Замок Горшовский Тын . Лежит в Домажлицком районе Западной Богемии, в 40 км на юго-восток от Пльзеня, на берегах реки Радбузе Горшовский Тын – небольшой городок. За его долгую историю он совсем немного увеличился в размерах и горожан там всего пять тысяч. Так уж распорядилась история.
Конечно, многие стремятся посмотреть главную достопримечательность Горошовского Тына – замок. Но и сам город необыкновенно мил! И это признают сами чехи. Горшовский Тын стал едва ли ни первым чешским городом, архитектурный ансамбль которого был признан памятником архитектуры в 1953 году.
Жизнь этого симпатичного городка всегда зависела от жизни замка, поэтому остановимся подробно на главной достопримечательности Горшовского Тына.
Замок Горшовский Тын. История
Многие источники точно указывают дату первого упоминания Горошовского Тына в летописях, но только не официальный сайт города. Поэтому мы будем осторожны с датами. Зато благоприятное географическое положение сомнению не подвергается – Горшовский Тын лежал на перекрестье важных торговых путей – из Ржезна в Прагу и из Домажлиц в Хеб. Место считалось очень важной стратегической точкой и там образовалось укреплённое поселение.
Известно, что в середине XIII века в Горшовском тыне стоял дворец епископов. Пражский епископат возник в концу Х века и эти земли отошли в собственность церкви. И уже на месте епископской резиденции появился укреплённый готический замок. Своим появлением он обязан епископу Яну III из Дражиц и в обязанность церковного вельможи входило охранять столь важное стратегическое место.
Важную перемену в судьбе замка сыграли гуситские войны. Стены замка показали свою надёжность, с 1422 по 1431 год гуситы несколько раз осаждали крепость, но не сумели одолеть твердыню. Командир военного гарнизона Горшовского тына господин Зденек с Држитки проявил храбрость. Его отвага не осталась без внимания императора Зигмунда и монарх подарил имение и замок Горшовский тын бравому офицеру. Так и случилось, что из церковной собственности замок перешёл в светскую.
Зденек недолго владел Горшовским тыном. Он переходит в собственность Роншперка, этот род владел имением почти сто лет. А вот что заставило последнего владельца из рода Рошнперков, господина Вульфа, передать замок не своим детям, а наследникам рода Лобковицей – источники умалчивают. Первый из них, Ян младший Попел из Лобковиц, высший королевский камергер вступил во владение в 1535 году.
История продолжается
В 1550 году, когда после разрушительного пожара 1547 года крепость и дворец сильно пострадали Ян Лобковиц младший перестроил владение в ренессансном стиле, таким он и сохранился до наших дней. А ещё почти через сотню лет, в 1623 году, потомок Яна, Вилем Лобковиц участвовал в восстании мелкопоместных дворян против Габсбургов. Его осудили и приговорили к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение, а имущество конфисковали. В 1623 году выморочное имущество за бесценок приобрёл Максимилиан Трауттмансдорфф. Личностью он был заметной, сыграл немалую роль в истории государства – был дипломатом трёх императоров и среди прочих царедворцев подписал Вестфальский мир, который положил конце Тридцатилетней войне в 1648 году. За заслуги он получил орден Золотого Руна и разбогател на скупке конфискованного имущества после битвы на Белой Горе.
Заметим в скобках, что пражский епископат примерно в это же время добивался возвращения Горшовского Тына в лоно церкви. Но успеха в этом предприятии не достиг, всё-таки Трауттмансдорфф заплатил за него изрядную сумму, церковь же хотела получить замок безвозмездно.
Владели Трауттмансдорффы Горшовским Тыном вплоть до 1945 года, пока новые власти его не национализировали. Кардинальных изменений в архитектуре замка с XVII века не произошло, поэтому пройдёмся по холодным и строгим залам одной из значимых чешских достопримечательностей.
Подвал. Замок Горшовский Тын
В этой части помещения сохранились готические своды, но в отличие от традиционных перекрытий этой эпохи, здесь они широкие цилиндрические.
Судя по температуре, в подвальных помещениях хранили продовольственные запасы. Из подвала поднимаемся по 30 ступенькам наверх и сразу оказываемся
В Охотничьем зале. Замок Горшовский Тын
В просторной комнате сохранилась подлинная ренессансная стена и часть кассетного потолка, он виден на снимке. Охота была любимым времяпровождением знати. Охотничьи трофеи – гордость многих замков, здесь мы видим самый большой трофей посередине – голову Европейского оленя, слева – олень Сика, справа – олень Варджинский.
Между головами животных висят картины с изображением охотничьих соколов английского живописца Джона Гамльтона (1701 год).
Охотничий зал служил для входа в замковый парк. Из окон можно увидеть некоторые строения парка, но лучше погулять там отдельно. Ведь там сохранилась, хотя и в плохом состоянии, Лоретанская часовня. Историки верят, что это первое сооружение такого рода в Чехии. В том же парке находится Летний дворец (Летоградек), раньше его называли Вдовьим домом.
А мы проследуем в спальню.
Спальня. Замок Горшовский Тын
В XVII веке все залы замка были разделены по назначению на общественные и личные покои. Интересно, что спальня выполняла одновременно и одну и другую функцию.
Ренессансные постели раньше снабжались балдахинами и подвесками для утепления. Днём же постели застилали роскошными вышитыми покрывалами.
Позже, в XVIII веке убранство замка изменилось – пришла другая мода. Свидетельство барочного вкуса – зеркало в богатой раме и бело-голубые тарелки напоминающие столь любимый во всей Европе дельфтский фаянс.
Интересна люстра из Нюренберга, она не старше середины XVIII века. Подобные светильники украшали дома знати и раньше, по стилю она относится скорее к поздней готике или ренессансу, чем к барокко.
Комната управляющего. Замок Горшовский Тын
выбивается за рамки общего убранства помещений. Благородная знать пользовалась предметами совсем другого рода. В шкафу виден сюртук служащего с гербом семьи Трауттмансдорфф, его носили лишь слуги знатных вельмож, а на кровати лежит простая ночная сорочка.
Но несмотря на это, комната выглядит живее, теплее, более обитаемой, чем официальные покои чешских дворян. В ней видны житейские подробности и необходимые бытовые мелочи.
Обратите внимание – на следующем снимке справа от кровати висят две картины. На них – вид замка Горшовский Тын XIX века.
Торжественный зал. Замок Горшовский Тын
Название помещения говорит само за себя. И ни один торжественный приём не обходился без трапезы, поэтому обстановка комнаты напоминает столовую.
Большой обеденный стол накрыт столовым серебром, а посуда в эпоху ренессанс, в основном, была оловянная. На оловянных сервизах не только вкушали яства, её выставляли в поставцах – посудных шкафах, чтобы подчеркнуть состоятельность хозяина и богатство дома.
На снимке справа – высококачественный натюрморт итальянского мастера Захара Росе (Цукара Росе) середины XVII столетия.
На этом прерву повествование. Полная авторская версия прогулки по замку Горшовский Тын уже опубликована. Она рассказана от имени вымышленного кастеляна замка. Рассказ получился живым, полным и интересным. Читать здесь.