Юго-Запад Франции переполнен достопримечательностями. В их числе не только рукотворные замки, соборы и бастиды, но и речные долины, утёсы, потрясающие пещеры с доисторическими наскальными росписями.
Планирование маршрута по Перигору, Дордони и Ло неизбежно требует “впихнуть невпихуемое”. Поэтому время на городок Фижак отводилось по остаточному принципу. Тем более, что Командор пробега потребовала задержаться в неприметном городишке Антрег-сюр-Трюйер.
Фижак. Останавливаться или нет?
За исключением платных авторутов, дороги Авейрона и Керси не способствуют быстрой езде.
Средневековые мосты
и ремонты дороги снижают и без того невысокую среднюю скорость.
Я въезжаю в Фижак с твёрдым намерением пройти город транзитом. Но недаром во Франции существует изречение: “чего хочет женщина, того хочет Бог”. А женщина непременно хочет остановки в Фижаке. Тем более, что городок выглядит симпатично. Уже на въезде стоят не то старинные, не то стилизованные дома.Через город протекает живописная и своенравная речка Селе.Она внезапно может превратиться в бушующий поток, о чём напоминают отметки наводнений.Серая цапля задумчиво стоит на отмели.
Решено, остановимся ненадолго. Оставляем машину на бесплатной парковке на берегу реки. Смотрю на план города и соображаю, что нам надо свернуть направо на пятом перекрёстке.
Фижак. С чего начать
Проходим старинный мост, названный в честь Леона Гамбетта. Во Франции это название аналогично ул. Ленина или Советской в РФ.
Наша цель – площадь Виваль и турбюро, где я надеюсь разжиться планом города. Зря надеюсь: в будний день вне сезона они открываются только с двух. Турбюро занимает древний особняк XIII века, так называемый Отель де ла Монне (дословно Особняк Монет). Его отличительной чертой, как и у многих старинных домов Фижака, служит галерея на верхнем этаже. В Средние Века на таких галереях сушили выделанные кожи, которыми славился город.
Площадь Виваль выглядит довольно скромно, её расширили в начале ХХ века, снеся часть бастиды, в которую перестроили Фижак в XIII веке.
Фижак. Аббатство Спасителя
Прошли те времена, когда я стремился засунуть нос в каждую щель. Теперь предпочитаю смотреть незнакомый город с планом в руках. Увы, в Фижаке пришлось идти куда глаза глядят, ориентируясь по указателям на домах.По типичным средневековым улочкаммы вышли к аббатству Спасителя, откуда есть пошёл град Фижак.Аббатство Христа Спасителя в Фижаке основал король Аквитании Пипин I в 838 году по просьбе монахов из аббатства святой Фои в Конке. Некоторое время оба монастыря существовали сами по себе, но управлялись одним настоятелем. Фижакские монахи были недовольны зависимостью от Конка и даже придумали легенду, что их монастырь основал Пипин Короткий в 755 году, за 40 лет до основания аббатства в Конке.
Соперничество вылилось в похищение мощей святой Фои из Ажена и святого Марселя из Сента. Наконец Папа Урбан II утвердил принадлежность фижакской обители монастырю Клюни.
Монастырская церковь построена в XII-XIII веках и позже многократно перестраивалась.
Старинное убранство не сохранилось, ведь в XVI веке Фижак был оплотом гугенотов. Они серьёзно повредили церковь. Дело гугенотов завершили революционеры. Они разрушили клуатр и кельи и устроили на их месте площадь Разума.В церкви сохранилась романская водосвятная чаша,Алтарный образ относится к XVIII веку.Готические своды храма опираются на древние романские арки.
Фижак. Шампольон
Самый знаменитый гражданин Фижака – это Жан-Франсуа Шампольон. Он родился в конце 1790 года и умер в возрасте 41 года в Париже. Шампольон совершил невероятное открытие – он расшифровал древнеегипетские иероглифы и создал новую науку – египтологию. Центральная площадь Фижака носит его имя.
Музей Шампольона и мировой письменности занимает современное здание, встроенное в ряд средневековых домов. Его отличает двойной фасад: наружный каменный стилизован под старинную архитектуру, внутренний из рельефного металла сплошь испещрён египетскими иероглифами. Мы не стремились попасть в музей, тем более что в понедельник он закрыт. Здесь же на площади Шампольона стоит красивейший средневековый дом города.
Фижак. Розеттский камень
Узенький переулок, носящий имя братьев Шампольон, ведёт к площади Экритюр. Вообще то écritures по французски означает “письмена”, но в вики нашли более благозвучный перевод: площадь Письменности. На самом деле это тесный дворик, зажатый между средневековыми домами.
На брусчатке площади уложена чёрная гранитная плита, покрытая письменами. Это увеличенная копия знаменитого Розеттского камня, выполненная американским скульптором Джозефом Кошутом.
Обломок гранодиоритовой плиты содержит благодарственный текст, адресованный жрецами египетскому царю Птолемею V. На плите начертаны три идентичных по смыслу текста. Они выполнены иероглифическим письмом,
демотическим письмом (скорописью позднего Египта)
и на древнегреческом языке.
Французский капитан Пьер Бушар обнаружил камень в 1799 году неподалёку от города Розетта (Рашид) и отослал его в Каир. В 1801 году английское войско победило Наполеона в Египте. В числе трофеев британской армии оказался и Розеттский камень. С 1802 года он представлен в Британском музее.
Фижак. Площадь Карно
К сожалению, информации об этой площади нет. То, что это рыночная площадь, и так ясно. В центре стоит типичный для Окситании крытый рынок.
Дома, окружающие площадь, насчитывают несколько сотен лет. Кое-где наверху сохранились галереи для сушки кож, хотя в большинстве домов они перестроены под жильё.Нам осталось посмотреть лишь
Церковь Нотр Дам дю Пюи
Слово пюи имеет здесь то же значение что и в Оверни – вершина. Конечно, это не Пюи де Дом и не Пюи Мари, но церковь действительно возвышается над городом. Её основание связывают с легендой второй половины VIII века. Первый аббат монастыря Христа Спасителя хотел построить храм для паломников. Место для строительства выбрали благодаря чуду, когда на вершине посреди зимы расцвёл куст боярышника. Церковь назвали Нотр-Дам ла Флёри, то есть цветущая. Нынешняя церковь относится к XIII веку. Возможно её построили на месте более древнего романского храма. Во время религиозных войн церковь захватили гугеноты. Она принадлежала им до 1622 года. Протестанты перестроили храм в форт, а колокольню превратили в донжон.В последней трети XVII века церковь полностью реконструировали. Но сто лет спустя её изуродовали революционеры. Не случайно интерьер выглядит таким новым.К счастью сохранился запрестольный образ Девы Марии.Внутри выставлена интересная коллекция хоругвей и епископских посохов. С вершины открывается вид на средневековый Фижак, зажатый между аббатством и церковью.По улице Эмиля Золя, где еле-еле протиснется машина, мы возвращаемся к автостоянке и натыкаемся на очередной “дё-шво”.Привлекает внимание наклейка на заднем стекле: “это не машина, а искусство жить!”Вот и всё, прощай Фижак! Мы едем в пещеру Пеш-Мерль.