Восточная Европа на автомобиле

0
184
Восточная Европа на автомобиле

Путешественник Андрей aka Moreman любезно поделился своим старым отчётом под названием Восточная Европа на автомобиле. Конечно, кое-что в нём устарело, но для тех, кто впервые отваживается на вылазку в Восточная Европа на автомобиле он окажется весьма полезным.

Часть 1. Белоруссия, Литва, Калининградская область

30.04-15.05.2009
Восточная Европа на автомобиле

Восточная Европа на автомобиле. Вступление

Вообще-то, не мастер писать отчеты. Но поддался всеобщей моде и захотелось хотя бы попробовать… 😉 Фотографии делал, невзирая на композицию и освещенность, текст – на уровне школьного изложения.

Постараюсь поместить больше практических деталей и описаний (дороги, отели, АЗС и т.п.). В конце концов, восприятие красоты природы и достопримечательностей у каждого – свое, а вопросы перемещения, ночлега, ориентирования и т.п. придется решать в любом случае… Хотя, достопримечательностей и впечатлений в этой поездке было предостаточно, поэтому без развалин замков тоже не обойдусь.

Так что, ни на какую художественную ценность этот отчет претендовать не может, просто постараюсь, чтобы он нес в себе практическую ценность для того, кто планирует поездки по описанным местам… если так – буду рад… 🙂

Подобные поездки уже стали для нас с женой регулярными. Если появляется сочетание возможности взять отпуск или использовать праздники, и желания просто куда-нибудь свались из Москвы/России, такое часто реализуется в путешествия. Такое, как это. Посещение Европы на автомобиле для нас – в некоторой степени, традиция, и мы не стали ее нарушать и на этот раз.

Восточная Европа на автомобиле. Разработка маршрута

С выбором конечной точки проблем не возникло вообще – конечно, Чехия! (очень уж мы ее любим). А по пути заглянем куда-нибудь еще…

Тактика построения наших путешествий, возможно, отличается от общепринятой: объекты (страны, достопримечательности), предполагаемые для посещения, мы разделяем на три группы:

1. Обязательные. То есть, то, ради чего и затевается все это предприятие. Обычно один-два, максимум три наименования. Два-четыре дня на каждое.

2. Желательные. То, что посетить очень хотелось бы, но если не получится – от тоски не погибнем… Обычно, находится в той же стороне света, где расположены объекты по пункту один и куда ведет предполагаемый маршрут. Может быть 3-5 объектов. Максимум день на каждый.

3. «Можно было бы заехать…» То, что находится в 5…50 км от основного маршрута и представляет интерес… Максимум 2-3 часа на каждый объект.
Все это хорошо, но планы для того и создаются, чтобы их нарушать… Поэтому, часто принимаются внезапные, спонтанные решения… впрочем, почти всегда получается нужный результат – новые места, новые впечатления.

Фаза технической подготовки была пройдена довольно быстро.
– автомобиль Форд Фокус 1.6, на механике, универсал, пробег до поездки 95 тык,
– получать визы нам не нужно (у нас двухлетние многократные),
– страховка: грин-карта на месяц – покупается без проблем…

30 апреля вечером стартуем в Минск.

Восточная Европа на автомобиле. Белоруссия

Москва – Минск. Об этой части маршрута написано много, повторяться не хочется. Дорога М1/Е30 прямая, ровная и… скучная. 🙂 Все те же фуры на границе РФ-РБ, все те же 22 рубля на каждом из пунктов оплаты… Вот только ремонты в РБ, сводившие две полосы в одну, да еще и по встречной, закончились – остался всего один, да и то – не запомнил, где…

Нас ждал первомайский Минск… Город всепобеждающего социализма. Здесь изначально наметил себе две цели: поучаствовать в первомайской демонстрации и выпить с друзьями/родственниками/деловыми партнерами водки «Крышталь»…

Сразу скажу, что первая цель осталась недостигнутой – ни одной живой демонстрации обнаружено не было… Искать более тщательно возможности не было, а потом и вовсе стало не до того – все силы были брошены на достижение цели номер два…

Минск к праздникам принарядили. Красиво, по контрасту с Москвой людей и машин немного… Мы успели немного пройтись по центру, погуляли по Троицкому Предместью…

Восточная Европа на автомобилеПрисели «на дорожку» у нулевой отметки дорог Белоруссии («Пачатак дарог Беларусi»):

Восточная Европа на автомобиле

Посидели в небезызвестном «Раковском Броваре»: http://www.brovar.by Шикарно и пафосно, кухня неплохая, пиво хорошее, но в общем – попса…

Вечер закончился ближе к двум часам ночи шумным проходом нашей компании по ночным улицам и дружным и громким распеванием песен на военно-патриотическую тематику… Кстати, как мне уже потом рассказали, именно поэтому нас не забрали в милицию. Причем, вполне серьезно: если бы пели какую-нибудь фигню – обязательно был бы привод: патрули в Минске ночью встречаются часто, и общественный порядок охраняют усердно…

Короче, «Крышталь» в тот день не подвел…)) По этой причине, назавтра с утра за руль села жена… 😉

Белоруссия. Дорога. Восточная Европа на автомобиле

На МКАДе (Минской кольцевой) разрешенная скорость 90 км/час. Милицейские засады – через каждые три километра, превышение скорости хотя бы на 10-15 км/час строго карается.

Из Белоруссии в Литву идет прямая трасса М7/Е28, и логично было бы предположить, что мы по ней и поедем до самого Вильнюса… но мы, настоящие автопутешественники, легких путей не ищем! Белоруссия, сама по себе, богатейшая на памятники старины страна и мест, которые стоило бы посетить, в ней предостаточно… Для тех, кто любит старые, но прекрасные развалины, замки, храмы – самое то. В качестве информации к размышлению, могу привести сайт http://globus.tut.by На этот раз, достойными посещения для нас оказались несколько достопримечательностей, которые находились немного в стороне от основной трассы.

Google подробной картой Белоруссии не балует, поэтому маршрут нашего перемещения по РБ привожу здесь (сорри за плохое качество):

Восточная Европа на автомобиле

Дороги в Белоруссии находятся в неплохом состоянии – даже те, которые по причине своей незначительности, не обозначены номером. На некоторых даже есть разметка…!

Деревни Вишнево и Десятники. Восточная Европа на автомобиле

Мы свернули с М7/Е28 налево у города Воложин, на дорогу М6 (на объездной Воложина с юга есть АЗС Лукойл), а затем – на местную дорожку, которая идет в Ошмяны почти параллельно М7/Е28 и даже не имеет номера… Первая остановка – деревня Вишнево (ВIШНЕВА). Между прочим, здесь родился Шимон Перес (урожденный Перский) – старейший израильский политик, премьер-министр и президент Израиля, и прочая, и прочая. Было это аж в 1923 году, тогда это была территория Новогрудского воеводства Польши.

Но нам эта деревенька была интересна по другой причине. Недавно нам в руки попала страница из белорусской «Комсомольской Правды» со статьей «Едем смотреть уникальные памятники Первой мировой» (фронт первой мировой стоял на территории Белоруссии 2,5 года). Так вот, в нескольких километрах к западу от деревни, на территории усадьбы Хрептовичей-Андривонш, сохранился камень, на котором есть надпись, что с 1915 по 1917 год там стоял штаб и располагалась немецкая дивизия. Такого неясного описания для нас было достаточно для того, чтобы рвануть на поиски. Сразу скажу, найти камень нелегко… мы ехали в неизвестном направлении, по узкой лесной дорожке, ветки деревьев царапали пыльные крылья и двери машины… Но мы нашли… сначала – усадьбу. Не иначе, в советские годы здесь располагался пионерский лагерь. Об этом красноречиво свидетельствовала лежащая в кустах статуя пионера… головы не было, но рука продолжала крепко сжимать горн…

Камень обнаружился в лесу, в 20 метрах от усадьбы… Он оказался очень большим, надписи выбиты готическим шрифтом прямо на камне, они успели зарости довольно толстым слоем мха (думаю, лет через 30 надписи совсем перестанут быть различимыми). Солнечный свет пробивался пятнами сквозь листву и неровно ложился на мох, поэтому фотография получилась не очень четкой:

Восточная Европа на автомобиле

Есть информация, что в холодное время года мох на камне частично отмирает, и надпись видна гораздо лучше…

В 10 километрах от Вишнево – следующая остановка, деревня Десятники (маленькая, даже на крупномасштабных картах ее может не быть). Здесь расположено старое военное кладбище, опять же, времен Первой мировой, где похоронены и русские, и немецкие солдаты. После боя санитары собирали убитых с поля и хоронили всех вместе, а жетоны и документы убитых потом передавались противнику. На самом деле, картина впечатляет… надписи по-польски «NIEZNANY ROSYJSKI ZOLNIERZ» («неизвестный русский солдат») на камнях-крестах, расположенных ровными рядами, трогают душу…

Восточная Европа на автомобиле

Вот жили люди, зачем-то воевали друг с другом… а теперь лежат уже почти сто лет вместе, на одном кладбище, и будут лежать вечно…

Гольшаны

Еще через 20-30 км, продвигаясь по описанной дорожке, добрались до населенного пункта Гольшаны. Почти при въезде, слева – руины замка, резиденции князя Сапеги. Это действительно руины (замок сильно пострадал во время двух последних войн), хотя надпись типа «под охраной государства» присутствует и дорожка к развалинам аккуратно присыпана крупным гравием. Но даже в таком, почти полностью разрушенном виде, он стоит того, чтобы на него посмотреть.

Восточная Европа на автомобиле

Проехав еще немного, остановились в историческом центре, который, впрочем, находится на самом краю городка, у выезда на дорогу Р48, ведущую в Ошмяны. Тихо, спокойно, тусуется стайка местной молодежи… традиционный костел на площади… Хотя, не совсем традиционный. Это костел францисканцев, построенный в 1618 году не в обычном готическом стиле, а в стиле барокко, и интересен тем, что он безбашенный, в прямом смысле – обычных для костелов башен здесь нет:

Восточная Европа на автомобиле

Очень понравилась табличка на двери костела:

Восточная Европа на автомобиле

Напротив костела – пара кафе, гостиница с гордыми надписями «HOTEL, 24 часа» и намертво закрытой железной решеткой дверью… В одном из кафе пообедали… Полноценный обед на двоих, с отличным холодным свекольником и заливным языком, пивом и кофе (каждому – свое!)) – около 12000 белорусских рублей (приблизительно 150 рублей российских).

Если отъехать полкилометра в сторону кладбища, у моста через речку можно увидеть старинную водяную мельницу с остатками приводного механизма.

Из Гольшан по дороге Р48 вышли на Ошмяны и вернулись на дорогу М7/Е28, ведущую в Вильнюс. Таким образом, проехав всего в 15-20 километрах от основной трассы М7/Е28 (Минск – Вильнюс), получили возможность посетить несколько интересных мест.

Восточная Европа на автомобиле. Погранпереход Каменный Лог – Мядининкай

На таможне Каменный Лог – Мядининкай были в 16:55. Возможно, по причине праздников (была суббота, 2 мая), наша машина была всего лишь второй. Первым был «Крайслер Вояджер» с московскими номерами, водитель которого, стоя у окошка белорусской транспортной инспекции, видимо, пытался избежать повышенной оплаты за транзит и поэтому старательно путался в показаниях:

– (инспекторша) Когда и где вы въехали на территорию Белоруссии…?
– (москвич) Да я… да мы… да вот… как обычно… в Бресте…
– Как ехали…? Через Минск? Но тогда у вас должны сохраниться чеки об оплате за пользование дорогой М1…!
– Да… нет… чеков нет… выкинул…
– Когда вы въехали на территорию…?
– Ну… часа в два…
– Но позвольте, за три часа вы не могли пересечь всю Белоруссию…!

Мне надоело и я пошел показывать машину ребятам на таможенном контроле. Не знаю, удалось ли избегнуть худшего водиле «Крайслера»… Мой ответ инспекторше был тщательно спланирован, поэтому прозвучал уверенно и спокойно: ехали через Витебск и Молодечно, въехали в 9 утра… Вопросов нет, 5 долларов в кассу… С Литовской стороны вопросов и проблем не было вообще, и в 17:20 мы уже въехали в Литву, потратив, таким образом, на обе границы 25 минут.

Восточная Европа на автомобиле. Литва

Для нас это было первое посещение Литвы, да и стран Балтии вообще… Поэтому, окрестности оглядывались с особым интересом. Дорога на Вильнюс (А3) неплоха, но могло быть и лучше. Пригород Вильнюса – ничего особенного, вокруг невзрачные здания времен СССР… Вот АЗС: 95-й бензин – 3,40 Лит.

Перечень мест, которые стоит посетить в Литве и находящиеся приблизительно на маршруте от Вильнюса до Клайпеды, изучил заранее: сам Вильнюс, Тракай, Каунас и Клайпеда. Времени на осмотр достопримечательностей Белоруссии ушло много, дело близилось к вечеру, возник естественный вопрос: куда дальше…? Распечаток с Вильнюсом под рукой не оказалось, да и особого желания пробираться через большой незнакомый город не было… Поэтому повернули на Тракай… На ближайшей АЗС девушка на нормальном русском подсказала дорогу. Поехали… Наличных литов нет, банкоматов нет, указатели пускали по второму кругу… Навигатор дорогу кажет, но недавний ремонт изменил конфигурацию трассы… Заплутали…

На одной из развилок увидел полицейский патруль в стоящем Фольксвагене и, надеясь спросить дорогу у них, остановился не совсем к месту… уж извиняйте, дядьки. Дядьки ехидно поинтересовались, паркуюсь ли я у себя в Москве на Красной Площади точно также – где ехал, там и встал… Но через полминуты эмоции уступили место служебному долгу, а еще через 30 секунд мы уже ехали в точно описанном направлении по дороге А16 и через 15 минут въехали в Тракай…

Ночлег в пути. Тракай

Вообще, если планируется ночевка в пути, ехать до упора, чтобы потом в темноте искать ночлег – не люблю. Поэтому, первым делом хотелось определиться с отелем… Вследствие нашей некоторой безбашенности и любви к внезапным изменениям маршрута, мы редко заранее резервируем отели по дороге – особенно это касается таких богатых ночлегами стран, как Польша, Чехия, теперь – и Литва… Правда, и в неприятные ситуации с отсутствием мест почти никогда не попадали.

Сейчас, находясь в поиске ночлега в Тракае, вспомнили, что в папке лежит распечатка популярной в и-нете статьи «Чудесное путешествие поляка Мирка по Литве…» четырехлетней давности. В ней, при описании Тракая указывалось неплохое место, где ребята, несмотря на какие-то свои трудности, нашли ночлег. 2 мая – не лучшее время для поиска свободных мест в отелях, поэтому, не имея желания забивать мозги излишними проблемами и желая выкроить время на вечернюю прогулку, поехали прямо туда. Оказалось, за 4 года искомое место никуда не делось: «Traku sporto baze», тракайская спортивная база, вполне себе живет и работает.

Находится база по адресу: 4050 Trakai, Karaimu, 73. Найти просто: улица Karaimu длинная, проходит через весь город. Если ехать от Вильнюса, проезжаете замок на озере (он справа), далее, за мостиком дорога идет вправо и вверх. Через 200 метров от мостика будет съезд направо и вниз. Приехали.

База расположена прямо на берегу озера и специализируется на байдарочной гребле. На фото, сделанного со 2-го этажа (здесь расположены номера), видны настилы для хранения байдарок, на 1-м этаже – эллинг:

Восточная Европа на автомобиле

На базе – никого. Девушка на ресепшне любезно объяснила, что сезон соревнований и тренировок еще не начался, свободных мест много. Надо полагать, в сезон приезжает множество спортсменов и свободных мест может не оказаться. Двухместный номер – без изысков, но вполне приличный – на одну ночь стоит 80 литов (показалось дешево, может, не сезон…?). Стоянка внутри не охраняется, но и никому не нужна, даже туристы сюда не заходят.

Тракай. Путешественнику на заметку

Выделенные автостоянки в городе есть, но почти всегда они заполнены автомобилями туристов. У местных жителей свой бизнес – они паркуют автомобили у себя во дворах всего за 5 литов на весь день. Это ощутимо дешевле официальных расценок (вроде, 2 лита в час – не помню точно).

Банкоматов в городе обнаружили немного – Swedbank (недалеко от костела – метров 800 по главной дороге в сторону Вильнюса от набережной, выходящей на замок), и еще один – на самой набережной, правда, кроме «out of service», добиться от него ничего не удалось.

Неподалеку от спортбазы нашли очень неплохой ресторанчик – вернее, два домика-ресторанчика рядом: один специлизируется на литовской кухне, другой – всякие разные пиццы с гамбургерами. Расположены на той же улице Karaimu, дома 63 и 65 (похоже, владелец один): www.kibinas.lt (есть версия сайта на русском языке). Ресторан, действительно, оказался отличным – смело рекомендую. Здесь остановлюсь подробно, ибо вкусно до невозможности.

Ресторан позиционируется как старейшая тракайская кибинная. Кибинаи – традиционные для данной местности и караимской кухни пирожки. Отдаленно напоминают чебуреки, но совсем не жирные (очевидно, другая технология приготовления). Начинка может быть разной: говядина, свинина, курятина, баранина, сыр, грибы, овощи – в различных сочетаниях. Работает ресторан с 9 утра и допоздна, но к 11 вечера остаются только кибинаи и бульон, хотя их сочетание на вкус просто восхитительно! Там же в первый раз попробовали настоящие литовские цепеллины. Очень необычно и вкусно! Для ориентировки, стоимость хорошего обеда на двоих – 50-60 Литов.

Познакомились с местными сортами пива: светлое Svyturio Extra (6 литов за 0,5 л) впечатлило не очень, но фирменное темное Kibinines (4 лита за 0,3), хотя и обладающее сладковатым, «дамским» вкусом, оказалось замечательным.

Тракай. Прогулка

Кое-кто из коллег нелестно отзывался о Тракае, в сравнении с Вильнюсом и Каунасом – мол, новодел и ничего интересного… Да, новодел… но нам очень понравился. Мы посвятили замку и окрестностям весь вечер. Народу было немного и в городе было очень комфортно ходить и смотреть. Сам замок, без преувеличений, красив и достоин отдельного осмотра:

Восточная Европа на автомобиле

Рядом, по берегу, расположено множество маленьких пристаней, и местные жители наперебой предлагают прокатиться на всевозможных видах водного прогулочного транспорта: лодки на веслах, катамараны, небольшие яхты, прогулочные пароходики… Стоимость за час – от 10 литов за простую весельную лодку до 120 литов – прогулка на большой современной яхте.

Утром следующего дня мы сделали «ход конем», проснувшись рано утром и намереваясь продолжить осмотр до того, как на улицы выйдет основная масса туристов. Так и вышло – народу на улицах – никого, мы с удовольствием побродили по улицам, в лучах восходящего солнца они показались нам очень спокойными, уютными и гостеприимными. Множество достопримечательностей в городе (начиная с центральной улицы ) имеет отношение к малочисленной тюркской народности – караимам. После крымского похода, в самом конце XIV века, великий князь литовский Витовт переселил 383 караимские семьи из Крыма в Тракай. Позднее, они расселились по другим городам Литвы и Польши. Правда, сейчас в Тракае караимов осталось всего несколько десятков.

По ходу прогулки, не отказал себе в удовольствии пройтись на веслах по озеру – размялся, заодно и жену покатал. Всего 5 литов за полчаса + какой-нибудь документ в залог.

Трасса Тракай – Каунас – Клайпеда

Время поджимало и сразу после завтрака мы выехали из Тракая в сторону дороги А1/Е85, ведущей в Каунас. Правда, прямой дороги в сторону А1/Е85 мы не нашли, поэтому вышли на нее через окружную Вильнюса по дороге А16/Е28. По всем картам, А1/Е85 является автомагистиралью, но, по крайней мере, до Каунаса она таковой не являлась – постоянные ограничения 90 км/час, иногда – 100 км/час. Полиция бдит – видели два патруля, ловили, очевидно, за скорость. Участок от Каунаса до Клайпеды – другое дело, полноценная автомагистраль. Мы в Литве не заправлялись, но средние цены такие: 95: 3,40…3,42 лита, ДТ: 3,01 лита. Много АЗС Лукойл.

Паром в Клайпеде

Найти паромную переправу в Клайпеде оказалось довольно просто (автомобили переправляются по т.н. «новой» переправе, адрес: улица Nemuno, 8). Схема в ФАКе конференции «Путешествия» на auto.ru практически верна: въехав в город, три круговые развязки проезжаем прямо, после третьей за АЗС «Neste» поворачиваем направо, еще через 200 метров – налево, под стрелку светофора. Чуть вниз – и упираемся в турникеты оплаты паромной переправы.

Сайт паромной переправы: http://www.keltas.lt/rus/

Немного поразмыслив и посчитав, решаем снять еще немного наличных – неизвестно, как там, на косе, с банкоматами… Хотя, карты для оплаты парома принимаются, уточняли специально. Развернулись у турникетов, вернулись на один квартал в город и у ближайшего банка сняли деньги. Стоимость переправы – 40 литов с легкового автомобиля, с учетом водителя и груза (багажа), каждый пассажир оплачивается отдельно – 2,90 Литов. Забавно, что обратная переправа – бесплатна… Но мы обратно здесь уже не поедем…

Расписание паромов изучили заранее. Получалось, что на 15:30 мы опоздали, следующий по расписанию паром – в 16:10. Встал в хвост одинокой машины, стоявшей перед закрытым шлагбаумом, ведущим в накопитель. Но не успел выйти из машины, надеясь сделать несколько снимков, как все вокруг пришло в движение, шлагбаум открылся. Впереди стоявшая машина поехала, я – за ней, и через пару десятков метров, по ярко-зеленому покрытию металлического настила, неожиданно для себя понял, что мы уже на пароме. Автомобили выстраиваются в две колонны по центру парома. Разметка четкая, никаких затруднений. Думал, что машин будет немного – ошибся, паром заполнился до отказа. Наша машина с московскими номерами выглядела белой вороной на фоне исключительно литовских и калининградских автомобилей.

Восточная Европа на автомобиле

Паромы снуют через пролив туда-сюда, как челноки. Не успел причалить встречный «Zalgiris», как наш «Neringa» отправился в путь. Само плавание разочаровало. Ибо началось незаметно, без предупреждения, длилось от силы две минуты, никакой качки, криков восторга, взмахов белыми платочками с берега и т.п… 🙁

Опускается носовой пандус парома – и мы въезжаем на Куршскую косу.

Восточная Европа на автомобиле. Куршская Коса

Организм с ощутимым удовольствием вдыхает в себя удивительно чистый воздух. Кругом – зелень и красота. На осмотр многочисленных достопримечательностей радом со Смилтине (куда и прибывает паром) времени не остается. Хотя, посмотреть есть что – знаменитый Морской музей Литвы, усадьбу литовского рыбака, а также представление в дельфинариуме. Подробнее о достопримечательностях косы – сайт Национального парка «Куршю Нерия»: http://www.nerija.lt/ru/ Порекомендую еще один сайт: http://www.visitneringa.com/ru Выезжаем в сторону Ниды. Дорожка узкая, но очень хорошего качества, везде – разметка:

Восточная Европа на автомобиле

Останавливаться можно (и по ПДД, и физически) только на специальных стоянках, что мы и делаем:

Восточная Европа на автомобиле

Меня сразу заинтересовало, какая же вода в заливе – пресная или соленая… Оказывается – смешаная. Некоторое время назад проводились работы по углублению акватории порта Клайпеды. Наработали так, что экосистема сильно пострадала: пресные воды залива перемешались с пришедшей с моря соленой водой. По рассказам местных, выловить со стороны Балтийского моря пресноводную щуку теперь не проблема…

В 5 км от Смилтине – контрольный пункт въезда на территорию Национального парка. Необходимо заплатить экологический сбор. С легкового автомобиля – 10 литов. Автомат глотает монетку, выдает чек и открывает шлагбаум.

Как уже сказал, дорога хорошая, но расслабляться нельзя… На особо извилистых участках скорость ограничена. За 1 км до Юодкранте замечаем полицейский патруль в кустах – не иначе, отслеживают ограничение 70 км/час.

В Юодкранте наметили остановку – хотели посмотреть парк скульптур из камня, гору ведьм и галерею флюгеров… Но природа изменила наши планы… как раз в этот момент здесь случился массовый вылет мелкой мошки… кажется, в России она зовется поденкой… Целые тучи насекомых висели на уровне головы, не давая спокойно дышать… Купив немного копченой рыбки в местной лавке, мы предпочли поскорее уехать… Для тех, кто задержится в Юодкранте дольше нас, рекомендую удобную стоянку. Ориентир – большая церковь справа у дороги, стоянка – за ней.

В заказнике Карвайчяй, который располагается в районе населенных пунктов Прейла и Первалка, находятся самые высокие (до 60 м) дюны Куршской косы. Здесь же – самое широкое (3,8 км) место Куршской косы… Захотите посмотреть дюны – не пожалеете. На 31 километре (по километровым столбам) от Смилтине, слева по ходу, есть автомобильная стоянка. От нее можно пройти вправо, к Балтийскому морю, или влево, к дюне… Мы прошли и туда, и сюда… Берег Балтийского моря – в 400 метрах от дороги. Полоска пустынного пляжа тянется на десятки километров:

Восточная Европа на автомобиле

Еще на стадии планирования поездки захотелось реализовать старую детскую мечту – найти на берегу кусочек янтаря… Не для прибыли, а ради факта. Как искать – не представлял абсолютно… Судя по отсутствию водорослей на берегу, шторма, давно не было… В задумчивости побродил по берегу, насобирал камешков, напоминающих цветом янтарь – на этом все и закончилось (потом они высохли и стали напоминать просто камни)… Жаль…

Дюна

С другой стороны от дороги начинается тропинка, ведущая на дюну. Безобидно так начинается, без намеков… Дюна кажется близкой – минут пять пешком. Оказалось – обман зрения. Через 20 минут ходьбы, сначала по деревянным настилам, а затем – просто по огороженному песку, начали задумываться – а не вернуться ли назад… Кроссовки давно забились песком, поэтому сняты и мешаются в руках… Язык болтается, вода в бутылке закончилась… не ожидали такого экстрима… Вокруг – пустынно-завораживающий пейзаж…

Восточная Европа на автомобиле

Шли непрерывно минут полчаса… Но не зря – открывшийся с вершины дюны вид стоит таких страданий. Видны сразу оба берега косы.

Восточная Европа на автомобиле

Говорят, где-то в этих краях, а вовсе не в среднеазиатской пустыне, закапывали Саида на съемках фильма «Белое солнце пустыни».

Дорожка на дюну огорожена деревянными перилами, а кое-где – просто палками, воткнутыми в песок. Выходить за обозначенные границы крайне нежелательно – для дюны это очень вредно. Слышал, что только один турист, забравшийся на дюну, вызывает оползень нескольких тонн песка.

Нида

До Ниды добрались ближе к вечеру. Сам поселок расположен в стороне от дороги. Замечательный курорт, окруженный лесами, дюнами, морем и заливом. Сильно ориентирован на туристов, соответственно, все услуги недешевы. Мы немного покатались по поселку и остановились пообедать где-то в центре, напротив автобусной станции (Autobusų Stotis). Ресторан «Senasis Uostas» (улица Naglių, 29) – неплох, рекомендую.

Не зная заранее, когда еще попадем в Литву, и не желая оставлять много наличных литов, мы заранее рассчитали необходимую сумму: пообедали на 67 литов, 7 литов осталось на чай девушке-официантке, и пара монеток – нам, на память. Рядом находится еще один ресторанчик («Kaviné Kuršis»), и небольшой супермаркет.

Кстати, на литовской территории Куршской косы мы увидели всего одну АЗС, да и то, не работающую. Так что, если есть необходимость, заправиться стоит заранее, на материковой части Литвы.

На этом наше знакомство с Литвой заканчивалось, мы выдвинулись в сторону российской части косы. Жаль, что неохваченными остались Вильнюс, Каунас и Клайпеда. Да и на осмотр Куршской косы, если будет возможность, лучше отвести не меньше дня. Видимо, до следующего раза.
К границе с РФ подъехали в 20:35. Ожидал, что машин не будет вообще, но 5 или 6 машин перед нами стояло. Пограничники работали ни шатко, ни валко. Литовский – юморист, с шутками-прибаутками… На погранпереходе есть магазин дьюти-фри, в 9 часов вечера работал. С российской стороны заставили заполнять таможенную декларацию – по причине обратного ввоза транспортного средства.

Восточная Европа на автомобиле. Россия

Въехали в Россию в 21:30, потратив на прохождение границы почти час. Здесь же, на российской таможне – оплата экологического сбора за въезд в национальный парк «Куршская коса» уже с российской стороны: 250 рублей за автомобиль с водителем и 30 рублей – за пассажира. http://www.kurshskayakosa.ru/

В 10 км от границы есть АЗС (работающая :о) С российской стороны дорожка похуже – ям побольше, разметка куда-то исчезла. Уже совсем стемнело и ориентироваться стало сложно – особенно, когда въехали на материк и направились к Калининграду. В Зеленоградске (32 км до Калининграда) – какая-то реконструкция, дорога идет в объезд прямо по центру города. А указателей – минимум. Так, в полной темноте и неизвестности добрались до Калининграда.

Продолжение в следующей части.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь