В музее “Новый Иерусалим” хранится необычная икона под названием “Лабиринт духовный”. Написан образ в конце XVIII – начале XIX столетий в Центральной России. Какая иконописная школа создала столь необычный сюжет, специалистам выяснить не удалось.
О существовании подобных сюжетов мы узнали из книги С.О.Зотова “Иконографический беспредел”.
Иконы – сюжеты и символика: древнерусская живопись в Третьяковской галерее.
В этой заметке мы подробно рассматриваем образ “Лабиринт духовный” и, руководствуясь музейной экспликацией и книгой Сергея Зотова, объясняем символику включённых в икону изображений.
Лабиринт духовный – от начала до конца
В центре иконы мы видим лабиринт с несколькими выходами. Два пути ведут наверх, в царствие небесное. Вниз, в преисподнюю открываются целых двенадцать дверей! Центр лабиринта обозначен кругом со ступенчатой пирамидой в середине. В круге изобразили два важнейших момента в жизни человека – приход в этот мир – рождение и уход – смерть. В левой части круга младенец в колыбели означает рождение. Справа человек показан на смертном одре. Ангел готов принять его душу. Но рядом стоит бес со списком грехов человека. Между младенцем и умирающим в круг поместили скелет с косой, так на иконах изображали смерть.
Весь жизненный путь христианина показан в виде кирпичной лестницы ярко-розового цвета с ведущими вверх и вниз ступенями. На каждую ступеньку помещены женская и мужская фигуры. Люди сначала восходят по лестнице, как бы взрослея, набираясь опыта, затем спускаются вниз. Каждая новая пара выглядит старше и старше. Люди неумолимо нисходят по ступеням, приближаясь к своей кончине.
Над головами людей на крылышках парят песочные часы. Они отмеряют недолгий людской век.
Надписи над парами означают возраст человека – от года до девяноста лет. Вверху рядом с часами читаем надпись:
“Время сие божае часами во дни и нощи яко крылами”.
Вверх по лабиринту духовному
Почивший в Бозе человек начинает свой путь по лабиринту. Поднимаясь вверх, он может прочесть поучительные надписи. Их можно видеть на внешнем круге лабиринта. Цитата в левой части круга гласит:
“Яко на пути в нынешнем пребывая животе, да со Христом будеши вечно красоте”.
Правее читаем:
“Брате, словесем врага не веруй твоего. Дондеже прейдёт скорый бег жития сего”.
В самом центре, между двумя выходами из лабиринта помещена надпись:
“Понеже любовне Христос призывает и райские врата усердно отверзает”.
Душа прочтёт эту надпись если найдёт один из двух верхних выходов в Царствие Небесное, к Небесному граду Иерусалиму. К его стенам с двух сторон приближаются души праведников, они показаны в виде отроков в белых рубахах. Их сопровождают ангелы.
В небе над Новым Иерусалимом парит Святой Дух в виде голубя. Выше на облаке видим поясное изображение Деисуса – по правую руку от Господа Вседержителя стоит Пресвятая Богородица, по левую – Иоанн Предтеча. Они молят Иисуса о спасении человечества.
Нижняя часть иконы “Лабиринт духовный”
Если случится так, что в мыслях мы прошли по неправильному пути, то внизу нас ждёт надпись:
“Яко зол душа моя наполнися и живот мой тёмному аду приближися”.
Внизу под лабиринтом изображена преисподняя. В неё ведут целых двенадцать выходов. В правом углу видим огненную пасть сатаны. Обнажённые человечки – души грешников низвергаются в горящую пропасть.
Внизу внешнего круга лабиринта рядом с геенной огненной читаем надписи:
- блуд;
- уныние;
- сребролюбие;
- пианство:
- тщеславие;
- гордость;
- убийство;
- гнев;
- немилосердие;
- зависть;
- оклеветание;
- объядение.
Всего указано двенадцать грехов, по числу путей в геенну огненную.
Преисподнюю населили демоны – воины тьмы. Они ведут с людьми духовную брань, поражая род человеческий с помощью страстей. Страсти имеют вид земных орудий: пушек, мортир, луков и ружей. Орудия олицетворяют страсти человеческие.
Но присмотритесь внимательно к обитателям преисподней. Между бесами снуют ангелы. Они подают руку заблудшим душам и извлекают раскаявшихся из огня.
Источники лабиринта духовного
Начиная с XVI века в русском религиозном искусстве начали появляться произведения, связанные с толкованием богословской литературы. Как правило, они носят назидательный характер. Образ “Лабиринт духовный”, несомненно, относится к подобным дидактическим сюжетам.
Рассматриваемый образ отражает представление о земном пути души христианина с помощью лабиринта. Изображения лабиринта в качестве тернистого пути человека существовали ещё в античную эпоху. Оттуда они перекочевали в искусство средневековой Европы, а затем – на Русь. Во Франции в соборе города Амьен мы видели изображение лабиринта. Внушительных размеров лабиринт уложен на пол главного нефа собора. Он выполнен из чёрного и белого мрамора.
В книге С.О.Зотова автор предположил, что возможно, иконописные лабиринты использовали для испытаний личного благочестия и, в какой-то мере, гадания.
“Человек мог мысленно отправиться в путешествие по лабиринту, и когда доходил до конца, обнаруживал, с каким грехом ему нужно бороться больше всего…
… Если человек был праведником, то Господь как бы помогал ему пройти лабиринт верным образом. ….
… для… образованных людей такой лабиринт был мистическим упражнением, позволяющим задуматься о бренности человеческого существования и о правильности своих решений…”
Подобный образ с духовным лабиринтом хранится также в музее истории религии в Санкт-Петербурге. Мы надеемся увидеть её своими глазами и дополнить статью рассказом о той иконе.
***
В Третьяковской галерее хранится значительная коллекция древних икон с XI до конца XVII столетия. Предложим интересующимся читателям подробный аудио-экскурсию по залам древнерусской живописи.
Иконы – сюжеты и символика: древнерусская живопись в Третьяковской галерее.
Рассказы об иконах и христианских сюжетах мы собираем в разделе “Иконы”.
Долго стояла перед этой иконой. Никогда ранее не видела ничего подобного! Спасибо Вам за подробное разъяснение сюжета. Этикетка в музее объясняет эпизоды и концепцию, но у вас нагляднее и понятнее. Спасибо отдельное за упоминание книги Зотова. Кажется, её стоит почитать.