Павел Корин. Продолжение цикла статей о коллекции ГТГ. Предыдущий обзор посвящён картинам Б.Яковлева и В.Ефанова.
В советском искусстве судьба Павла Корина уникальна. Родился он в семье потомственных иконописцев в селе Палех. В родном селе закончил иконописную школу. По приезде в Москву Павел Корин работал в иконописной палате Донского монастыря. Позже художник признался:
«Обдирая кожу, вылезал я из иконописи».
Павел Корин. “Реквием” или “Русь уходящая”
Картину “Реквием” Павел Корин задумал вскоре после похорон Патриарха Тихона в Донском монастыре. Во время погребальной церемонии художник делал зарисовки.
Но Корину не было суждено написать эту картину, хотя он натянул на подрамник гигантское полотно. За тридцать лет Павел Корин так и не сделал на нем ни одного мазка. Остались лишь эскизы к грандиозному панно.
К началу 1930-х годов Корин написал несколько больших живописных этюдов к “Реквиему” – “Слепой”, “Отец и сын”, “Юродивый” и другие.
Фигуры отца и сына художник писал с одного известного реставратора и его сына.
Все люди, которых писал Корин, были ему известны поименно. Тема – последнее богослужение в Кремле в 1918 году. Верующие выходят из Успенского собора, и после это храм опустеет на много десятков лет.
Этюды к полотну мастер показывал Максиму Горькому. В начале 30-х годов писатель ногами поднялся на шестой этаж большого доходного дома на Арбате напротив театра им Вахтангова (что стоило немалых усилий) и увидел эскизы. На подготовительные материалы он сказал: «Нет. Ну, что это за название «Реквием»?! Назовите, «Русь уходящая».
Увиденные эскизы произвели на писателя огромное впечатление. Он предложил братьям Кориным поехать с ним в Европу. Кто же откажется от такого предложения? Павел и Александр Корины путешествовали по Германии, Франции. На обратном пути заехали к Горькому в Сорренто, где он жил с семьёй сына. Горькому хорошо жилось на Капри. Возвращаться в СССР он не хотел. Но пришлось.
П.Корин. Портрет А.М.Горького, 1932 год
Максим Горький сам предложил Корину написать свой портрет. Художник поначалу отказывался. Он ссылался на то, что ранее никогда не писал портретов и боится измучить писателя позированием. Но Горький настаивал. Корин стал сопровождать Алексея Максимовича на прогулках, делать зарисовки. Последовали сеансы по полтора-два часа в день на застеклённой веранде. Интересно, что для этюдов на фоне пейзажа Корину позировал другой человек. Ведь Горький не мог долго стоять. Завершил художник картину уже в Москве.
На картине писатель представлен в полный рост на фоне закатного панорамного пейзажа с низким горизонтом. Это вполне соответствует канонам парадного портрета.
Фигура Горького занимает почти половину изобразительного поля. Но она смещена влево относительно центра. Писатель повёрнут таким образом, будто он покидает картину, уходит и оставляет за собой величественный, но пустой пейзаж.
По стилю портрет Горького тяготеет к образам “Руси уходящей”. Не исключено, что посмотрев этюды к “Реквиему”, писатель захотел стать одним из его героев.
В коллекцию ГТГ картина поступила в 1934 году – за два года до смерти Горького.
Триптих
Во время войны Павел Корин написал «Триптих». Мыслящие люди поняли что он, несомненно, поклонник немецкого экспрессионизма. В 1943-м году обычно тиражировали только одного «Александра Невского».
А кроме святого князя есть ещё «Северная Баллада», и есть «Старинный Сказ».
В “Старинном сказе” видим на фоне гигантского изображения Николая Угодника согбенную старушонку и двух странных мужиков. Старушку Корин написал с портрета Марии Дмитриевны Кривополеновой. Мария Дмитриевна была сказительницей русских былин, сказок, песенницей. Жила в Архангельской губернии, умерла в 1924-м году. Её портрет в дереве сделал Сергей Тимофеевич Коненков. Два других персонажа в “Старинном сказе” весьма загадочные. Один старый с комлевой дубиной с гвоздями. Молодой с явно нерусской наружностью закатывает рукав, держит кистень. Бабушка загадочно улыбается (это во время бедствий-то), бородатый тоже… лыбит щербатый рот, а у молодого вид «себе на уме». Что Корин имел ввиду, изображая своих героев, осталось загадкой.
В “Северной балладе ” персонаж также вооружён мечом. Истинно вполне, что завоевание новых земель, освоение севера, все это дело далеко не мирное, но это наша земля. Ура, Крым наш! (Реплика лектора).
Продолжение в статье о картинах А.Пластова и Ф.Решетникова.
По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 г. и лекции В.М.Бялик.