора. С неё город виден, как на ладони.
Можно даже рассмотреть отдельные дома.
Когда будете взбираться по виражам, обратите внимание на нумерацию поворотов. Небольшие парковки найдёте на 13-м, 15-м, 16-м и 18-м языках.
Прекрасная панорамная точка есть на 24-м повороте. Увы, мы не смогли там притормозить, вся площадка оказалась забита машинами. Нам повезло на 25-м вираже. Разница между 24-м и 25 минимальная.
Можно остановиться перед селом Негуши. Там дорога уже выпрямляется. Но есть опасность тумана, имейте это ввиду.
Не расстраивайтесь, если вам пришлось пропустить какую-то из смотровых точек. Буквально на следующем серпантине будет другая и там непременно найдётся место.
Ну, не на второй, так на третьей. 🙂
Поспешу вас уверить, что виды с разных уровней примерно одинаковы. Разве что снизу вы увидите только одну часть залива, а сверху – обе бухты одновременно.
На Ловчен на машине. Виды Которской бухты
По мере того, как вы поднимаетесь вверх, Которская бухта на ваших кадрах будет всё мельче и мельче.
Сначала вы едва возьмёте в объектив весь залив целиком. Затем без труда “дотянетесь” и до окрестностей бухты.
А на самом верху сможете охватить и полуостров общины Котор, и вторую бухту залива.
С верхних обзорных точек вы сможете рассмотреть взлётно-посадочную полосу.
Заметите фрагмент живописной дороги, по которой поднимались несколько минут назад.
Объектив запечатлит горные вершины, скудную растительность на склонах.
Остаётся только удивляться, где ботаники обнаружили 1158 видов растений, которыми богат Ловчен.
На подъезде к национальному парку вы уже будете сверху поглядывать на отдельные горные вершины и стоять на одном уровне с облаками!
К мавзолею Петра II Петровича Негоша. Ловчен на машине
Прежде чем подняться на вершину Езерски врх и взойти по ступенькам к мавзолею, вам придётся раскошелиться за входную плату – 2 евро с человека.
Дорога к ближайшей парковке уже не столь живописная. В некоторых местах становится страшновато. Особенно, когда солнце уходит в облака. Представьте себе, вы едете по узкой дороге, слева – отвес. На виражах пейзаж пропадает в тумане и кажется, что дорога ведёт в никуда!
На подъезде к мавзолею вы увидите длинный ряд машин.
Тут уже следует высматривать место для парковки. Не удивляйтесь, что в начале мая здесь лежит снег. Горы!
К мавзолею люди поднимаются пешком.
Мы были полны решимости последовать примеру туристов. Собственно, за этим сюда и ехали. Но непонятное недомогание Бортжурналистки отменило все планы. Ждать когда получшает было бессмысленно. Мы спустились вниз, так и не преодолев последнюю вершину. Ну что ж, ещё один непокорённый Пюи Мари в нашем архиве!
Маршрут седьмого дня путешествия: Доброта – Котор – гора Ловчен – Будва – Пераст – Доброта.
P.S. В прибрежном городке Пераст мы встретили Светлану и Александра, замечательную пару из Астрахани, с которыми параллельно совершали восхождение.
Они покорили Езерский врх. Но заметили, что мы не много потеряли, не дойдя до мавзолея. Из вежливости, чтобы нас успокоить?
Напоследок предложу видео, снятое на одной из видовых точек.
Вот и обещанная карта смотровых площадок горы Ловчен.
Гостиницу в Черногории мы сняли в Доброте: наш отзыв об апартаментах Бисер.
Кнопка бронирования апартаментов Biser
Кнопка выбора и бронирования жилья в Доброте
Для удобства путешественников добавлю кнопку на экскурсию по городам Боко-Которской бухты.
Экскурсия по городам Боко-Которской бухты
Посоветую путешественникам посетить каньоны Черногории. Стоимость тура может испугать. Но в пересчёте на один час услуги гида и его авто оцениваются не слишком дорого! Тур продолжается целый день, экскурсоводы подберут вас в любом удобном для вас месте. Поверьте, Черногория стоит экскурсии!
После восхождения на гору Ловчен мы отправились в Будву. Город нам не очень понравился. Почему – описала отдельно. А своих читателей приглашаю в Пераст – идеальный город Адриатики.
Спасибо! Грамотно, чётко как всегда! Собираюсь в сентябре,но.по этому.маршруту……пока страшновато!
Светлана, спасибо за отзыв. Поначалу всегда страшно. Но как утверждает народная мудрость – глаза страшатся, а руки делают! До сентября мы ещё отдельных глав накатаем. Подведём для вас более надёжный теоретический фундамент. 🙂