Грановитая палата Новгорода относится к числу уникальных памятников и входит во всемирное наследие ЮНЕСКО. Ганзейская история и связи с Северной Европой нашли отражение как в архитектуре, так и в коллекции сокровищ, хранящихся в ней. По богатству экспозиции и качеству артефактов Грановитая палата не уступает Оружейной палате Московского кремля.
Экскурсия по Грановитой палате Новгорода и экспозиции “История Новгорода”.
«Экскурсия в Грановитую палату.
___
Грановитая палата Новгорода. История
Новгородский епископ Евфимий повелел построить для себя новую резиденцию в 1433 году. В её строительстве участвовали немецкие мастера. Они работали в стиле северогерманской “кирпичной готики”. На макете, который можно увидеть в нижнем зале Грановитой палаты, отчётливо видны характерные ступенчатые фронтоны.
Подобные дома до сих пор сохранились в Германии. Например, дом Керкхоффа стоит на одной из улиц Ростока.
В Новгороде после многочисленных перестроек от фронтонов не осталось и следа. Ныне Грановитая палата выглядит так.
Реставраторам удалось частично восстановить отделку фасадов: стрельчатые окна, ниши, базы пинаклей. На восточном фасаде, который редко видят туристы, восстановили эркер “нужного чулана”, характерный для немецких замков
и дверь на уровне второго этажа. Когда-то здесь была лестница. Она вела в личные покои архиепископа.
Парадный зал второго этажа служил местом заседания совета Новгородской Господы. Здесь в 1478 году по указу Ивана III Новгород потерял свою независимость и был присоединён к Московскому княжеству.
К сожалению, в XIX веке палату сильно перестроили. Снесли ступенчатые фронтоны, переделали фасады и интерьеры и добавили обширную пристройку с северо-западной стороны.
В начале XXI столетия новгородские реставраторы насколько возможно вернули фасадам и интерьерам первозданный вид.
Сейчас в стенах Грановитой палаты находится великолепная коллекция декоративно-прикладного искусства.
«Экскурсия в Грановитую палату.
___
Грановитая палата. Подклет
Подклет – это нижнее помещение, находящееся “под клетью” – то есть под жилой избой. Грановитая палата не изба, да и построили её иноземные мастера. Однако слово “подклет” в данном случае мне кажется уместнее западноевропейской “крипты”. Так или иначе, но нижний ярус перекрывают мощные цилиндрические своды.
Здесь помимо макета, показанного выше, можно увидеть фрагмент слюдяной оконницы, черепицу и лекальные кирпичи XV века.
Панагия с изображением Троицы принадлежала Никону – тому самому, что основал Валдайский Иверский монастырь и Новый Иерусалим, а позже стал патриархом Московским и Всея Руси.
Никон владел и небольшим серебряным ковшом, сделанным в бытность его митрополитом Новгородским.
К числу уникальных реликвий можно отнести ларец епископа Евфимия первой половины XV века.
Однако наиболее ценные артефакты находятся на втором этаже в зале приёмов архиепископа.
Зал приёмов и его сокровища
Величественный зал в духе северогерманской кирпичной готики не оставляет сомнений, что к нему приложили руки ганзейские каменных дел мастера. Звёздчатые нервюрные своды, стрельчатые окна и арки напоминают о готических покоях Мальборка.
В этом зале представлены наиболее ценные реликвии, уцелевшие несмотря на докончания Ивана III и опричный поход его внука Ивана IV Грозного.
Это уникальные дарохранительницы византийской работы. Они созданы в XI (!) столетии в Константинополе. Оба произведения символизируют горний град Иерусалим, почему и получили соответствующие названия. Второе их название Сион Большой и Сион Малый. Первый украшен чеканными фигурами Деисуса (моления по гречески).
Второй представляет собой сень над дискосом с изображением Спаса Вседержителя.
Поблизости находятся две удивительные серебряные позлащёные чаши. Их называют “кратирами” очевидно за сходство с одноимёнными древнегреческими глиняными сосудами. Оба кратира создали новгородские мастера. Мастер Коста изготовил свою чашу на рубеже XI-XII столетий. Её украшают фигуры Христа, Девы Марии, апостола Петра и св. Анастасии.
Мастер Братило работал в 30-х годах XII столетия и явно ориентировался на предшественника. Он лишь заменил фигуру св. Анастасии св. Варварой. Скорее всего таковым было требование заказчика.
О широких международных связях Новгорода напоминают прекрасные оклады на Евангелие. Их сделали знаменитые эмальеры из Лиможа в XIII веке.
Не менее интересен ларец-реликварий с чеканными изображениями апостолов. В XII-XIII веках огранка драгоценных камней ещё не вошла в моду. Камни предпочитали шлифовать, наслаждаясь не игрой света на гранях, но цветом и таинственным мерцанием оных. Крышку реликвария украшает горный хрусталь.
Еще один прекрасный реликварий XV века выполнен в готическом стиле. Он одновременно напоминает потир и часовню, украшенную небольшими статуями апостолов.
Рядом с приемным залом находятся личные покои архиепископа. Стены и своды его кельи украшают старинные фрески.
Наиболее впечатляющий фрагмент стенописи представляет Софию, премудрость Божию. Её легко отличить по огненному лику.
Церковные сосуды XVI-XVII веков
___
Экскурсия по Грановитой палате Новгорода.
Драгоценные церковные сосуды XVI-XVII веков представлены в трапезной палате. Среди них выделяется водосвятная чаша 1593 года. По её борту идёт характерная для русской драгоценной посуды надпись, играющая роль декоративного орнамента. Ручки крепятся к львиным маскам, да и сама чаша опирается на изваяния лежащих львов.
Потиры – это чаши, в которых хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христову. Они служат обязательным атрибутом таинства причастия. В любой коллекции церковной утвари обязательно можно увидеть потиры. Есть они во Владычной палате Новгорода.
Блюдо с изображением Голгофского креста ранее находилось в Вяжищском монастыре. По борту блюда идёт вкладная надпись, одновременно играющая роль декоративного орнамента. Центральную часть обрамляет изящный узор в виде чеканных “ложек”.
Новгородские кадила того времени часто повторяли форму храмов. Наиболее интересным показалось “многоглавое” кадило 1622 года. Князь Федор Мстиславский вложил его в Антониев монастырь.
Драгоценная посуда
В ризницах новгородских храмов и монастырей было немало драгоценной посуды, предназначенной не для богослужений, а для торжественных трапез и пиров. Иногда серебряные и золочёные вещи просто выставляли на поставцах для престижа, чтобы показать богатство и значимость владельца. Серебряная посуда русской и иноземной работы также попадала в церковные сокровищницы в качестве вкладов.
Чарки из скорлупы кокосового ореха, окованные серебром, стали вкладом императрицы Анны Иоанновны в Софийский собор. Молва придавала кокосовому ореху мистические свойства. В подобных чарках или кубках простая вода превращалась в эликсир долголетия, предохраняющий от всяческих болезней.
Из Софийского собора происходит и драгоценное серебряное блюдо немецкой работы. В центре его изображён Персей (которого на Руси вполне могли принять за святого Георгия), поражающий дракона, а по краям – изображения римских полководцев.
Так называемый “виноградный” он же “ананасный” кубок, сделанный в Любеке – это настоящая редкость. Казалось бы подобные кубки были в ходу по всей Европе от Испании до Московии. Но главными центрами, где работали немецкие златокузнецы, были Нюрнберг и Аугсбург, а вовсе не Любек.
Достойным примером служит кубок из Нюрнберга, исполненный в виде райского яблока.
Также, как и роскошный рукомой работы аугсбургского мастера Тобиаса Крамера. Этот вклад в Софийский собор сделал сам патриарх Никон вскоре после вступления на патриаршую кафедру.
Экзотические предметы
К экзотическим артефактам можно отнести кубки, изготовленные в… Москве. Всё же кубки были прерогативой Германии.
Кружечка с крышкой на самом деле не кружечка, а… чарочка. Мы в первый раз встретили чарку подобной формы.
К безусловной экзотике следует отнести бокал для… елея второй половины XVIII века, сделанный в Москве
и сосуд для сахарной пудры. По виду он похож на современную солонку.
А как вам канделябры английской работы, изготовленные в конце XIX века? Английское серебро встречается нечасто, тем более это касается изделий времён королевы Виктории.
Впрочем русские ювелиры тоже были не лыком шиты. Посмотрите на великолепные солонки конца XIX века, выполненные в самых разнообразных формах. Тут вам и шапка Мономаха, изукрашенная серебряной филигранью
и чернёный с золотом гусарский кивер,
и резная, украшенная тонкой гравировкой скамья.
Огромный, в человеческий рост оклад иконы Спас на Престоле создал мастер Фёдор Верховцев в 1843 году для Софийского собора.
В короткой статье невозможно показать все сокровища Грановитой палаты Новгорода. По количеству предметов, их разнообразию и ценности эту экспозицию можно смело сравнивать с Оружейной палатой Московского кремля. Тем более, что никакого искусственного ажиотажа при её посещении не наблюдается.
Для тех, кто не слишком хорошо разбирается в русском и западноевропейском ювелирном искусстве, Новгородский музей организует экскурсии по экспозиции Грановитой палаты.
«Экскурсия в Грановитую палату.
Можно выбрать экскурсию сразу в два музея – Грановитую палату и экспозиции «История Новгорода». Приятных впечатлений!
Экскурсия “Музеи кремля: Грановитая палата и экспозиция «История Новгорода».
Представляем вниманию читателей небольшой авторский музыкальный ролик, смонтированный из снимков артефактов Грановитой палаты.
О том, где остановиться в Новгороде мы изложили в статье о гостинице “Интурист”.
Грановитая палата – восхитительный музей! Там хранится столько удивительных вещей! Огромное спасибо за то, что посоветовали взять экскурсию. Самостоятельный осмотр не даёт таких впечатлений.
Экскурсию провела научный сотрудник музея. Мы остались под большим впечатлением. Марина – профессионал, преданный своему делу, городу, истории. Спасибо, что в Великом Новгороде есть такие влюбленные в своё дело люди! Остальные экскурсии (автобусные) по городу и в Юрьево и Хутынь также были проведены на высоком уровне.
Разделяем ваше мнение о музее. Отзыв о Грановитой палате всегда полезен путешественникам. Нам понравилась внутренняя архитектура здания, из самых старых залов можно попасть в более поздние пристройки. Коллекция собрана замечательная, произведения декоративно-прикладного и церковного искусства впечатляют. Кое-где сохранились росписи. Конечно, лучше всего посещать с экскурсоводом, чтобы получить наибольшие впечатления.