Конк относится к “самым красивым деревням” Франции вместе с Риквиром, Ла Рок Гажаком, Сент-Аман-де Коли, Кареннаком и Локронаном. Он знаменит аббатством святой Фуа (Фои), стоящим на пути паломников в Сантьяго-де-Компостелла. Имя Фои носит и городок Сент-Фуа-ля-Гранд. Планируя маршрут по юго-западной Франции, мы решили включить Конк в нашу поездку и не пожалели об этом.
Конк. Дорога
Мы приехали в Конк из Салера. Миновали горы Канталь,
пересекли реку Ло и оказались в Окситании,
точнее в Авейроне. Туман, накрывший Пюи-Мари, окончательно рассеялся. Яркое южное солнце освещало долину реки Дурду.
Конк. Из глубины веков
Имя Конк происходит от греческого “конха”, что означает “раковина”. Городок лежит в долине реки Дурду, чьи склоны и впрямь напоминают створки раковины.
Полагают, что первое поселение вокруг святилища во имя Спасителя появилось здесь ещё в V веке. В 730 году его разорили сарацины. Затем Шарлемань (Карл Великий) приказал восстановить храм. В те времена отшельник Дадон основал здесь монастырь. Преемник Дадона Мадральд принял устав в соответствии с правилами аббатства Клюни.
В середине IX века произошло важнейшее событие в истории монастыря. Монах Аривискус похитил мощи христианской мученицы Фои из аббатской церкви в окрестностях Ажена и перенёс их в Конк. Святые мощи служили (и служат) объектом религиозного поклонения и привлекали массу паломников, шедших в Сантъяго-де-Компостелла.
В XI-XIII веках монастырь пережил период расцвета, но позже пришёл в упадок и в 1424 году его упразднили.
Интересная история связана с революцией 1789-93 годов. Незадолго до прибытия в Конк революционных эмиссаров, местные жители спрятали сокровища ризницы, включая золотую раку святой Фои, ковчег времён Пипина Короткого (1000 год) и уникальный реликварий Карла Великого в виде буквы А.
Впоследствии люди вернули все драгоценности и ничего из них не пропало. Сейчас они хранятся в музее Конка, но фотографировать там запрещено.
Проспер Мериме, инспектор исторических памятников, вновь “открыл” Конк в 1837 году.
Конк. Церковь
Самый интересный памятник Конка – это романская церковь XI-XII веков. Она буквально врезана в узкую террасу над рекой Дурду.Церковь построили из местного золотистого песчаника. В 1881 году западные башни надстроили и увенчали каменными шатрами.
Западный фасад украшает потрясающий резной тимпан с изображением Второго пришествия Христа и Страшного суда. По художественным качествам, оригинальности и размерам этот барельеф считается одним из основополагающих шедевров романского искусства.
Он состоит из 24 блоков жёлтого песчаника, украшенных филигранной резьбой. Тимпан включает три регистра, 29 изображений и 124 персонажа, сохранивших следы старинной полихромии. Эти барельефы настолько интересны с художественной и религиозной точки зрения, что мы прсвятили им отдельную статью.
Церковь построили в виде латинского креста с тремя капеллами, примыкающими к хорам. Ещё две пары часовен пристроили к трансепту. Храм отличают неглубокая апсида и неф длиной чуть более 20 метров, выглядящий совсем коротким по сравнению с 35-метровым трансептом. Так получилось из-за тесного участка на речной террасе.
Интерьер храма наполнен светом. Он сложен из местного белого известняка. Верхний ярус украшен аркатурно-колончатой галереей.
На пересечении нефа и трансепта возвышается восьмигранный купол.
Мы попали в Конк в праздничный день. 6 октября католики празднуют день святой Фои. На воскресенье 8 октября были назначены крестный ход с мощами святой, торжественная месса, “бокал дружбы” и ещё много чего.
Перед началом мессы мы увидели в церкви и сфотографировали реликварий святой Фои и выносной крест.
К сожалению, чёткие фото креста не получились, поэтому рассмотреть распятие с предстоящими и серебряные фигурки восьми апостолов не удастся. Крест считается шедевром ювелирного искусства рубежа XV-XVI веков. Он выполнен из дерева и окован пластинами позлащёного серебра в стиле пламенеющей готики.
Конк. Реликварий святой Фои
Главную святыню Конка также перенесли в аббатскую церковь на время мессы. Это уникальный реликварий с мощами святой Фои, выполненный в виде серебряной золочёной статуи, украшенной множеством драгоценных камней. Историки искусств сходятся во мнении, что раку создали вскоре после похищения мощей монахом Аривискусом, то есть в конце IX века. Она относится к редким произведениям эпохи Каролингов, сохранившимся до наших дней. Статуя-реликварий предназначена для хранения свода черепа святой Фои. Фрагмент мощей закреплён на листе серебра и помещён в деревянную статую, окованную листами золота. Незадолго до 1000 года статуя получила новое золотое одеяние, украшенное филигранью, драгоценными камеями и геммами.
Руки и предплечья статуи сделаны заново в XVI cтолетии. Голова не очень подходит к туловищу. Когда-то она была частью изображения византийского императора. Бесстрастное лицо с застывшими голубыми глазами кажется устремлённым в вечность, и выглядит довольно странно.
Мастер хотел изобразить святую в момент триумфа, преображённую мучениями, увенчанную королевской короной и восседающую на троне, символе небесной славы. Святая Фоя, подобно Христу на тимпане аббатства, предстаёт “вседержительницей”.
Конк. Вокруг церкви
Музей-сокровищница, упомянутый выше, обязателен к посещению всеми, кто интересуется мастерством средневековых златокузнецов.
С юга к церкви примыкает клуатр.
Его романские капители украшает выразительная каменная резьба.
Узкие кривые улицы огибают церковь.
Главная улица Анри Парейр ведёт от автостоянки к церкви.
От неё уходит вверх узенькая улица Беназеш, где находится местная администрация мэрия,
увенчанная решётчатой звонницей с галльским петухом.
Средневековые дома из глины и палок коломбаж окружают площадь у Церкви.
Конк – очень уютное местечко и даже в престольный праздник людей здесь было немного. Мы без труда нашли столик в кафе на улице Шарлемань.
и отдохнули за бокалом пива.
Пастис я заказать не рискнул – нам ещё нужно было доехать до отеля. Кто-то из местных рестораторов не преминул пошутить, переименовав улицу Шарлемань в улицу Суаф (Жажды).
Уже в сумерках мы вернулись к машине по средневековым улочкам
и отправились на ночлег в Антрег-сюр-Трюйер. На следующее утро мы поехали в Фижак.
Подробно о тимпане церкви Конка.