А.А.Дейнека. Картины в коллекции ГТГ на Крымском валу

0
783
А.Дейнека. Вратарь
А.Дейнека. "Вратарь", 1934 год.

“А.А.Дейнека. Из собрания ГТГ” – продолжение цикла публикаций о коллекции картин ГТГ на Крымском валу. В предыдущем обзоре рассмотрели К.Ф.Юона “Новую планету”, Б.Кустодиева “Большевик”.

«На заре туманной юности» Александр Дейнека недолго участвовал в Гражданской войне. Потом он работал в газете под замечательным названием «Безбожник у станка». Москвичи хорошо знают Дейнеку по мозаикам на станции метро Маяковская. Кроме того, мастер руководил другими художниками при создании мозаик станции метро Новокузнецкая.

“Перед спуском в шахту”

Картины Дейнеки могут привлекать отсутствием повествовательности, которая так раздражала в Чепцове. Говоря современным языком, его полотна отличает некая брутальность.

Картины «Перед спуском в шахту» и «В забое» Дейнека показал на первой выставке ОСТа в 1925 году. Мастер выразил впечатление от командировки на Донбасс. Он изобразил очень сильных людей. Не украшенные интеллектом, они выполняют сверхтяжелую работу. Невозможно представить, что есть работа тяжелее, чем в шахте.  Художнику удалось передать будни черных от угольной пыли шахтеров за счет практически черно-белой гаммы. Опыт Дейнеки как журнального и газетного графика проявился в соотношении белого, чёрного и серого цветов.

Дейнека. Перед спуском в шахту
А.Дейнека. “Перед спуском в шахту”.

Композиция «Перед спуском в шахту» создает ощущение вытянутости по вертикали. Вы словно предчувствуете долгий спуск в земные недра. В журнале «У станка» в 1924 году опубликовали рисунок, на его основе Дейнека написал полотно.

«На стройке новых цехов»

А в 1926-м году А.Дейнека создал картину «На стройке новых цехов». Тяжёлый физический труд был “любимым” занятием советских женщин. По крайней мере, так считали партия и правительство. Для современного зрителя в этом сюжете много непонятного. Героини – две женщины, одна молодая, а другая постарше. Одна из них катит вагонетку. На самом деле непонятно, каким образом она её катит. Ведь рельсы идут совершенно в другую сторону!

А.Дейнека. На стройке новых цехов
А.Дейнека. «На стройке новых цехов»

А самое главное — посмотрите на фигуру рабочей. У женщины не может быть такой фигуры. Она коротконогая, она очень плотная, она мускулистая. Дейнека написал строительницу с мужской натуры. Не подумайте ничего плохого, никаких третьих мыслей и намёков здесь нет и в помине. Для того, чтобы передать мужественность, Дейнека ничего умнее не придумал, чем использовать мужскую модель в изображении этой сильной и крепкой женщины.

Мы видим, как напряжены мышцы рабочей. Сколько же сил требуется героине, чтобы двигать тележку! Кажется, что она сейчас выкатит её за пространство картины и окажется рядом с нами. Этому визуальному эффекту способствует интересный художественный приём – в правом углу картины отсутствует цвет. И его заполняет только спина женщины

***

Картина очень интересна композиционно. Автор использовал две точки схода при построении линейной перспективы. В результате картина как будто разделена на две части.

В картине две женщины словно противопоставлены друг другу. Они разделены в пространстве, между ними – значительный интервал. Женщина с тачкой изображена спиной к зрителю и как бы находится на грани двух миров – иллюзорного и реального. Причём, иллюзорный мир уже проникает в реальный. На глазах у зрителя индустриальный ландшафт достраивается в пустом пространстве поля картины справа.

Ощущение двоемирия возникают благодаря зеркальному эффекту композиции. Если учитывать принцип отражения, то героиня с вагонеткой воспринимается совсем иначе. Кажется, что в светлой радостной девушке она видит себя – преображенной и свободной.

Посмотрите, как Дейнека решает дальние пространства будущего цеха.

На стройке новых цехов.

Вдаль уходит ажурная конструкция. Состоит она из переплетающихся линий, из великолепно построенной перспективы, из напряженной голубизны, которую даёт художник. Это просто поэма! Заметьте, что к линии горизонта цвет высветляется, становится почти белым. А потом он даёт насыщенный цвет — словно итальянские краски.  Но общий цвет полотна сдержан и очень графичен.
Настроение картины – это образ девушки слева. Счастье и молодость, вера в скорое прекрасное будущее, которое, конечно, отличается от старого мира буржуазных и религиозных пережитков.

«Оборона Петрограда»

В 1918 (!) году художник написал картину, которую представил на выставке «Десятилетие РККА» (РККА — Рабоче-крестьянская Красная армия). Картина называется «Оборона Петрограда». Любопытно, что написал Дейнека “Оборону” всего за неделю.
Полотно сразу купил ЦДКА (Центральный дом Красной армии). Работа, представленная в ГТГ- это авторское повторение 1929-го года.

Дейнека. Оборона Петрограда
А.А.Дейнека. Оборона Петрограда. ГТГ

Вы видите, как по льду Невы четко печатая шаг, идут защитники Петрограда. Идут-т, идут-т, идут-т, идут-т. А наверху, по мосту, в обратную сторону, плетутся раненые, больные, все те, кто уже, вне борьбы. Эта закольцованность движения создает ощущение неисчерпаемой силы защитников. Хотя на картине изображены всего несколько десятков человек.

Знатоки живописи сразу вспоминают Фердинанда Ходлера, австрийского, вернее, швейцарского художника. У Ходлера есть картина «Выступление Йенских студентов».

Фердинанд Ходлер. Выступление Йенских студентов
Фердинанд Ходлер. “Выступление Йенских студентов”.

Сразу возникает подозрение, что Дейнека скопировал композицию. У Ходлера внизу студенты седлают лошадей. Но все направлены в одну сторону. А вверху они маршируют уже всякие без лошадей, пешие, с ружьями за плечами.

Однако доподлинно известно, что Александр Дейнека не видел полотна Ходлера! В искусстве существует феномен параллелей, дар предугадывания.

“Вратарь”

Дейнеку знают и как певца спорта. Он хорошо разбирался в спортивной жизни, сам занимался боксом. “Вратарь” написан в 1934 году.

В полотне мотив предельно прост. Футболист прыгает за мячом. Ещё немного – и он упадёт на землю. Дейнека представил острый момент, несколько секунд. Эти доли секунды может зафиксировать только фотоаппарат с серийной съёмкой. Так и есть. Дейнека активно пользовался фотографическими снимками из журналов. Но в работах художника спортивные моменты приобретают совсем другую продолжительность. Устремляясь за мячом, вратарь словно зависает между землёй и небом. Его падение превращается в медленный полёт. Движение кажется замедленным ещё и благодаря развороту фигуры. Вратарь развёрнут справа налево, то есть вопреки движению глаз, когда они читают какой-то текст.

А.Дейнека. Вратарь
А.Дейнека. “Вратарь”, 1934 год.

Фигура вратаря выделяется тёмным пятном на ослепительном светлом фоне. Она превосходит привычные человеческие масштабы и по диагонали охватывает всё изобразительное поле картины. Вратарь кажется ещё больше по контрасту с двумя маленькими игроками и фрагментом штанги ворот справа.

Гигантская фигура героя развёрнута так, что оказывается между реальным и иллюзорным пространством. Она как будто “влетает” в картину из реального мира. Этого эффекта Дейнека достигает за счёт совмещения в одной композиции разных точек зрения – вида сверху и вида снизу, буквально – “птичьей” и “лягушачьей” перспектив.

“Вратаря” можно сравнить с работой Марка Шагала «Над городом». У Дейнеки мы не видим лица героя, в отличие от летящих Беллы и Шагала. Его тело напряжено, и он тоже летит — над городом, над страной, над эпохой.

«Будущие летчики»

Александр Дейнека посвятил несколько работ авиации. После одной из поездок в Крым появился сюжет «Будущие летчики».

Над линией горизонта медленно снижается аэроплан. Силуэт объединяет воду, небо, мальчишек на берегу. Старший парень увлечённо рассказывает товарищам о работе пилота, о посадке машины. Друзья сидят на верхней ступеньке лестницы, ведущей к воде. Видимо, они только что искупались, а сейчас сушатся, наблюдают за аэропланом и внимают рассказу старшего товарища.

А.Дейнека. Будущие лётчики
А.Дейнека. “Будущие лётчики”.

Интересно написано небо. Тут вся палитра голубых тонов – от лазурного, до белого и бело-голубого. На море бриз, на поверхности играют белые гребешки лёгких волн.

Главная тема полотна – скорое счастливое будущее страны советов. Мы видим только спины ребят. Скорее всего Дейнека таким приёмом выразил собирательный образ подрастающего поколения. Самолет — мечта, стремление, порыв к высокому светлому будущему.
Продолжение в следующей статье о полотнах Штеренберга, Пименова и Вильямса в коллекции ГТГ.

По материалам лекции В.М.Бялик и книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 года с привлечением интернет-источников.
muzei.club/0277-opisanie-kartiny-dejneki-budushhie-letchiki
elena-kobrina.livejournal.com/3512.html?media

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь