Дороги русского севера в некоторой степени являются белым пятном для автопутешественников. Во время подготовки к поездке в Каргополь мне не удалось найти более-менее точной информации об их состоянии. Пришлось пользоваться сведениями пятнадцатилетней давности и эмоциональными, но не слишком достоверными прошлогодними оценками. Этот отчёт должен хоть немного исправить ситуацию.
Дороги русского севера. М8
Как известно, М8 начинается от Москвы и 460 км до Вологды описывать нет смысла. Это хорошее российское шоссе. Первые 110 километров от столицы и примерно 30 км перед и за Ярославлем представляют собой настоящий автобан.
В остальном это двух или четырёхполосное шоссе с очень хорошим покрытием.
Небольшая колейность наблюдается лишь у Ростова Великого. Количество АЗС и кафе постепенно уменьшается от Москвы к Вологде, но проблем это не вызывает: обсохнуть или оголодать крайне сложно.
За Вологдой места становятся глуше, количество сервисных точек резко сокращается. Не пренебрегайте заправкой Лукойл в Чекшино. Топливо в Вологодской области стоит на добрых 2 рубля за литр больше, чем в Ярославской. Однако в Архангельской области оно будет ещё дороже. Да и следующая заправка будет только в Вельске.
Состояние покрытия в Вологодской и южной части Архангельской области близко к идеальному.
От Вельска до поворота на Каргополь (дальше мы не ездили) дорога вызывает только положительные эмоции. Однако с инфраструктурой на севере дела обстоят не лучшим образом. В Вельске есть заправка Лукойл. Далее на трассе Р2 ничего не будет вплоть до Няндомы.
Как видно на фото, разметка есть практически везде. Трафик, не считая Подмосковья и окрестностей областных городов, достаточно слабый.
Короткий собственноручный ролик наглядно показывает состояние М8 после Вологды.
Трасса Р2 Долматово-Няндома-Каргополь
Примерно в 790 км от Москвы пришла пора свернуть с М8 в сторону Каргополя.
Эта дорога носит индекс Р2. Яндекс показывает, что она грунтовая. Не верьте. Почти на всём своём протяжении это отличное асфальтовое шоссе.
Кое-где продолжается реконструкция, ещё нет разметки или не установили отбойник. Но на скорость это не влияет.
В Няндоме с покрытием не всё в порядке. Но это беда многих российских городов, в том числе и областных.
На подъезде к Каргополю есть примерно десятикилометровый участок старого и не слишком ровного асфальта. Но, по сравнению с ямами в направлении на Великий Устюг, этот участок можно считать идеальным.
Дорога была пустой практически на всём протяжении. Об этом участке мы тоже сделали ролик.
Дороги русского севера. Вокруг Каргополя
В Каргопольском районе нам пришлось немало покататься по грунтовкам. Первый опыт я получил на свёртке в Большой Шалге.
Мы поехали туда ради деревянной Рождественской церкви. Дорога достаточно накатанная, ведь в Большой Шалге есть подворье Александро-Ошевенского монастыря.
В Каргополе на главных улицах проложен асфальт, но в самом центре шла реконструкция в собянинском стиле.
Нам пришлось немало поездить вокруг Каргополя по различным дорогам.
Архангелогородский тракт, идущий через Плесецк, оказался хорошим асфальтированным шоссе.
Боковая дорожка к селу Саунино (оно же Копрово) покрыта наисвежайшим асфальтом. Напомню, что в Саунино находится великолепная деревянная церковь.
Из Саунино мы ненадолго вернулись в город и далее отправились в Лядины по дороге Р2. За Каргополем трасса “линяет”. Вначале начининается довольно тряская бетонка.
Затем она переходит в широкую и достаточно ровную грунтовую дорогу. Таких дорог немало на севере и лучше по ним ездить зимой.
Однако это далеко не худший вариант в окрестностях Каргополя. Как Вам дорожка в урочище Красная Ляга?
Возможно, что зимой её чистят, но лет 17 назад известный путешественник Сергей Тихомиров оставил свою машину на трассе и пошёл туда пешком.
В Красной Ляге на колесо нашей машины села дивной красоты бабочка. Я даже не знаю, как она называется.
Дорога Каргополь – Ошевéнск
Наиболее драматичной оказалась дорога в Ошевенск. Это довольно широкая и ровная грунтовка с коварными колдобинами.
Где-то между Каргополем и Ошевенском я потерял колёсный колпак. А стоит он между прочим почти 6(!) тысяч рублей. Потерю удалось возместить только в Москве, где за 3 тыр я купил полный комплект оригинальных колпаков б/у из… Японии. Напомню, что машина у меня немецкая.
Я обнаружил потерю, остановившись в селе с красноречивым названием Река. Там действительно течёт река Чурьега.
Раньше через неё был переброшен настоящий ряжевый мост, но несколько лет назад его заменили на современный дерево-металлический.
Рядом с мостом стоит каменная церковь,
а напротив установили памятник… рыжику.
О районных дорогах Архангельской области мы тоже сделали видео-репортаж.
Улицы в Ошевенске
Ошевéнск – это не город, а “куст” из нескольких деревень. Вот названия некоторых из них: Погост, Ширяиха и Низ. Дороги в Ошевенске грунтовые, но достаточно ровные. Вот как выглядит подъезд к монастырю.
А это улица в Ширяихе. Здесь сохранились северные избы.
В деревне Низ стоит Георгиевская часовня – один из самых интересных памятников Каргопольского музея.
На обратном пути в Каргополь мы задержались у лесовозной дороги. Я бы не рискнул проехать по ней на своей машине. Она подходит лишь для грузовиков и внедорожников.
Встречные машины в окрестностях Каргополя встречаются, но крайне редко. Даже на Р2 нам попалось не более пяти автомобилей.
Вологда-Ферапонтово-Кириллов или А119
Ехать через Прокшино я не рискнул. Лишь излишне оптимистичный гугль рисует там проезжую дорогу. Я предпочёл вернуться в Вологду по проверенной М8.
Мы поехали в Ферапонтов монастырь по А119. Состояние дороги порадовало. Первые несколько километров от Вологды перестроены в настоящий автобан.
Далее идёт просто отличное двухполосное шоссе. В Вологодской области встречается довольно много стационарных камер. И ставят в железных ящиках на обочине. Некоторые из них закрыты.
в других есть стеклянное окошко для объектива. Я старался не превышать, поэтому не знаю, работают они или нет.
В Ферапонтово лучше поворачивать по навигатору, а не по указателю. Навигатор ведёт на асфальтированную улицу, а указатель… тоже на асфальтированную… во времена ХХIV съезда кпсс.
Мы ещё проехали немного в сторону до деревянной церкви в Цыпино. Церковь выглядит так:
а дорога к церкви так:
Дорога до Кириллова не вызывает вопросов – это уже привычный ровный асфальт. Но чтобы попасть в Белозерск, надо свернуть на очередную грунтовку, ведущую к парому.
Её состояние достаточно неплохое. Только камешки барабанят по днищу. Хотя это характерно для всех “грейдеров” на русском севере.
Паром через Шексну
Начнём с приятного – паром бесплатный. Совсем бесплатный! Он берет только легковые машины и лёгкие грузовики. На трейлере или большом автобусе соваться туда не стоит.
Паром ходит по расписанию. Время отправления указано от правого берега Шексны со стороны Белозерска. Добавьте примерно 10 минут и у вас получится время отправления с левого берега, то есть со стороны Кириллова.
Как указано на транспаранте, с 13.00 до 14.00 у парома обеденный технический перерыв. Приезжать стоит хотя бы минут за 20 до отправления. Паром никого не ждёт. Тем более, что с нашего левого берега было всего две машины, включая мою.
Зато с белозерского берега паром пришёл полным. На столбе видна надпись об обязательной высадке пассажиров.
Ещё одно объявление у переправы не внушает особого оптимизма.
На переправу ушло не более 10 минут.
Сделали видео-репортаж как мы ждали паром и шли на нём.
Далее ещё километров 10 грунтовки, про которую какой-то “модный блогер” с ужасом написал, что она почти непроезжая. На самом деле это обычная русская дорога,
вскоре переходящая в асфальтовое шоссе Череповец-Вытегра.
Насколько она проезжая или нет, можно судить по ролику.
А114
О состоянии дороги А114 Санкт-Петербург – Вологда можно было бы вообще не упоминать, если бы не два “но”. Первое – критический недостаток инфраструктуры. Поесть между Череповцом и Вологдой по прежнему негде за исключением довольно мутного заведения “Михайловское подворье” в городке Шексна.
Второе “но” заключается в масштабной реконструкции трассы перед Вологдой. Очевидно её решили расширить до четырёх полос.
В остальном это обычное российское шоссе с многочисленными камерами. Правда не очень понятно, рабочие они или нет.
Дороги русского севера. Выводы
Состояние дорог в Архангельской и Вологодской областях оказалось более чем приемлемым.
1.✅ Большинство трасс находятся в отличном состоянии.
2.✅ Грейдеры вполне проезжаемы даже на низкой легковой машине.
3.✅ Но не стоит расслабляться на районных дорогах, в особенности Каргополь-Ошевенск.
4.✅ Чтобы не повторять моей ошибки с потерянным колёсным колпаком, закрепите их одноразовыми ленточными хомутами.
5.✅ Про необходимость контролировать запас топлива даже говорить неудобно. На Севере надо заправляться до полного как только стрелка опустится ниже половины бака. Тем более, что А-95 бывает не везде, а брендовых заправок немного.
6.✅ Да, и не забудьте о съестных припасах и термосе с горячим чаем.
Дорожные отчёты собираем в разделе “Трассы”. Есть отчёт о поездке на Русский север. Мы назвали его “Северный маршрут”.
О том, как мы доехали до Великого Устюга есть отдельный репортаж.
Здравствуйте! Посмотрел и прочитал информацию по вашей поездке. Спасибо за практические советы. Многое, думаю, пригодится! Вы добавили уверенности, что дороги Русского Севера не так уж и непредсказуемы. И Ваше подробное описание путешествия – отличный помощник в этом! Ещё раз благодарю!
Спасибо за столь комплиментарный отзыв. Мы старались восполнить недостаток информации с учётом проезда на обычной легковой машине.
Здравствуйте, дорогие путешественники. Теперь я вас не только читаю, но и смотрю и слушаю. Развиваюсь вместе с вами. Русский Север звучит заманчиво, экстремально даже, суровый край. Солнышко, кажется, вас не баловало. Как- то немноголюдно , показалось мне . А я единственный раз на пароме из Углича в Мышкин на машине добиралась, да не так заехала на паром, разволновалась и, краснея, развернулась по-быстрому как положено.
Татьяна, здравствуйте! Очень рады Вас слышать. Когда мы что-то делаем впервые и без подготовки, ошибиться немудрено. И ничего в этом нет зазорного.
Солнечное утро мы ухватили в Каргополе. В Саунино в Красной Ляге оно ещё светило. Мы были рады, что было хотя бы сухо, без дождя.
Людей на северах немного. Туристов тоже. Даже в Ферапонтово случилось осеннее затишье будней. Чему мы были очень рады.
В последнее время стали больше уделять внимание видео. Мне кажется, движущаяся картинка с комментариями более наглядно показывает ситуацию, чем просто фотография. В этой поездке делала как никогда много видео. Посмотрим, как они впишутся в рассказы и насколько будут востребованы.
Татьяна, спасибо Вам за отзыв! Всегда им очень рады!