Западная Украина. Продолжение

0
151

Продолжение отчёта путешественника Eeyore Западная Украина. Начало здесь.

Западная Украина. Комарно

Комарно, памятник в честь победы над турками и татарами (1663).
Комарно

Там же церковь Михаила Архангела (1754). Очень приятная, бережно отреставрированная (на купола дранки не хватило, а жаль). По стилю – переход от традиционных форм к типовым трехсрубным церквям, которыми здесь застроят всё на протяжении следующего столетия.
Комарно. Церковь Архангела Михаила. Западная Украина
Комарно. Церковь Архангела Михаила. Западная Украина

И опять же в Комарно костел Рождества Богородицы (1656). Сзади и с боков – ординарный костел, не на чем глаз остановить. А с фасада – сплошная скульптурная группа. Ради взгляда на фасад очень стоит посещения.
Комарно костел Рождества Богородицы

Дрогобыч

Дрогобыч, костел cв. Варфоломея (ок. 1400). Выступает в дуэте с ещё более древней башней, оставшейся от предыдущего комплекса. Скупая, мрачноватая готика – очень впечатляюще. К сожалению, не побывал внутри, но и без того очарован.
Дрогобыч, костел cв. Варфоломея
Дрогобыч, костел cв. Варфоломея

Две музейные церкви: церковь св. Юра (ок. 1500), к сожалению, сейчас в лесах, но даже в таком виде бесподобна – среди деревянных церквей второй такой точно нет, по крайней мере, по сложности конструкции. Кроме двух гульбищ – на первом и втором этажах, на втором этаже за хорами устроена ещё одна церковь, маленькая, но настоящая.

Все внутренности снизу доверху расписаны подвигами Юра (т.е. Георгия) и прочими подобными сюжетами. Внутрь попадать непременно! Музей, цена скромная, удовольствие фантастическое.
Иконостас второго этажа.
церковь св. Юра
Церковь Крестовоздвиженская (1613) – музейная, как и св. Юра, но смотреть можно только снаружи (хотя, говорят, внутри тоже расписана). Отличные формы, хорошая звонница, аккуратная реставрация.
Церковь Крестовоздвиженская

Домик рядом с центральной площадью.
Западная Украина

Западная Украина. Деревянные церкви

Стрелков, церковь Николаевская (1650). Интересная асимметричная композиция, сельский вариант дрогобычских церквей. Звонница явно лишняя и сляпана на скорую руку.
Стрелков, церковь Николаевская

Церковь Параскевы Пятницы в Сколе (ок. 1650). Отреставрирована после недавнего пожара, выглядит пока несколько фанерно, но это пройдет, особенно с такими погодами, как в этих краях…
Церковь Параскевы Пятницы в Сколе

Верхняя Рожанка, церковь Святого Духа (1804). Один из самых дивных уголков Карпат, не засиженный турбизнесом. Село в тупике, дорога так себе, тем выше наслаждение от гор, реки, воздуха… к тому же тучи оказались уже ниже нас. Церковь трехсрубная, традиционных форм, высокая, колокольня не хуже – в общем, это готовый экспонат музея, и хорошо, что музеи неблизко.
Верхняя Рожанка, церковь Святого Духа

Нижняя Рожанка, Западная Украина, церковь Богоявленская (1909). Образец типовой (не скажу, что плохой) церкви начала ХХ века. Их можно собирать здесь годами – и все не соберёшь. Помещаю, потому что туда редко доезжают.
Нижняя Рожанка, Западная Украина, церковь Богоявленская
А звонница при ней краше самой церкви. Так бывает.
Нижняя Рожанка, звонница

Тустань

Урыч, скалы Тустань. Хоть и реконструируют археологи здесь некую крепость (похоже, что-то действительно было, колодец тому подтверждение), но объект всё же природный. Карпаты – горы не скалистые, и нагромождение этаких зубов выглядит очень неожиданно и свежо. Как будто специально поставили, для привлечения туристов.
Урыч, скалы ТустаньУрыч, скалы Тустань

Западная Украина. Ещё деревянные церкви

Исаи, церковь Михаила Архангела (1663). Отменное творение с широченным фартуком – в дождь, который здесь всегда, под ним может укрыться всё местное население. Колокольня абсолютно в масть.
Исаи, церковь Михаила Архангела

Ужок, церковь Михаила Архангела (1745). Это уже Закарпатье, и сразу стиль меняется – т.н. бойковская школа. Церковь – маленький кораблик, почти игрушечная, лучшая среди ей подобных.
Ужок, церковь Михаила Архангела
Кострина, церковь Покровская (1645). Более старая и крупная версия ужокской церкви, бережно реставрирована. Корабль недетский, на горе, как ковчег.
Кострина, церковь Покровская

Соль, церковь Васильевская (1703) – ещё один вариант местного кораблика, но искаженный до безобразия.
Соль, церковь Васильевская

Черноголова, церковь Николаевская (1650-1794). Такие церкви строили только ближе к концу XVIIIвека, когда в традиционном бойковском храме-корабле (напр., Ужок) входной сруб заменили на барочную колокольню – европейские веяния, однако! Этих храмов по пальцам перечесть, а уж неизуродованных и вовсе штуки три. Здешняя – лучшая.
Черноголова, церковь Николаевская

Буковцево, церковь Анны Праведной (1650-1792). Бойковская церковь с барочной колокольней, но всё проще, чем в Черноголове. Село более отдаленное и высокогорное, мода доходит позже, да и не до украшательств особо.
Буковцево, церковь Анны Праведной

То, что село в самом деле не бежит впереди прогресса, свидетельствуют и многочисленные (в т.ч. небедные) домики, выглядящие как 200 лет назад – обшитые гонтом и крытые черепицей. Пожалуй, из сел Закарпатья это – самое… как бы сказать… этнографическое.
дом обшитый гонтом

Мосты и церкви

Каменные австро-венгерские мосты расположены на дороге Черноголова – Буковцево, самый лучший – почти в самой Черноголове.
Черноголова
Ликицары, церковь Васильевская (1650-1748). Ещё одно высокогорное село, и церковь напоминает черноголовскую (см.), но здесь у колокольни несколько другое, упрощенное, решение. Возможно, из-за неудобства пользования была построена ещё одна звонница чуть в стороне, украсила композицию.
Ликицары, церковь Васильевская
Ликицары, церковь Васильевская

Украинская Венгрия

Дорога в село по ущелью Липовецкого Потока – это просто сказка.
Дорога в село по ущелью Липовецкого Потока
Дорога в село по ущелью Липовецкого Потока

Поехали в украинскую Венгрию. Первая ласточка – звонница церкви в Гетене. В венгерских селах несколько храмов с деревянными колокольнями, но здесь вся суть вообще в колокольне, храм никакой.
звонница церкви в Гетене
Канал в Попово.
Канал в Попово

Берегово

Берегово – абсолютно венгерский город, везде надписи на венгерском, флаги Венгрии. Жители говорят по-венгерски и по-русски, мову можно не учить. Матерая вещь – мост (1853). Жаль, вид на него испортили кофейней с мостиком. Где глаза у людей?
Берегово
Гражданская застройка в Берегово заслуживает внимания, но, конечно, не целого дня. Площадь Кошута – неплохой комплекс, но ансамблем не назовешь: большую часть занимает громада Имперской канцелярии (Дворца Правосудия) Австро-Венгрии (1870-е).
Берегово
В округе несколько симпатичных домиков – модерн и эклектика.
Берегово
Самый навороченный модерн – казино и ресторан Золотая Пава (1910), сдерживает слишком гламурная реставрация с использованием современных материалов.
казино и ресторан Золотая Пава
Кальвинистский собор (15-17 вв.) интересовал как класс. Впервые увидел этакую достопримечательность – и не обалдел. Очень большой и очень невыразительный.

Была у меня мысль, что дело именно в кальвинизме, но нет: костел начали строить католики, а в селах и более поздние кальвинистские церкви весьма изощренны (см. Гетин и Четфалву). Стало быть, дело в таланте.
Кальвинистский собор

Венгерские церкви

Бене, костел Сердца Иисуса (1390-1657). Каменный храм с деревянной звонницей – примета венгерских сел, в Бене микст: звонница каменная с деревянной нахлобучкой. Очень выразительно. Сам храм – оборонного типа.Бене, костел Сердца Иисуса

Четфалва, церковь кальвинистская (1450-1753). Каменный храм оборонного типа с полностью деревянной звонницей, просто невыразимое впечатление. В звонницу нужно зайти – она вся сквозная, конструкция очевидна и невероятна. Как это простояло 250 лет и продолжает стоять? Вообще, деревянная готика лучше всего представлена вокруг Хуста, но эту башню надо увидеть обязательно!
Четфалва, церковь кальвинистская

Костёлы и усадьба

Виноградов, костел Вознесения (1250). То ли реконструкции виноваты, то ли ограниченность обзора, то ли моя ограниченность – но он не показался мне адекватным своему возрасту (обычно чувствую), так – вполне типовой костел.Виноградов, костел Вознесения
Не лучше и костел францисканского монастыря (1453). Не запоминающаяся постройка, но возраст надо уважать – сами такими будем.
костел францисканского монастыря
Усадьба барона Перени (XVII-XVIII вв.) – ныне какое-то учреждение, за оградой. С виду симпатичный, и по фасаду видны фрагменты строительства и отделки разных столетий. Погулять не удалось.Усадьба барона Перени

Закарпатские деревянные церкви

Новоселица, церковь Успения (1650). Всем хороша, но страшно неприступна. Забор установлен так, что снимать внутри него слишком близко, а из-за него сам же забор, даром что невысокий, и мешает. Спасло отсутствие листвы. Типичный венгерский стиль, но колокольня без архитектурных излишеств.Новоселица, церковь Успения

Дешковица, церковь Покровская (1725-1839). Церковь-путешественница: сначала переехала сюда из Сельца, теперь собирается в Ужгород. Первый переезд был обусловлен потребностями жителей, второй – их непотребностью. Буквально бок о бок была построена новая каменная церковь, чтоб как у людей, и деревянная, вполне симпатичная, стала не нужна.
Дешковица, церковь Покровская

Локоть, церковь Введенская (1734). Наиболее сараеобразная из заслуженных, не одетых в жесть церквей Закарпатья.Локоть, церковь Введенская
(Чинадиево).
Гукливый, церковь Святого Духа (1750). Очень хороша и видом, и местоположением, и опрятностью. Идти по пешеходным мостикам через горный поток – заранее задается настрой.Гукливый, церковь Святого Духа

Ростока, церковь Введенская (ок. 1650). Это просто чудо деревянное, но добираться до него паршиво, лучше бы совсем без дороги, чем по такой. Путь заканчивается небольшим пешим подъемом в горку – идите дальше вверх, оттуда вид просто изумительный.
Ростока, церковь Введенская

Пилипец, церковь Рождества Богородицы (1781). Относительно позднее творение, и село всегда было центром округи, поэтому храм вроде такой же, как в окрестных селах, но всё же более увесистый. Хуже он от этого не стал, а вот раскраска… Хорошо, что в тот день завезли неяркую краску, но всё-таки морилка была бы лучше.
Пилипец, церковь Рождества Богородицы

Начало в статье “По Западной Украине”.

Окончание в рассказе “Деревянные церкви Закарпатья”.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь