Дороги русского севера

4
889
Дороги русского севера

Дороги русского севера в некоторой степени являются белым пятном для автопутешественников. Во время подготовки к поездке в Каргополь мне не удалось найти более-менее точной информации об их состоянии. Пришлось пользоваться сведениями пятнадцатилетней давности и эмоциональными, но не слишком достоверными прошлогодними оценками. Этот отчёт должен хоть немного исправить ситуацию.

Дороги русского севера. М8

Как известно, М8 начинается от Москвы и 460 км до Вологды описывать нет смысла. Это хорошее российское шоссе. Первые 110 километров от столицы и примерно 30 км перед и за Ярославлем представляют собой настоящий автобан.

Дороги русского севера
М8 за Ярославлем

В остальном это двух или четырёхполосное шоссе с очень хорошим покрытием.
Дороги русского севера

Небольшая колейность наблюдается лишь у Ростова Великого. Количество АЗС и кафе постепенно уменьшается от Москвы к Вологде, но проблем это не вызывает: обсохнуть или оголодать крайне сложно.

За Вологдой места становятся глуше, количество сервисных точек резко сокращается. Не пренебрегайте заправкой Лукойл в Чекшино. Топливо в Вологодской области стоит на добрых 2 рубля за литр больше, чем в Ярославской. Однако в Архангельской области оно будет ещё дороже. Да и следующая заправка будет только в Вельске.
Дороги русского севера
Состояние покрытия в Вологодской и южной части Архангельской области близко к идеальному.
Дороги русского севера
От Вельска до поворота на Каргополь (дальше мы не ездили) дорога вызывает только положительные эмоции. Однако с инфраструктурой на севере дела обстоят не лучшим образом. В Вельске есть заправка Лукойл. Далее на трассе Р2 ничего не будет вплоть до Няндомы.
Как видно на фото, разметка есть практически везде. Трафик, не считая Подмосковья и окрестностей областных городов, достаточно слабый.

Короткий собственноручный ролик наглядно показывает состояние М8 после Вологды.

Трасса Р2 Долматово-Няндома-Каргополь

Примерно в 790 км от Москвы пришла пора свернуть с М8 в сторону Каргополя.
Дороги русского севера
Эта дорога носит индекс Р2. Яндекс показывает, что она грунтовая. Не верьте. Почти на всём своём протяжении это отличное асфальтовое шоссе.
Дороги русского севера
Кое-где продолжается реконструкция, ещё нет разметки или не установили отбойник. Но на скорость это не влияет.

В Няндоме с покрытием не всё в порядке. Но это беда многих российских городов, в том числе и областных.
Дороги русского севера
На подъезде к Каргополю есть примерно десятикилометровый участок старого и не слишком ровного асфальта. Но, по сравнению с ямами в направлении на Великий Устюг, этот участок можно считать идеальным.
Дороги русского севера
Дорога была пустой практически на всём протяжении. Об этом участке мы тоже сделали ролик.

Дороги русского севера. Вокруг Каргополя

В Каргопольском районе нам пришлось немало покататься по грунтовкам. Первый опыт я получил на свёртке в Большой Шалге.
Дороги русского севера
Мы поехали туда ради деревянной Рождественской церкви. Дорога достаточно накатанная, ведь в Большой Шалге есть подворье Александро-Ошевенского монастыря.
дорога к Большой Шалге
В Каргополе на главных улицах проложен асфальт, но в самом центре шла реконструкция в собянинском стиле.

Дороги русского севера
Ленинградская (Почему не Петербургская?) улица в стадии реконструкции

Нам пришлось немало поездить вокруг Каргополя по различным дорогам.

Архангелогородский тракт, идущий через Плесецк, оказался хорошим асфальтированным шоссе.
Дороги русского севераБоковая дорожка к селу Саунино (оно же Копрово) покрыта наисвежайшим асфальтом. Напомню, что в Саунино находится великолепная деревянная церковь.


Из Саунино мы ненадолго вернулись в город и далее отправились в Лядины по дороге Р2. За Каргополем трасса “линяет”. Вначале начининается довольно тряская бетонка.
Дороги русского севера
Затем она переходит в широкую и достаточно ровную грунтовую дорогу. Таких дорог немало на севере и лучше по ним ездить зимой.
Дороги русского севера
Однако это далеко не худший вариант в окрестностях Каргополя. Как Вам дорожка в урочище Красная Ляга?
Дороги русского севера
Возможно, что зимой её чистят, но лет 17 назад известный путешественник Сергей Тихомиров оставил свою машину на трассе и пошёл туда пешком.
Дороги русского севера
В Красной Ляге на колесо нашей машины села дивной красоты бабочка. Я даже не знаю, как она называется.

Дорога Каргополь – Ошевéнск

Наиболее драматичной оказалась дорога в Ошевенск. Это довольно широкая и ровная грунтовка с коварными колдобинами.
Дороги русского севера
Где-то между Каргополем и Ошевенском я потерял колёсный колпак. А стоит он между прочим почти 6(!) тысяч рублей. Потерю удалось возместить только в Москве, где за 3 тыр я купил полный комплект оригинальных колпаков б/у из… Японии. Напомню, что машина у меня немецкая.

Я обнаружил потерю, остановившись в селе с красноречивым названием Река. Там действительно течёт река Чурьега.
Дороги русского севера
Раньше через неё был переброшен настоящий ряжевый мост, но несколько лет назад его заменили на современный дерево-металлический.
Дороги русского севера
Рядом с мостом стоит каменная церковь,
Северный маршрут
а напротив установили памятник… рыжику.
Северный маршрут

О районных дорогах Архангельской области мы тоже сделали видео-репортаж.

Улицы в Ошевенске

Ошевéнск – это не город, а “куст” из нескольких деревень. Вот названия некоторых из них: Погост, Ширяиха и Низ. Дороги в Ошевенске грунтовые, но достаточно ровные. Вот как выглядит подъезд к монастырю.
Дороги русского севера
А это улица в Ширяихе. Здесь сохранились северные избы.
Дороги русского севера
В деревне Низ стоит Георгиевская часовня – один из самых интересных памятников Каргопольского музея.
Дороги русского севера
На обратном пути в Каргополь мы задержались у лесовозной дороги. Я бы не рискнул проехать по ней на своей машине. Она подходит лишь для грузовиков и внедорожников.
Дороги русского севера
Встречные машины в окрестностях Каргополя встречаются, но крайне редко. Даже на Р2 нам попалось не более пяти автомобилей.

Вологда-Ферапонтово-Кириллов или А119

Ехать через Прокшино я не рискнул. Лишь излишне оптимистичный гугль рисует там проезжую дорогу. Я предпочёл вернуться в Вологду по проверенной М8.

Мы поехали в Ферапонтов монастырь по А119. Состояние дороги порадовало. Первые несколько километров от Вологды перестроены в настоящий автобан.
Дороги русского севера
Далее идёт просто отличное двухполосное шоссе. В Вологодской области встречается довольно много стационарных камер. И ставят в железных ящиках на обочине. Некоторые из них закрыты.
Дороги русского севера
в других есть стеклянное окошко для объектива. Я старался не превышать, поэтому не знаю, работают они или нет.
Дороги русского севера
В Ферапонтово лучше поворачивать по навигатору, а не по указателю. Навигатор ведёт на асфальтированную улицу, а указатель… тоже на асфальтированную… во времена ХХIV съезда кпсс.

Мы ещё проехали немного в сторону до деревянной церкви в Цыпино. Церковь выглядит так:

а дорога к церкви так:
Дороги русского севера
Дорога до Кириллова не вызывает вопросов – это уже привычный ровный асфальт. Но чтобы попасть в Белозерск, надо свернуть на очередную грунтовку, ведущую к парому.
Дороги русского севера
Её состояние достаточно неплохое. Только камешки барабанят по днищу. Хотя это характерно для всех “грейдеров” на русском севере.
Дороги русского севера

Паром через Шексну

Начнём с приятного – паром бесплатный. Совсем бесплатный! Он берет только легковые машины и лёгкие грузовики. На трейлере или большом автобусе соваться туда не стоит.

Дороги русского севера
Паром через Шексну у противоположного берега

Паром ходит по расписанию. Время отправления указано от правого берега Шексны со стороны Белозерска. Добавьте примерно 10 минут и у вас получится время отправления с левого берега, то есть со стороны Кириллова.
Дороги русского севера
Как указано на транспаранте, с 13.00 до 14.00 у парома обеденный технический перерыв. Приезжать стоит хотя бы минут за 20 до отправления. Паром никого не ждёт. Тем более, что с нашего левого берега было всего две машины, включая мою.

Дороги русского севера
Ждём паром. Мы вторые в очереди

Зато с белозерского берега паром пришёл полным. На столбе видна надпись об обязательной высадке пассажиров.
Северный маршрут
Ещё одно объявление у переправы не внушает особого оптимизма.

На переправу ушло не более 10 минут.

Сделали видео-репортаж как мы ждали паром и шли на нём.

Далее ещё километров 10 грунтовки, про которую какой-то “модный блогер” с ужасом написал, что она почти непроезжая. На самом деле это обычная русская дорога,
Дороги русского севера
вскоре переходящая в асфальтовое шоссе Череповец-Вытегра.
Дороги русского севера

Насколько она проезжая или нет, можно судить по ролику.

А114

О состоянии дороги А114 Санкт-Петербург – Вологда можно было бы вообще не упоминать, если бы не два “но”. Первое – критический недостаток инфраструктуры. Поесть между Череповцом и Вологдой по прежнему негде за исключением довольно мутного заведения “Михайловское подворье” в городке Шексна.

Михайловское подворье. Кафе на трассе
Михайловское подворье. Кафе на трассе. НЕ понравилось.

Второе “но” заключается в масштабной реконструкции трассы перед Вологдой. Очевидно её решили расширить до четырёх полос.
Дороги русского севера
В остальном это обычное российское шоссе с многочисленными камерами. Правда не очень понятно, рабочие они или нет.
Дороги русского севера

Дороги русского севера. Выводы

Состояние дорог в Архангельской и Вологодской областях оказалось более чем приемлемым.

1.✅  Большинство трасс находятся в отличном состоянии.

2.✅ Грейдеры вполне проезжаемы даже на низкой легковой машине.

3.✅ Но не стоит расслабляться на районных дорогах, в особенности Каргополь-Ошевенск.

4.✅ Чтобы не повторять моей ошибки с потерянным колёсным колпаком, закрепите их одноразовыми ленточными хомутами.

5.✅  Про необходимость контролировать запас топлива даже говорить неудобно. На Севере надо заправляться до полного как только стрелка опустится ниже половины бака. Тем более, что А-95 бывает не везде, а брендовых заправок немного.

Дороги русского севера
Роснефть в Няндоме

6.✅ Да, и не забудьте о съестных припасах и термосе с горячим чаем.

Дорожные отчёты собираем в разделе “Трассы”. Есть отчёт о поездке на Русский север. Мы назвали его “Северный маршрут”.
О том, как мы доехали до Великого Устюга есть отдельный репортаж.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Здравствуйте! Посмотрел и прочитал информацию по вашей поездке. Спасибо за практические советы. Многое, думаю, пригодится! Вы добавили уверенности, что дороги Русского Севера не так уж и непредсказуемы. И Ваше подробное описание путешествия – отличный помощник в этом! Ещё раз благодарю!

    • Спасибо за столь комплиментарный отзыв. Мы старались восполнить недостаток информации с учётом проезда на обычной легковой машине.

  2. Здравствуйте, дорогие путешественники. Теперь я вас не только читаю, но и смотрю и слушаю. Развиваюсь вместе с вами. Русский Север звучит заманчиво, экстремально даже, суровый край. Солнышко, кажется, вас не баловало. Как- то немноголюдно , показалось мне . А я единственный раз на пароме из Углича в Мышкин на машине добиралась, да не так заехала на паром, разволновалась и, краснея, развернулась по-быстрому как положено.

    • Татьяна, здравствуйте! Очень рады Вас слышать. Когда мы что-то делаем впервые и без подготовки, ошибиться немудрено. И ничего в этом нет зазорного.
      Солнечное утро мы ухватили в Каргополе. В Саунино в Красной Ляге оно ещё светило. Мы были рады, что было хотя бы сухо, без дождя.
      Людей на северах немного. Туристов тоже. Даже в Ферапонтово случилось осеннее затишье будней. Чему мы были очень рады.
      В последнее время стали больше уделять внимание видео. Мне кажется, движущаяся картинка с комментариями более наглядно показывает ситуацию, чем просто фотография. В этой поездке делала как никогда много видео. Посмотрим, как они впишутся в рассказы и насколько будут востребованы.
      Татьяна, спасибо Вам за отзыв! Всегда им очень рады!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь