На край света – 2

178
Вид на Шарите с моста через Луару

Самостоятельная поездка во Францию . Продолжение. Начало здесь.
Бургундия, Берри.

Оглавление

Самостоятельная поездка во Францию . День шестой 24 сентября

Первая ночь на “Бургундской даче” прошла как нельзя лучше.  День же мы решили посвятить Дижону – столице герцогства Бургундского. Очень быстро доехали до города по бесплатному авторуту.

Самостоятельная поездка во Францию
Авторут заканчивается у въезда в Дижон

Парковку нашли не сразу. Решили оставить машину на многоэтажном паркинге и не прогадали – за полдня заплатили чуть больше 4 евро.

Фрагмент плана Дижона с парковкой на улице Кондорсе (Condorset)

Самостоятельная поездка во Францию . Дижон

Дижон нам очень понравился! На первый взгляд он кажется серым, как и большинство французских городов, возведённых из природного камня.
Дижон
Но затем начинаешь вглядываться в детали, восторгаться филигранными украшениями готических храмов, находишь интересные дома – и город оживает!
Дижон. Собор Нотр Дам

Дижон. По следу совы

Маршрут по Дижону получил название “По следу совы” (A la trace de la Chouette) по маленькому изваянию совы на соборе Нотр-Дам.

Собор Нотр-Дам, вид с Рю де ля Шуэтт. (Улица Совы)
Дижон. Сова на стене собора
Сова (la chouette) на стене собора Нотр-Дам

По местному поверью надо обязательно прикоснуться к сове левой рукой – той, что ближе к сердцу – и “будет Вам щастье” 🙂 . Мы последовали ритуалу и в Дижоне нам было хорошо.
Самостоятельная поездка во Францию
Рядышком на крыше особняка купца Мильера есть ещё одна сова,  по соседству  с… кошкой.
Дижон. Сова и кошка

Дижон. Площадь Либерасьон

После блужданий “по следам совы” сами собой попали ко дворцу герцогов Бургундских на великолепной площади Либерасьон (Освобождения).

Самостоятельная поездка во Францию . Дижон
Шарманщик на площади Либерасьон
Дижон. Дворец герцогов Бургундских
Дворец герцогов Бургундских на площади Либерасьон. На заднем плане башня Филиппа Доброго

Наверное, надо было зайти во дворец, но солнце светило так ласково, а город был так красив, что в музей изящных искусств, расположенный во дворце, мы так и не пошли. Почему то мы не попали и на башню Филиппа Доброго, хотя обычно используем любую возможность посмотреть на город с высоты, несмотря на лишний вес и одышку Начальника Экспедиции.

Самостоятельная поездка во Францию. Дижонская горчица

На площади мы обнаружили магазин региональных продуктов, где и запаслись дижонской горчицей. На пробу предлагалось более 10 видов знаменитого местного продукта. Мы выбрали 4 сорта: просто горчицу, горчицу с мёдом, горчицу с пряным хлебом и горчицу “по старинному”. Баночки с горчицей на подносике – открытые. Корзинка с соломкой поставлена специально для дегустации.

Самостоятельная поездка во Францию. Дижон
Широкий выбор дижонской горчицы на любой вкус и кошелёк.

Там же можно было продегустировать вино, но не сразу, а попозже, потому что “ответственный работник” ушёл на обед, длящийся, как и везде во Франции, с 12 до 14-и. Мы решили вернуться по окончании прогулки по “Пути совы” и нам любезно предложили оставить купленную горчицу, чтобы не таскаться с тяжёлыми стеклянными банками.

Дижон. Церкви, рынок и шарманки

Продолжили наш путь Совы и увидели величественный собор Сен Бенинь
Дижон. Собор Сен Бенинь
и скромную церковь Сен Филибер.
Дижон. Церковь Сен Филибер
Посмотрели парадную площадь Дарси с триумфальной аркой, когда-то служившей городскими воротами.
Дижон. Триумфальная арка
Рядом с аркой расположились… голландские шарманки – в городе готовились к фестивалю шарманок. Мы с удовольствием послушали их старомодные мелодии.
Самостоятельная поездка во Францию
Подошли мы и к городскому рынку, торговля на котором уже закончилась.Дижон. Городской рынок
Наконец, вернулись к турбюро, откуда и начинается “Путь совы”.

Дижон. Улица Форж
Рю де Форже (Кузнечная улица) – дижонский “Арбат”

Здесь в глаза бросился фонтан со статуей виноградаря. Благодаря ей площадь получила неофициальное прозвище Bas Roses (Ба Розе), дословно – “розовые пятки”.

Дижон. Фонтан виноградаря
Площадь “Ба Розе” с фонтаном виноградаря

Так прозвали виноделов, которые давили ногами виноград и кожа на их пятках уже не отмывалась от виноградного сока.

Самостоятельная поездка во Францию. Дегустация бургундского вина

Наша горчица ждала нас в магазине. “Ответственный работник” так и не появился, поэтому дегустацию нам провёл тот самый молодой человек, что советовал зайти попозже. Он рассказал нам массу интересного о классификации бургундских вин, об их сочетании с различными блюдами, о правилах дегустации.
Самостоятельная поездка во Францию. Дегустация вина
В итоге мы купили бутылку так называемого “деревенского вина” Кот де Бон, бутылку Мерсо и, наконец, Сантене-Маладьер класса премьер крю. На гран крю наших финансов, увы, не хватило. Бургундское вино обошлось нам в 60 евро.
Бургундское вино
К вечеру мы выехали из Дижона в направлении знаменитых виноградников Кот д’Ор, где практически сразу обнаружили вывески, приглашающие на дегустации.
Самостоятельная поездка во Францию
По вину у нас и так уже был перебор, но в деревне Море Сен-Дени мы не удержались и, попробовав 3 различных сорта, купили бутылку одноимённого красного за 22 евро.
Бургундское вино
Названия деревень приводили в трепет даже меня, далёкого от гурманства. Судите сами: Жевре-Шамбертен, Нюи Сен-Жорж, Алокс Кортон и, наконец, Кло-Вужо. Про это вино Александр Дюма говорил, что его надлежит пить, обнажив голову и встав на колени.
Самостоятельная поездка во Францию
Кло-Вужо мы не купили, так что подтвердить или опровергнуть слова знаменитого писателя и гастронома не можем.

Самостоятельная поездка во Францию . В Шатонёф-ан-Осуа

Мы с сожалением попрощались с винной дорогой Бургундии, чтобы последовать совету Андрэ и посетить замок Шатонёф ан Осуа. Балалайка повела нас такими тайными тропами, что мы только диву давались – откуда она их знает.

По дороге в Шатонёф-ан-Осуа

Мы заехали в Шатонёф с заднего крыльца по крутому склону и, въехав в деревню, чуть было не попали в ДТП. Безбашенный парнишка на скутере, лихо заложил вираж, испугался, что влетит в нашу машину, резко дёрнул руль и упал… Я испугался, чтобы он себе чего не поломал, а он, похоже, испугался, что зацепил чужую машину. Во всяком случае, он быстро вскочил, завёл свой скутер и ответив мне, что у него всё в порядке, укатил. А я остался стоять на крутом подъёме с неудачно вывернутыми колёсами. Попытка тронуться ни к чему не привела: правое колесо забуксовало на мелком щебне. За мной уже скопилось несколько машин и мне пришлось попросить водителя маленького Рено сдать немного назад, чтобы я смог съехать с гравия на асфальт.

Та самая улочка, где в нас чуть не въехал скутерист

Пока я приходил в себя и искал парковку на краю деревни, замок уже закрылся. Однако деревня оказалась очень живописной, стены и башни замка – внушительными, а виды просто превосходными.

Вдали виден замок Шатонёф

Самостоятельная поездка во Францию . Бургундский ужин

Однако день ещё не закончился и мы направились в деревеньку Ванденес-ан-Осуа в сельский ресторан, рекомендованный Андрэ. Вообще-то он посоветовал нам 2 ресторана: первый, как он сам сказал, “гастрономический” в городке Пуйи-ан-Осуа. Этот гастрономический ресторан находится в “Отеле де ля Пост” (Почтовом Отеле). На следующее утро мы… проехали мимо.Самостоятельная поездка во Францию
Про второй он сказал, что кухня там попроще, но в нём можно попробовать яйца мёретт (les oeufs en meurette).
Самостоятельная поездка во Францию. Яйца по бургундски
Кроме того на повестке дня стояли улитки (les escargots). Где же их есть, как не в Бургундии!?
Самостоятельная поездка во Францию. Улитки
Ресторан располагается в старинном доме и называется довольно непритязательно: “Ресторан д’Осуа”.
Самостоятельная поездка во Францию
Мы были первыми посетителями. Нам предложили любой столик на выбор и мы, не долго думая, уселись рядом с камином. Хозяйкой ресторана оказалась весьма пожилая дама. Она прихрамывала, у неё явно была сделана подтяжка кожи лица, но держалась она так, что дай Бог иным пятидесятилетним! Абсолютно прямая спина, сделанный со вкусом макияж, великолепная причёска, строгое кофейного цвета платье и изящные туфли на каблуке. Она сама приняла у нас заказ и приносила блюда. Со мной она говорила по французски, с семейной парой из Англии – по-английски, ещё с кем-то легко перешла на немецкий язык. Мы заказали 2 варианта меню: попроще с oeufs en meurettes и подороже с escargots за 24 и 36 евро соответственно. В качестве аперитива мы попробовали кир (коктейль из черносмородинного ликёра и белого вина), за обедом пили красное и белое вино.

В бокалах кир, в графинчиках – вино

Кроме entrees и горячего блюда в меню входили сыры и десерт. Здесь мы впервые ели знаменитый бургундский эпуасс (epoisse) – мягкий, довольно острый сыр с бледно жёлтой корочкой.
Самостоятельная поездка во Францию
На десерт были крем-брюле и бургундское мороженое с сорбетом из чёрной смородины. Мы провели в ресторане около 2-х часов и встали из-за стола в совершенном восторге, решив, что это был лучший ужин в нашей жизни. Стоила эта радость немало: 64 евро + 5 евро чаевых, но она того стоила!

Самостоятельная поездка во Францию . День седьмой 25 сентября

Наше пребывание в Бургундии подошло к концу. Мы прощаемся с “дачей” и отправляемся на берега Луары, знакомые нам по прежней поездке. На следующую ночь у нас забронирован отель Le bon laboureur ( в вольном переводе – “Добрый пахарь”) в городке Шарите-сюр-Луар.
Сегодня мы хотим посмотреть старинный городок Семюр-ан-Осуа и два знаменитых аббатства: Фонтене и Везле. Вчерашнее солнце спряталось за облаками, но дождя пока нет.
На заправке при гараже Рено я залил полный бак по дорогой цене 1,38 Е/литр. К концу путешествия мы навострились заправляться у крупных супермаркетов, но обязательно в рабочее время. Тогда там можно расплатиться хоть наличными, хоть картой без всяких блокировок.
По дороге начался дождь. Что ж это за напасть – как уезжаем откуда-то, так сразу дождит! Так было в Гарце, в Эльзасе и теперь в Бургундии.

Самостоятельная поездка во Францию . Семюр-ан-Осуа

Для разнообразия в этот день перекрытых дорог нам не попалось. К 10 утра приехали в Семюр. Идёт дождь, но делать нечего – берём зонтик и отправляемся в старый город, прячась под арками ворот и тентами уличных кафе.

Семюр-ан-Осуа
Ворота в старый Семюр

Если на проезжей улице жизнь ещё чувствовалась, то в средневековом центре мы будто провалились в прошлое. Редкие витрины магазинов и автомобили не могли заставить нас отделаться от ощущения, что мы попали лет на 50 назад.
Старинные дома, булыжная мостовая, выцветшие вывески давно опустевших кафе и лавок – не хватало только парочки старых Ситроенов, ручных тележек, да мадам, одетых по последней парижской моде 1949 года.
Семюр-ан-Осуа.

Семюр-ан-Осуа. Нотр Дам

Мы зашли в церковь Нотр-Дам.

Нотр Дам де Семюр. Центральный неф

Её украшают великолепные витражи.
Семюр-ан-Осуа. Нотр Дам
Знаменитый витраж с забойщиком скота даже поопал в Дорлинг Киндерсли.
В капелле молились монахини. Состояние провала во времени стало ещё острее.

Лишь крики детишек, которых выпустили на перемену, развеяли это наваждение. Мы с интересом осмотрели огромные круглые башни крепости,
Семюр-ан-Осуа.
Семюрская башня Золотого Пояса, несмотря на сквозную трещину, стоит уже более 400 лет.
Еще мы заглянули в закоулки рядом с церковью, безуспешно сунулись в закрытое турбюро и отправились дальше.
Переехав реку Армансон, мы остановились, чтобы сделать панорамные снимки Семюра.
Семюр-ан-Осуа

Самостоятельная поездка во Францию . Аббатство Фонтене

Далее наш путь лежал к аббатству Фонтене поблизости от города Монбар.
По дороге к Монбару я краем глаза увидел площадку, заставленную старыми машинами. Пропустить такое я не мог, остановился и побежал фотографировать.
Самостоятельная поездка во Францию
Неподалёку от Монбара находится аббатство Фонтене – старейший цистерианский монастырь, сохранившийся во Франции.

Аббатство Фонтене
Ворота аббатства Фонтене

Постройки обители выглядят достаточно скромно – цистерианцы никогда не строили башен над своими церквами – но от этих древних стен веет чистотой помыслов и, если угодно, величием духа.

Аббатство Фонтене. Собор
Собор аббатства Фонтене

Монастырская кузница

Большинство построек открыто для осмотра, включая огромную кузницу с водяным молотом.

Аббатство Фонтене
Кузница. Внешний вид
Кузница. Горн и мехи
Кузница. Молот
Кузница. Водяное колесо

Кузницу монастыря Фонтене считают одним из старейших промышленных предприятий в Европе. Пока мы ходили по монастырю, распогодилось. Командор даже предложила переснять уже сделанные фотографии.
В Фонтене нам очень понравилось. Если в Семюр в принципе можно и не заезжать: ну старинный город, ну крепостные башни, ну готическая церковь с интересными витражами, то Фонтене безусловно заслуживает посещения.

Самостоятельная поездка во Францию . Везле

Аббатство Везле, куда мы добрались уже под вечер, заслуживает его ещё больше. Храм Марии Магдалины, венчающий вершину холма, виден издалека.

Route de St Pere (дорога Святого Отца) на подъезде к Везле

Мы оставили машину на платной стоянке на Route de Saint Pere (дороге Святого Отца) и отправились пешком по улице Сент-Этьен, переходящей в улицу Сен-Пьер. Только пройдя метров 100 вверх, мы сообразили, что вне туристического сезона по этой улице можно ездить.Самостоятельная поездка во Францию
Тем более, что слева за собором Мадлен есть парковка. С другой стороны не стОит подъезжать прямо к иконостасу, ведь те же паломники, шедшие в Сантъяго-де-Компостеллу, совершали свой долгий путь пешком. Почему я вспомнил о Сантъяго-де-Компостелла? В Везле начинается один из паломнических маршрутов, ведущих к этой святыне.

Раковина Святого Иакова – символ паломничества в Сантъяго де Компостелла
Объявление для паломников на улице Сент-Этьен

Везле. Собор Марии Магдалины

Симпатичная, застроенная старинными домами улочка выводит на вершину Вечного Холма (la Colline Eternelle). Здесь стоит потрясающий романский собор Марии Магдалины. Его воздвигли в IX-XII веках.
Аббатство Везле. Собор
В XIX веке, когда храм почти развалился, его реставрировал знаменитый Виолле-ле-Дюк. Собор Марии Магдалины находится в ведении католической церкви, так что вход в него бесплатный (в отличие от аббатства Фонтене, находящегося в частном владении). В крипте хранится частица мощей Марии Магдалины.
Везле. Рака с мощами Марии Магдалины
Собор украшает потрясающая резьба по камню. Тимпан и огромное центральное окно западного фасада выглядят особенно интересно.

Везле
Тимпан собора Марии Магдалины
Центральное окно западного фасада собора

Романские капители колонн можно рассматривать бесконечно, находя знакомые сюжеты и ломая голову над непонятными.

Везле
Рыцарский поединок
Сладострастие и отчаяние

Самостоятельная поездка во Францию . Вокруг аббатства Везле

От собора можно пройти на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на окрестные долины, сёла и рощи.
Самостоятельная поездка во Францию
Мы обошли собор, осмотрели великолепную алтарную апсиду.
Везле. Собор
Обнаружили платную автостоянку у северной стены аббатства.
Самостоятельная поездка во Францию
Спускаясь вниз по улице Сен-Пьер, заглянули в “региональные продукты”.
Там бойкая молодая дама, увидев наш интерес к “Кассис” (чёрносмородинному ликёру), прочитала нам целую лекцию о том, как делать кир. Обычно для кир смешивают кассис и белое вино Алиготе. Но можно использовать и другие белые вина, в том числе невысокого качества. Чёрносмородинный ликёр скрадывает скверный вкус плохого белого вина. Ещё бывает королевский кир, когда “кассис” смешивают с шампанским. Позже мы попробовали бретонский кир – это “кассис” с сидром.
Мы, как настоящие турики, растаяли от её любезности и вкуса ликёра и купили бутылку. За 12,5 евро! В обычном сюпермарше бутылка “кассис” стоит от 4 до 6 евро. На фото бургундские наливки и настойки. “Кассис” урожая 2015 года в центре.
Самостоятельная поездка во Францию
В соседней продуктовой лавочке подкупили продуктов на ужин: помидоры, хлеб и сыр.
До Шарите-сюр-Луар оставалось около 60 км. Балалайка не подвела, но мы постарались дублировать её указателями. Как всегда во Франции это было непросто 🙂 . Найдите на снимке направление на Шарите и учтите, что у вас всего 2-3 секунды 🙂

Шарите сюр Луар

Мы приехали в город в сумерках, нашли нашу гостиницу “Добрый пахарь”,
заселились и пошли в старый город смотреть колоссальный полуразрушенный собор.

Вид на Шарите с моста через Луару
Колокольня собора Нотр Дам

Из таблицы рядом с собором узнали, что здешнее аббатство было вторым по значению после знаменитого монастыря Клюни.

1. Нотр Дам, самая важная средневековая церковь Европы после Клюни. Строилась с XI века и представляет собой все аспекты романского искусства.
2. Сен Лоран церковь в романском стиле XI века (руины)
3.Бенедиктинские сады
4.Большой клуатр
5.Зал капитула
6.Залы XVIII века.
7.Жилище приора.
8.Кельи 9.Ворота
10.Оборонительные стены.

Портал собора, ведёт не в неф, а на небольшую площадь. В сумерках он выглядит особенно сюрреалистически.
Шарите сюр Луар
Крыши нет, вместо боковых нефов и капелл за порталом стоят старинные жилые дома. Один из них настолько ветхий, что помимо контрфорсов его поддерживает стальная подпорка. В этом доме живут люди, по крайней мере в окнах видны цветы и занавески.
Мы зашли в собор, поражающий размерами и тишиной. Однако я слишком шумно закрыл дверь и откуда-то вышел служитель, вежливо сказавший, что он закрывает.
В сумерках мы прошлись по бывшему монастырскому двору, подошли ко дворцу аббата. Особняк слева служил резиденцией приора.
Шарите сюр Луар
Аббатство изначально было посвящено Бенедикту или, по-французски Сен-Бенуа. Алтарь собора выходит в так называемый Бенедиктинский сад.
В самом городке жизнь еле теплилась у пары баров и ресторанов.
В двух шагах от центральной улицы я снова ощутил провал во времени.
Шарите сюр Луар

Тем более, что немало домов, магазинов и гостиниц стояли заброшенными. Удивительно, что это место не указано ни в одном путеводителе. Ведь помимо собора, руин ещё более древнего романского храма и остатков монастыря в городе сохранилась часть крепостной стены с башнями
и старинный, чуть ли не XV века, мост через Луару.
Наша гостиница тоже выходила на Луару, точнее, на её протоку, ведь часть Шарите находится на острове.

Закат над Луарой

В Шарите я запланировал только ночлег, так что утром вернуться в собор нам не удалось. Нас ждал длинный…

Самостоятельная поездка во Францию . День восьмой 26 сентября

В этот день нам предстояло пересечь большую часть Pays de la Loire (дословно “Страна Луары”). Мы весьма подробно изучили замки и города долины Луары в прошлый приезд в 2013 году. Поэтому, составляя план путешествия, я попытался посмотреть то, что мы ещё не видели. Вначале мы отправились в город Бурж. По французским меркам это большой город, центр области департамента. Мы удачно нашли местечко на обширной тенистой стоянке под платанамиСамостоятельная поездка во Францию и, для начала, сунулись на городской рынок.

Бурж. Рынок

Мы всегда стараемся заходить на городские рынки, хотя цены там выше, чем в супермаркетах.

Во Франции тоже бывают очереди

В этот раз мы купили 3 наши любимые оранжевые дыньки за 4 евро
и 4 разные фермерские колбаски за 10 евро.
Самостоятельная поездка во Францию
Положили покупки в машину и пошли гулять по городу.

Бурж. Собор Сент-Этьен

Вначале наткнулись на замечательный особняк Кюжас. В нём находится краеведческий музей Берри.
Бурж.
Затем вышли на площадь к собору. Собор Сент-Этьен просто “крышесносный”, извините за выражение. Колоссальный готический храм без трансепта кажется удивительно светлым и воздушным.
Бурж. СоборБурж. Собор
Множество витражей украшают храм.
Бурж. Собор
Западный фасад покрыт искусной каменной резьбой. К сожалению, площадь перед собором невелика и фасад пришлось снимать по частям.

Порталы собора Сен-Этьенн
Башня собора Сен-Этьенн
Бурж. Собор
Страшный Суд в тимпане центрального портала

Бурж. Особняки

Старый город Буржа состоит из узеньких улочек, заполненных ренессансными дворцами. Дворец Лаллеман назван по владельцу – выходцу из Германии.Бурж
В особняке Эшевен когда-то заседал городской совет Буржа. Сейчас его занимает музей художника-абстракциониста Мориса Эстева.
Бурж
В старом городе сохранилось немало милых домиков коломбаж, переживших войны и пожары.
Среди них попадаются роскошные здания в стиле Бель Эпок, вроде универмага “Для французских дам”.

Бурж. Дворец Жака Кёра

В Бурже мне очень хотелось посмотреть дворец Жака Кёра.
Это был удивительный человек – простолюдин, вознесшийся на вершину славы и богатства, ставший казначеем французского короля, Позже его обвинили в мошенничестве и смерти легендарной фаворитки короля Аньес Сорель. Жак Кёр бежал из темницы и умер в изгнании.
Дворец оказался закрыт на обед и мы ещё около часа гуляли по старому Буржу. Дошли до родного дома Жака Кёра. На самом деле здесь жил городской прево (судья и начальник стражи в одном флаконе лице) Ламбер де Леодепар. Жак Кёр бывал здесь, поскольку женился на дочери прево, девушке по имени Масе.
Бурж. Родной дом Жака Кёра
Неподалёку от дворца Жака Кёра мы набрели на скромную церковь Сен Пьер.
Бурж. Церковь Сен Пьер
Внутри сохранились фрагменты средневековой полихромии, изображающей Положение во Гроб
Бурж. Фрески
и Богородицу со святым Франциском Ассизским.
В 14.00 дворец открылся, мы поспешили войти и… разочаровались.
Бурж. Дворец Жака Кёра

Внутренний двор и лестничная башня
Королевский зал

Дворцовая часовня сохранила росписи и скульптурное убранство. Пожалуй, это единственное интересное помещение во дворце.
Бурж. Дворец Жака Кёра
В интерьерах почти ничего не сохранилось, тайные алхимические символы нам увидеть не удалось. Тем более, что во многих залах были выставлены “произведения современного искусства”. К счастью для нас вход во дворец оказался бесплатным – помогли членские карточки ассоциации гидов-переводчиков. Из Буржа мы выехали слишком поздно, чтобы пытаться заехать в запланированный замок Лош. Ну не везёт нам с этим Лошем! Может и не стоит туда стремиться?
Указатели напоминали о нашем путешествии двухлетней давности: Шамбор, Блуа, Амбуаз, Шенонсо,

Замок Монришар неподалёку от Шенонсо

Азе ле Ридо, Шинон, Сомюр.

Вид на Сомюр с моста через Луару

В Сомюре проехали мимо гостеприимного отеля Альсион (Alcyon), где мы провели ночь 2 года назад.

Самостоятельная поездка во Францию . Ночлег в Шоле

Ехать было довольно трудно – слепило низкое закатное солнце. До Шоле доехали только в 8 часов вечера. Конечно по платному авторуту получилось бы быстрее, но километраж там немаленький и вышло бы довольно дорого.
В Шоле мы впервые опробовали недорогой сетевой Ибис-Бюджет. Просто Ибис у нас уже был, как и Кампанилла, а вот в Ибис-Бюджет, бывшем “Этапе” мы ночевали впервые. Ну не В&В конечно, но жить можно.
Самостоятельная поездка во Францию Тем более за 45 евро да с бесплатным подземным гаражом.

Самостоятельная поездка во Францию . День девятый 27 сентября

пришёлся на воскресенье. Утром Шоле был совершенно безлюдным.ШолеМы прошлись вокруг собора Нотр-Дам, вначале сочтя его готическим, но затем усомнившись в этом.  И правильно. Церковь возвели во второй половине XIX, а вовсе не XV века и закончили в 1884 году.
Шоле. Собор
Больше делать в Шоле было нечего и мы направились на запад – на край света.