За время своего существования музей Русского импрессионизма прославился замечательными выставками. Какие бы темы искусства конца XIX – начала XX века музей не раскрывал, получалось ярко, интересно, достойно. Причём, в случае с показами в музее Русского импрессионизма, мнения и искусствоведов, и посетителей совпадали.
Ещё в конце прошлого 2023 года года музей анонсировал новую тему: “Группа 13. В переулках эпохи”. Она работает до 2 июня 2024 года. Прежде чем давать субъективную оценку, наглядно представим содержание и концепцию выставки.
“Группа 13” – кто и о чём
“Группа 13” – краткий эпизод в истории советского искусства. В 1929 году прошла первая выставка тринадцати молодых художников. Вот их имена:
В реалиях советского времени идеи и манера мастеров оказались совершенно чуждыми. Официально “Группа 13” распалась в 1931 году. Судьбы художников сложились по-разному. Ученика Древина (Древиньша) Романа Семашкевича уничтожили в 1937-м году. Самого Древина и Юркуна расстреляли в 1938-м. Юстицкий получил срок. Чеслав Стефанский умер в начале 1942 года.
Выставка рассказывает о творчестве почти всех мастеров “Группы 13” и тех, кто примкнул к ним вскоре после выставки 1929 года. Некоторые участники группы не были профессиональными художниками. Юрий Юркун принадлежал к писательскому цеху, Ольга Гильдебрандт начинала карьеру как актриса.
В подавляющем большинстве на выставке представлена графика.
Работы Дега, Милле, Вламинка
На время привезли в музей работы прославленных французов – Жана-Франсуа Милле, Эдгара Дега, Мориса де Вламинка, Отона Фриеза, Луи Вальта (с творчеством последнего мы познакомились на выставке “Брат Иван”). Милле и Дега приехали из собрания Инны Баженовой.
Наличие работ французских мастеров совершенно оправдано. Едва ли не все представленные на выставке художники равнялись на французских мэтров и, в некотором роде, отвечали им своим творчеством.
Приверженность французам стала одной из причин травли советскими критиками. Художников “Группы 13” обвиняли в «яром западничестве и формалистском подходе». Последствия не заставили себя ждать. О них рассказывается на информационных стендах выставки.
Разделы выставки
Информационная составляющая “Группы 13. В переулках эпохи” на высоте, как и на многих других выставках музея. По всему залу висят стенды, где рассказывается о той или иной стороне творчества участников. Некоторые разделы полностью посвящены одному или двум мастерам, например, Мавриной – Кузьмину, Удальцовой – Древину.
Открывает выставку раздел “Темп как вход в мировое господство”. Фриез, Милле, и Дега показаны в этой части выставки.
За ней следует раздел “Ленинград. Форель разбивает лёд”. “Форель разбивает лёд” – такое название дал своему сборнику стихов Михаил Кузьмин, литератор Серебряного века. Книга вышла в 1929 году. В этом разделе выставки представлено творчество Ольги Гильдебрандт-Арбениной и Юрия Юркуна.
Следующий раздел говорит сам за себя – “Николай Кузьмин и Татьяна Маврина”. Мне очень понравились работы Мавриной на верхнем этаже экспозиции – её традиционные, расписанные в народном стиле предметы.
В раздел “Картины Тринадцати” вошли живописные работы Удальцовой, Древина, ученика Древина Семашкевич. Полотна Надежды Удальцовой и Александра Древина я видела в Третьяковской галерее. В центре стены эффектно поместили Вламинка из собрания Пушкинского музея.
На отдельном стенде можно познакомиться с творчеством Антонины Софроновой, бывшей участницы “Бубнового валета”.
Её неоконченный портрет кисти Владимира Милашевского ранее нигде не выставлялся.
Два заключительных раздела первой части выставки называются “Тринадцать в книге” и “Тринадцать в военной Москве”. Я обратила внимание на рисунок Владимира Милашевского.
***
На верхнем этаже в последнем разделе выставки показали послевоенные работы участников художественного объединения.
Среди них – автопортрет Надежды Удальцовой 1948 года и её натюрморт.
Выставка “Группа 13. В переулках эпохи”. Отзыв. Личное мнение
На очередную выставку в музей Русского импрессионизма я отправилась потому, что все виденные ранее выставки были яркими и впечатляющими. (Видела 11 разных выставок в музее, на “Авангард – на телеге в XXI век” ходила дважды). От “Группы 13” я ожидала подобных по силе впечатлений, как и от предыдущих тем.
Вторая причина – желание увидеть работы Удальцовой и Древина и познакомиться с творчеством ранее неизвестных мне художников.
Вторая цель достигнута. Первая – не совсем из-за завышенных ожиданий. Очень рада, что посетила выставку во второй день её работы, разочарованные отзывы посетителей ещё не успели появиться. (Восторги искусствоведов читала задолго до открытия). Пока писала обзор, уже видела пару сильно сдержанных отзывов. (Рада, что не потащила с собой второго искусстволюба в семье. Могла бы напрочь отбить у него желание приобщаться к творчеству отечественных мастеров 20-х – 30-х годов).
Не буду отговаривать читателей от посещения выставки. Увидеть, познать и немного разочароваться – гораздо лучше, чем не увидеть. Тем не менее, оглашу пять причин, почему эту выставку лучше заменить другими.
5 причин пропустить выставку “Группа 13”
Я отдаю должное кураторам за тему выставки и за то, что показали малограмотным в вопросах искусства постетителям (в первую очередь имеем ввиду себя) работы неизвестных широкой публике художников и рассказали об их судьбах. Но учитывая широкий выбор разных московских выставок, с точки зрения любящего искусства обывателя, ограничу круг людей, которых “Группа 13. В переулках эпохи” может заинтересовать и впечатлить.
- Вы не являетесь специалистом в области искусства и не собираетесь им становиться.
- Вы не очень любите графику.
- Вы уважаете графику, но ещё не видели выставку «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее в Лаврушинском. Она работает в те же сроки, что и “Группа 13”.
- Вам ни о чём не говорят имена представленных мастеров.
- Вы любите Бурлюка, Удальцову, Маврину, слышали о Древине, но не видели или не помните их работ в экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу. Загляните в Новую Третьяковку, впечатлений будет гораздо больше.
Предложим билет и аудиогид по основной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском.
Портрет Милашевского очень понравился – не оконченный, но какой выразительный. Из-за эскизности платья и заднего плана – все внимание на лице.
И натюрморт Удальцовой хорош!
Хорошая выставка и обзор хороший, спасибо! Но вообще уговорила – не пойду :).
Дорогая Sister-in-law! Спасибо за шутку, хохотали с Начальником, хорошее настроение обеспечено на целый день!
Милашевского на выставке было много, но как-то не сильно впечатлил, окромя портрета Софроновой.
И вот каким бы средним не был показ, всегда найдётся какое-то открытие, на этот раз им стала Татьяна Маврина. Как-то я упустила художницу, не попадалась раньше. Смотри, какая у неё замечательная декоративка! На сайте я дала только общий снимок.