“Гелий Михайлович Коржев-Чувелёв” – продолжение цикла статей о коллекции ГТГ. Предыдущий обзор посвящён полотну А.Лактионова “Письмо с фронта”.
В Третьяковской галерее картины Гелия Коржева представлены в отдельном зале. 37 его работ поступили в музей из частного собрания. В коллекцию ГТГ передали 33 живописных полотна и 4 графические работы. Более того, Гелий Михайлович – наш современник, он умер в 2012 году. На примере его работ стоит показать новейшие сюжеты отечественного искусства.
Г.Коржев. “Рабочая студия. (Гомер)
Триптих “Коммунисты” – раннее произведение Гелия Михайловича. За него он получил государственную премию. В коллекции ГТГ хранится лишь вариант левой части триптиха – “Рабочая студия. (Гомер). Триптих находится в собрании Русского музея.
Коржев изобразил рабочего в кожанке, лепящего голову античного поэта. И между ними словно идет диалог сквозь толщу веков. Это может показаться парадоксальным, но вводя образ Гомера, Коржев обнажает механизм советской идеологии, ориентированной на создание новой мифологии. Гомер становится идеалом “коллективного автора”, к которому надлежит стремиться герою “Рабочей студии”.
Гелий Михайлович Коржев
Гелий Михайлович Коржев (Коржев-Чувелёв, Чувелёва – девичья фамилия матери) в глубине души носил одну незаживающую рану, которая далеко не всем понятна. Родился будущий художник в 1925 году. В 1943-м его должны были призвать на фронт, как и других одногодок. А сколько парней этого года рождения осталось в живых? Но Коржев учился в художественной школе в Москве. В военные годы действовало негласное постановление о том, чтобы учащихся художественных и музыкальных школ отправлять не на фронт, а в эвакуацию. Позже художник испытывал чувство вины перед покалеченными, израненными, участвовавшими. Потому что “не был и не состоял” и от этого он глубоко страдал. Отчасти поэтому Гелий Коржев написал серию картин «Опаленные огнем войны». Он изобразил людей на которых зрителю смотреть неприятно.
“Следы войны”, 1963 – 1965
В полотне “Следы войны” Г.Коржев изобразил реального человека. Художник встречал его в Суриковском институте, где учился живописи. Бывший солдат выполнял там техническую работу. Горевший в танке герой никогда не показывал свой повреждённый глаз, носил черную повязку. Но здесь мастер намеренно изобразил эти раны, чтобы показать ужасы войны.
“Красивость” в картине отсутствует начисто. Но художественная красота присутствует в полную силу. Чтобы убедиться в этом стоит закрыть левую часть портрета и посмотреть на правую – на красивое, мужественное лицо человека, прошедшего войну.
Художник исходит из прямой грубой правды, не требующей многословия. Образ даёт намеренно бедно, намеренно сурово, без всяких вспомогательных прикрас. И это правильно. Единственный глаз наполнен неумирающей жизнью. Он воспринимается нами как исключительный художественный образ, сильнейший по своей глубине.
“Мать”, 1967
«Мать» — очень трагическая, очень страшная картина. Женщина – несомненно, вдова, потерявшая сыновей. В изображении горя женщины Коржев лаконичен.
Что может быть сильнее горе матери, потерявшей сына? Или сыновей?
“Живой заслон”, 1989
Картину “Заложники (Живой заслон)” Г.М.Коржев написал в конце 80-х. Он снова возвращается к трагедии Великой Отечественной. Перед зрителем разворачивается страшное зрелище. Фашисты согнали уцелевших горожан, чтобы прикрыться ими как щитом перед наступающими подразделениями красноармейцев. Которые, скорее всего, все же вынуждены будут стрелять по своим. Ведь на войне… как на войне.
Глядя на эту картину, назревает ещё один вопрос. А не изображение ли это нынешнего состояния русского народа, его беззащитности и безысходности? Никакой сентиментальности, лишь страшная правда жизни, выполненная в жесткой реалистической манере, в лучших традициях “сурового стиля”.
“Беседа” (Разговор слепого с глухим), 1989
Некоторые молодые искусствоведы считают, что “Беседа” при советской власти была запрещённым полотном. Но написана она в годы перестройки, в 1989 году. При Горбачёве произведения живописи и литературы уже не запрещали. Более того, за это полотно художника наградили орденом Ленина.
Глаза Ленина не видны, они закрыты кепкой. “Вождь” ничего вокруг не видит, он незрячий. Он молчит, надвинув на глаза знаменитую кепку. “Молчит” и фон: каменная кладка стены, окно, забранное решёткой.
А рядом – настоящий слепец, седовласый старик. Руки, покореженные многолетней работой, сложены на посохе. Седина окаймляет лицо, на котором застыло пережитое. Глаза не видят. Или видят своё – погасшие для внешнего мира, который лучше бы не видеть.
На полотне изображён Русский человек, переживший революционную жуть. Ослепший от несчастий. Вспомнивший Христа в разгар атеистического безумия. Готовый к новым смертельным испытаниям.
Картина названа “Беседа”, хотя слов собеседники не произносят. Это разговор слепого и глухого. Это и есть тема “Беседы”. Тема раздумий, подсказанных Коржевым вождю. Раздумий о том, что произошло с Россией.
Продолжение в статье о творчестве В.Попкова.
По материалам лекции В.М.Бялик с привлечением интернет-источников.
rg.ru/2016/10/27/rodina-prolog.html
vk.com/wall-179896552_23074
proza.ru/2015/02/22/1924