А.Лактионов “Письмо с фронта”

0
322
А.Лактионов. Письмо с фронта
А.Лактионов. "Письмо с фронта". 1947. Холст, масло, ГТГ.

А.Лактионов “Письмо с фронта”. Продолжение цикла статьей о коллекции ГТГ. Предыдущий обзор посвящён работам Аркадия Пластова и Федора Решетникова.
Лактионов продолжал традиции социалистического реализма. Он был учеником Исаака Бродского. Тот, в свою очередь учился у И.Е.Репина. У Лактионова учился Илья Глазунов. И линия реализма, правда жизни, все идет, идет и идет от Репина до наших дней.
Александр Лактионов никогда не скрывал, что в своём творчестве ориентировался на технику старых мастеров.

Александр Лактионов. “Письмо с фронта”, 1947 год

“Письмо с фронта” можно считать одним из лучших произведений художника. Написал он полотно за два лета в 1946 и 47 годах. Работал Лактионов в Сергиевом Посаде (в советское время Загорск). Семья художника в послевоенные годы жила в одной из комнатёнок коммунальной квартиры, устроенной в северной стене Троице-Сергиевой Лавры. Северная стена тянется за зданием Духовной Академии (Царский дворец). Мастерской у художника не было. Единственное место, где он мог разместить большой холст – крыльцо, запечатлённое на полотне.

Мастер вспоминал, что он долго искал композицию картины. Но всё решила реальная уличная встреча с фронтовиком. Он шёл, опираясь на палку и искал семью своего товарища, чтобы передать ей заветный треугольник. Лактионов представил солдата, который принёс счастливую весть родным бойца. Он ещё не вернулся с фронта, но судя по радостному настроению – жив, здоров и скоро приедет. Чувство радости во многом передаётся за счёт света. Он проливается с городской площади. В реальности же крыльцо Лактионовых выходило на монастырский двор.

А.Лактионов. Письмо с фронта
А.Лактионов. “Письмо с фронта”. 1947. Холст, масло, ГТГ.

Чтобы придать картине правдивость, в качестве героев Александр Иванович привлёк членов своей семьи и друзей. Моделью для солдата стал друг живописца Владимир Никифоров, тоже художник. Мать солдата – тётка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Мальчик на табуретке – сын мастера Сергей, девочка слева – его дочь Светлана. Девушка в зелёной кофточке – соседка Лактионовых Ольга Быстрова. На картине она изображена немного в стороне, как будто оказалась случайно. Возможно, это будущая невеста написавшего письмо, но интрига осталась не раскрыта.

***

Картина необыкновенно правдивая, вплоть до мельчайших деталей. На девушке надета шерстяная зелёная кофточка. Посмотрите, она съёжилась, села от того, что ее много стирают!
Взгляните на тапки с замятыми задниками у женщины. Обувь далеко не парадная. И неизвестно, есть ли у матери солдата что-то более приличное… На рукаве блузы совершенно прозрачная выношенная ткань. Даже тело просвечивает. Обратите внимание на туфельки девочки. Здесь совсем другое дело. Старейший сотрудник ГТГ В.М.Бялик рассказывала, что такие туфли – истинная правда. Она всмоминала, что вся семья разыскивала талон на такие туфельки. В свободной продаже их не было. Талон в конце-концов достали. И собрали деньги, чтобы купить замечательную обувку. Всё это ради того, чтобы в школу ребёнок пошёл не в сандаликах, а в приличных туфлях!

***

Композиция тщательно выверена. Позы героев перекликаются, а все вместе они создают подобие сферы. Персонажи создают пары в соответствии с пространственными планами: мать и дочь – на первом. Солдат и мальчик – на втором. Также чётко прослеживаются диагонали: мальчик – девочка; мать – солдат. Фигура девушки обращена в сторону зрителя. За счёт этого композиция остаётся открытой и предполагает, что зритель тоже становится участником сцены.

В композиции Лактионов создаёт резкий контраст между тёмным первым планом и светлым вторым. Такие контрасты часто встречались в европейской живописи XVII века. Художник объединил масштабные фигуры в духе итальянского барокко с камерными мотивами голландского бытового жанра. Сюжет чтения писем часто встречался у малых голландцев.
Выход из тёмного коридора в открытое пространство имеет смысловое значение, как выход из небытия на свет. Именно свет помог художнику создать атмосферу радостного волнения. Кажется, что главным источником освещения является само письмо в руках мальчика.

***

Впервые картину показали широкой публике на Всесоюзной художественной выставке 1947 года. Но Комитет по делам искусства высказал художнику претензии по поводу прогнившего пола на первом плане, ветхого платья и стоптанных тапок матери. Они “очерняют” облик народа-победителя. Художнику было рекомендовано изменить детали. Александр Иванович Лактионов наотрез отказался это делать. Тогда картину повесили в тёмный проходной зал.

Но зрители не прошли мимо. Рядом с “Письмом с фронта” всегда толпились люди. А половина записей в книге отзывов о выставке была именно о лактионовском полотне. Все они были положительными, даже восторженными.
А.И.Лактионов тщательно переписал эти отзывы, перепечатал и отправил в Комитет по делам искусств и в ЦК. Посетивший выставку А.Жданов распорядился перевесить картину. А в 1948 году она получила сталинскую премию.

Продолжение в статье о творчестве Г.М.Коржева.

По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 г. и лекции В.М.Бялик.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь