История русского государства в XIV-XVI веках. Продолжение. В предыдущей части знакомились с экспозицией залов 8-12.
1.Образование единого Российского государства в XIV-XVI веков
2.Русская культура XIV- начала XVI веков
3.Русский город и деревня XV–XVII веков
4.Ремесло и торговля XVI–XVII веков
История русского государства в XIV-XVI веках. Зал 13
Образование единого Российского государства в XIV-XVI веках
(Борьба Руси с иноземными захватчиками. Объединение русских земель).
Этот зал называется «Московским» – он посвящен возвышению Московского княжества в XIV–XV вв. и образованию единого Российского государства.
В композицию росписи свода включены орнаментальные мотивы со знаменитой шапки Мономаха.
Шапка, впервые упомянутая в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты (1341 г.), была важнейшей регалией русских князей и царей, символом российского самодержавия.
На стенах зала воспроизведены фризы и колонки, украшавшие храмы Московского княжества: Успенского собора Кремля и собора Спаса на Городке в Звенигороде.
Над выходом из зала – картина художников В.Н.Сигорского и Н.П.Смоляка «Московский Кремль в начале XVI века», написанная в 1947 году к 800-летию Москвы. На ней Кремль изображён таким, каким он мог быть в начале XVI века. Картину написали по результатам изучения археологических и письменных источников, относящихся ко времени возвышения Москвы.
Экспозиция зала делится на два больших раздела, расположенных друг напротив друга и тем самым символизирующих историческое противостояние Руси и Золотой Орды, постепенное возвышение и укрепление одной и упадок и распад другой.
Одна из витрин посвящена Куликовской битве. Ключевой экспонат – кольчуга, найденная на Куликовом поле. Весит она 10,3 кг, состоит из 3000 колец.
Найти на поле средневековой битвы какое-либо оружие или амуницию почти невозможно. Металл был дорог, все железные предметы собирали и сразу вывозили, чтобы отремонтировать или перековать “мечи на орала”. Находка этой кольчуги – большая удача археологов.
Куликовская битва стала важнейшим историческим событием не только XIV века, но и всего русского средневековья. До неё русские люди считали татар непобедимыми, а иго – наказанием Божьим за грехи. Куликовская битва не защитила русские княжества от набегов, но способствовала поднятию духа всей Руси: с врагом бороться можно и нужно, его можно одолеть.
На другой стороне центральной витрины показаны остатки дубового Кремля Ивана Калиты. Это фрагменты Восьмигранной башни. Возвышение Москвы начиналось со строительства “града дубова”.
Панно с панорамой Кремля и видом Красной площади пока ещё без Покровского собора выглядит очень эффектно. Примерно так выглядел берег Москва-реки и площадь в первой половине XVI века.
В витринах 1-2 представлен знаменитый Симферопольский клад.
318 предметов из золота, серебра и драгоценных камней общим весом 2584 грамм были обнаружены при земляных работах недалеко от Симферополя в 60-е годы ХХ века. В состав клада входит серебряная пайцза хана Кельдибека (XIV в.)
Пайцза – это особый знак татарского чиновника-баскака, облечённого властью. Хан выдавал пайцзу своим приближённым.
На стене представлена икона митрополита Алексия – выдающегося церковного деятеля XIV века.
Интересен и так называемый “Большой Сион”. Это ковчег, выполненный в форме православного храма в княжение Ивана III. Такой же ковчег есть в экспозиции ГОП.
Зал 14
Русская культура XIV- начала XVI веков. История русского государства в XIV-XVI веках
Основные темы рассказа: культура, Москва – преемница Киева, иконопись.
Ключевой экспонат этого зала – резные деревянные врата из храма, построенного над захоронением героев Куликовской битвы.
Деревянный храм в селе Монастырщина Тульской области в XIX веке пришёл в ветхость, его разобрали, возвели новую каменную церковь, а царские врата перенесли в Москву. Врата представляют собой высокохудожественное произведение русских резчиков. Издалека кажется, что они сделаны из металла.
На экспозиции есть древний летописный свод. Это рукописная книга, включившая в себя наиболее известные русские летописи. (Фото добавлю позже).
В центральной витрине находится пелена – прекрасный образец древнерусского лицевого шитья. Древнее шитьё весьма чувствительно к свету, поэтому здесь по очереди выставляют различные пелены из собрания ГИМ. Следует обращать внимание на этикетку.
Основная тема рассказа – о технике вышивки – в расщеп (когда игла раскалывала, расщепляла нить предыдущего стежка) и в прикреп – когда стежки золотой или серебряной нити закрепляли шёлковой нитью.
В соседней витрине представлены рукописные книги, посвящённые Куликовской битве – «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Белокаменные детали колонн происходят из Кремля, из старого государева дворца, предположительно построенного при Иване III. На общем снимке зала их видно в углах рядом с боковыми окнами.
Несколько резных белокаменных деталей находятся у стены слева и справа от арки, где помещается икона “Ветхозаветная Троица”
Зал 15
Русский город и русская деревня XV–XVII веках. Феодальные отношения в Российском государстве. История русского государства в XIV-XVI веках
При входе в зал в глаза сразу бросается в глаза большая решётка у правой стены. Она происходит из Новодвинской крепости – это пример защитного сооружения. Новодвинскую крепость построили для защиты Архангельска в начале XVIII века по образу “градов” XVII века.
Это последняя в России крепость, возведённая по образу Кремля, окружённая стенами с башнями. Позже так уже не строили, ведь развитие артиллерии сделало крепостные стены совершенно бесполезными.
Колокол у решётки отлит немецкими мастерами, он происходит из храма Живоначальной Троицы в Никитниках.
В этом зале представлены слюдяные окна. Московия была богата слюдой, недаром латинское название слюды звучит как “мусковит”. Однако даже у нас слюда была дорогим материалом. Такие окна могла использовать лишь знать и, может быть, купцы гостиной сотни.
Все дома строго делились на женскую и мужскую половины. В витрине справа от решётки представлены личные вещи рачительного хозяина дома.
В центре витрины – рубаха, которую носил глава семейства. Такую рубаху должна была сшить его жена. Приличная женщина не могла себе позволить, чтобы её муж ходил в рубахе, сшитой другой женщиной.
В этой же витрине есть выносной ковш для угощения гостей.
Здесь же экспонируется экземпляр “Домостроя”. Это книга о том, как следует вести хозяйство в хорошем, добром доме, что нужно делать, чтобы содержать дом, жену, воспитывать детей. Глава семьи сам читал её вслух по вечерам своим домашним.
Слева от решётки находится витрина с женскими вещами.
Самый любопытный предмет – это платье богатой женщины. Его нашли при сносе китайгородской стены. Обнаружили тайник, а в нём было только это платье. Видимо, эту вещь украли и спрятали. Затем с вором что-то могло случиться и он не забрал краденое, поэтому в тайнике оказалось только одно это платье.
Уникальность этого платья в том, что женской одежды допетровского времени почти не сохранилось. В платье сделан разрез для пояса. С одной стороны правила предписывали женщине подпоясываться, носить пояс. С другой – надевать просторную одежду, чтобы не было видно всех изгибов фигуры. Поэтому подпоясывали нижнюю одежду, а верхняя была просторной.
В этой же витрине рядом с платьем (см.верхнее фото) представлен головной убор замужней женщины. Его название никто не знает. Но это не волосник. Волосники представлены в коллекции Покровского собора.
Здесь же есть и колыбель, а над колыбелью – рожок. Его использовали чтобы поить грудного ребёнка. Этот рожок украшен, он одновременно служил для кормления и был первой игрушкой младенца.
В другой витрине показана кубышка. Это глиняный сосуд в котором хранили, собирали копейки. На одну копейку можно было купить 10 яиц или пуд огурцов в августе.
Зал 16.
Ремесло и торговля XVI–XVII веков. История русского государства в XIV-XVI веках
В этом зале представлена реконструкция части дома. В XVII веке на Руси появляются европейские обычаи. Поэтому в реконструкции поместили стул, хотя на Руси сидели на лавках. В XVI-XVII веках стул -это всегда “немного трон”. Мебель, на которой может сидеть только один человек, показывала особый статус этого человека. Здесь же находится картина на библейский сюжет – суд царя Соломона. Однако картина в средневековой Руси – вещь из ряда вон выходящая. У нас не было традиции украшать дом картинами. Шкаф сделал русский мастер, он напоминает сундук.
Диковинная посуда – потешные кубки. Такой посудой не пользовались, держали в доме для престижа. Интересен кубок с мельницей наверху. Такой кубок, если в него наливали вино, нельзя было поставить – только выпить. Когда человек выпивал этот кубок его наливали вновь. Очень скоро гость напивался, становился весёлым и мог поиграть в этот же кубок: у него есть носик, в него возможно дули и колесо мельницы вращалось.
Часы на Руси были предметом роскоши. Здесь представлены часы в виде золотой коробочки. Стрелки у них непоодвижны, а циферблат, наоборот, вращается.
Солонка. Соль всегда была предметом роскоши, поэтому для дорогого продукта употребляли дорогую посуду. С пира можно было уйти «не солоно хлебавши». Соль добывали достаточно трудоёмким способом, залежи соли в России открыли довольно поздно.
В этом зале представлена реконструкция солеварни. В старину это было важнейшее предприятие после, пожалуй, литейного пушечного двора.
В отдельных местах солёные воды подходили достаточно близко к поверхности земли. Люди научились добывать соль, роя колодцы и откачивая естественный рассол. Его подавали по деревянным желобам и отстаивали в деревянных же резервуарах-отстойниках. Когда концентрация рассола повышалась, соль выпаривали или, по старорусски “вываривали” на огне. На нижнем фото слева внизу видны выварочные подносы. Отсюда происходят названия мест добычи соли – соляные варницы.
На Руси кушанья никогда не солили целиком. Каждый отдельно подсаливал своё блюдо. Солонки предавали друг другу, с тех времён сохранилась примета, что если рассыпать соль – это к ссоре. Сохранились и пословицы о соли.
В одной из витрин также выставлены пряничные доски разных размеров.
Светильник наверху сделан по образцу храмовых паникадил XVII века.
В остальных витринах выставлены вещи, которые рассказывают о других ремёслах. Ниже представлены работы кузнецов: замки, топоры, сундучки, шорников: седло. В центре витрины представлена драгоценная посуда – стопы, ковши, чарки работы русских златокузнецов.
Среди них – производство тканей,
сапожное дело, производство обуви,
гончарное ремесло и “ценинное”, т.е. изразцовое дело.
Все артефакты рассказывают о развитии ремёсел в Московии.
Продолжим в залах 17-21.
Все статьи о коллекции первого этажа ГИМ:
ГИМ. История создания и Парадные сени
ГИМ. Залы 1-3
ГИМ. Залы 4-7
ГИМ. Залы 8 — 12
ГИМ. Залы 13 — 16
ГИМ. Залы 17-21
Таня, каждый раз с удовольствием читаю цикл про Исторический музей. Чувствую, надо дождаться всех текстов и дальше идти с ними в музей, чтобы ничего не пропустить.
Маша, научный сотрудник, который проводила нам учебные экскурсии излагала совершенно просто и доступно. За это мы ей очень благодарны! Правда, многие вещи приходится уточнять, расширять информацию – например, про шитьё в раскол. (Про шитьё в прикреп мы знаем из коллекции тканей в Оружейной палате).
Честно говоря, цель этого цикла – создать методический материал для коллег. Хотя, ты права, думаю, что с моим “путеводителем”, гулять по музею будет много интереснее и обычному посетителю.
Вот-вот опубликую последнюю часть по экспозиции первого этажа. Со вторым этажом будет сложнее – текст в рукописке, я записывала его в далёком 2000-м году. Компьютером ещё не владела, диктофон был плёночный. Но поскольку нужно было сдавать экзамен, то я вручную расшифровала диктофонную запись и аккуратно переписала всё в тетрадку. Теперь с тоской гляжу на неё – как это всё перепечатать? И любопытно, что при первичном обучении научный сотрудник разрешила диктофон. А 15 лет спустя она уже запретила всю записывающую технику. Так что первый этаж – это просто конспект лекций, второй этаж будет гораздо подробнее. Главное – что бы как-то найти время и выложить всё на сайт. Господи, помоги!
Впечатляющая экспозиция… Вечерком просмотрю внимательнее… ))) А может название Москвы и пошло от латинского названия слюды? Это ведь должно было впечатлять всякого иноземца… )))
Нет, не мусковит от Московии, а наоборот. Повторюсь, что слюда была редким и ценным минеральным сырьём, а в Московских землях её было больше, чем в других местах. По крайней мере такова научная версия.
Танечка и Петр! Изумляет всё: текст, снимки. Колоссальный труд! Спасибо! В следующее посещение Музея другими глазами буду смотреть. Спасибо за историзм и патриотизм!
Валентина, спасибо огромное! Правда, текст не наш, это конспект лекции научного сотрудника музея. Но труд действительно не простой, особенно по иллюстрации статей. Я специально два раза с фотоаппаратом ходила в музей и всё равно некоторые экспонаты проворонила – трудно в голове удержать, на что именно из тысяч предметов нужно обратить внимание.
Валентина, спасибо Вам, что Вы с нами. Вы – представитель “широкой публики”. Этот цикл статей я готовила для коллег, оказывается, он интересен не только узким специалистами и это воодушевляет!