“Гараж”, дом-музей Бурганова и человеческий фактор

5
91
Человеческий фактор

Московские гиды согласятся со мной, что выполнение многих туристических программ похоже на сражение. Каждый день мы идём на московскую передовую – биться с сотнями ограничений, запретов, неприятных сюрпризов. И всё это не только ради одной цели материального вознаграждения за работу. Во главу угла ставим единственную задачу – представить Москву и Россию в самом что ни на есть выгодном свете. Иногда получается. Порой – нет.

Успех нашего не совсем безнадёжного мероприятия больше, чем наполовину зависит от работы «штабных». Если у гида за спиной хорошо защищённые тылы в виде надёжной фирмы и понимающего референта, то можно не сомневаться – победа будет за нами.

По горячим следам захотелось рассказать о выполнении не совсем стандартной туристической программы. С первого взгляда казалось, что она изначально обречена на провал. Но мы с моими клиентами вытянули её именно благодаря надёжному тылу и тем, кто стоял за моей спиной – составлял программу, продумывал её выполнение, обеспечивал успех. Постараюсь унять свою многословность и рассказать лишь о критических моментах программы.

Человеческий фактор. Программа

Но всё по порядку.
Началось всё с личного разговора с референтом.
– Слуш, тут программа намечается, – услышала я в трубке знакомый голос. –  В Москву приезжают датчане, архитекторы-дизайнеры. Они разбираются в твоих капителях, наосах и конхах. Может, возьмёшь?
Я взревела:
– Моё!!!
– Да тут знаешь, такое дело. Времени кот наплакал, а сделать надо многое. Они не идут ни на какие уступки, чтобы чем-то пожертвовать. Надо хоть и коротко, но показать всё, что они хотят. Берёшь?
– Загребаю!
– Гуд. Одна гора с плеч. Буду думать над компоновкой. Ума не приложу, как сложить этот пазл. Ну, где наша не пропадала. Буду держать тебя в курсе.

Признаюсь, к разработке программы я не подходила. Всё сделала референт, опираясь на свой богатый опыт работы гидом и наши московский реалии.

***

Для выполнения всей программы у меня была пара часов в первый день, четыре – во второй и целых девять в третий. Сделать надо было следующее:
метро тур с выходом у Большого театра и прогулкой по Театральной площади,
территория Кремля,
ГТГ,
– музей “Гараж”,
– дом-музей Бурганова,
Покровский собор.

Кажется, для трёх дней – немного и всё спокойно укладывается. Да! Если бы не чёткое расписание экскурсий. Опаздывать нельзя нигде. Плюс у клиентов запланированы свои встречи, тоже подстыкованные по времени. В последний день – аэропорт.

От классического музея к современному

Ну, что ж. Первый день – самый лёгкий. Встретила в Шереметьево. С ветерком, по платнику докатила до отеля «Интерконтиненталь». Подождала часик, пока освежатся. Погуляла по Театральной и сделала метро-тур.

Второй день. Суббота

10.00 – ГТГ
11.30 – музей “Гараж”.
13.00 у гостей назначена встреча в институте «Стрелка».

Надеюсь, гиды сразу увидели подвох – времени на экскурсию в ГТГ- кот наплакал. Да ещё попробуй начни её в 10.00, когда к открытию у ворот скапливается очередь… Люди подходят к музею уже к 7 утра…

Что в таком случае делает обычная фирма? Правильно, надеется на гида, что как-нибудь вывезет. Что делает хорошая контора в лице грамотного референта? Нанимает специально обученного человека, который приходит к ГТГ загодя. Занимает очередь. Предупреждает пристроившихся сзади, что сюда подойдут ещё 13 страждущих.

Страждущие не опаздывают, являются минут за 15 до открытия музея. Но специально обученный человек их в очереди не бросает. До конца выполняет порученную миссию. И отбивает атаки гидов, которые пришли позже неё, но много раньше группы. А потом, когда наступает час Х, грудью стоит у ворот и отсекает все попытки безочередников нагло просочиться.

Мои клиенты гордо вышагивают почти в самом начале процессии и восхищаются организацией. А их слегка обалдевший от такой заботы гид лихорадочно прокручиавет в уме, какие залы музея показать, какие – утаить.

В “Гараж” мы пришли почти вовремя. Не будем считать за косяк несуразный звонок экскурсовода «Гаража» о том, что экскурсия должна начаться в 11 и мы уже страсть, как опаздываем. Где-то сработал сломанный телефон и местного гида сорвали на полчаса раньше. Но к 11.30 мы не опоздали бы, если по пути не побежали купить водички в киоске. Пить же хочется! Человеческий фактор!

От “Гаража” до “Стрелки”. Человеческий фактор

А вот на пути от «Гаража» к «Стрелке» турлидер группы совершила ошибку. Сказала, что ей очень хочется пройти пешком по набережной Москвы-реки от «Гаража» к «Стрелке». На моё возражение, что мы потеряем больше получаса на дорогу, она спросила:
– Ты думаешь, что это далеко? Не хочу затруднять тебя ходьбой, но нам хочется погулять.
– Да дело не в ходьбе, а во времени. Вы успеете перекусить до встречи?
– Да, не волнуйся, всё под контролем.

Вообще-то человеческий фактор трудно держать под контролем. Народ, вообще-то, пофотографировать хочет. И пофотографироваться. И в фонтане поиграть…. Это я ещё не повела их через «Музеон»! Как и велено, пошла по набережной. Когда я прощалась с гостями в ресторане “Стрелка”, клиенты попросили меня перевести официанту, что обслужить их надо за сорок минут, потому что у них назначена встреча в институте… А я что говорила? Но это уже были их собственные проблемы.

“Гараж”. Личные впечатления

А «Гараж»? Наверное, сама туда бы не пошла. Потому что искусства в привычном понимании этого слова там не было. Движущиеся инсталляции,
человеческий фактор
эффекты света и теней.
человеческий фактор
Свето-теневую выставку можно показывать с разных сторон и видеть, как тени, так и фигуры.

Но музей направлен на диалог с посетителями.
человеческий фактор
Поэтому его концепция – взаимодействие с гостями. Кстати, тактильные, электромагнитные и звуковые инсталляции показывают глухие сотрудники. И это ещё один опыт – живого общения с ними не на привычном языке жестов, а посредством звуков и волн.
Показывают в «Гараже» фрагмент старого ресторана. Проводят по выставкам-инсталляциям. Все помещения, насколько я поняла, заняты временными экспозициями, которые часто меняются. Изучается спрос и интерес посетителей. Меня заинтересовал стенд со звуковыми экспериментами и электромагнитными волнами.

С удовольствием взглянула и на эксперименты японского мастера Рёдзи Икеда и его code-vers.



В целом, посещение оставило приятное послевкусие.

Москва против туризма. Человеческий фактор

Третий день. Воскресенье

Наверное, весь этот скучнейший рассказ я задумала для одной единственной цели – описать битву последнего дня. Итак, что мы должны были сделать.

1.Утро – экскурсия в Кремль. Кремль открыт с 9.30, билеты на 10.45.
2. 11.30 – экскурсия в дом-музей Бурганова (Б.Афанасьевский, 15) и встреча с Александром Николаевичем. Опаздывать нельзя.
3.14.00 – обед в ресторане «Уголёк» (Б.Никитская, 12).
4.15.15 – экскурсия в Покровском соборе.
5.17.30 – отъезд в Шереметьево.
6.Как-то надо ещё показать дом К.Мельникова в Кривоарбатском.

Обед в «Угольке» накануне перенесла на полчаса раньше.

***

Ну, что ж, поехали. Буду убалтывать контролёров в Кремле пустить раньше назначенного времени. Воскресенье, может смилостивятся. Если нет – пойдём гулять по Александровскому саду или поедем в Кривоарбатский. И по ходу придётся решать, как показать Кремль, не показывая его.

Поехать-то мы поехали… И упёрлись в перекрытие на Варварке и на Москворецкой набережной…. Марафон, 3,14*****!

человеческий фактор
Марафон в Москве 26 августа 2018 г.

У перекрытой набережной я подбежала к офицеру.
– Господин офицер, Большой Каменный едет?
– Едет, едет, он не перекрыт.

Хотелось горячо расцеловать человека в форме за то, что хоть одну хорду нам оставили для проезда.

Объезжали по Новоспасскому мосту, по Устьинскому было нельзя, Болото тоже заблокировали…. Минут 20 – псу под хвост. Договорилась с водителем, что встретимся на Воздвиженке, на автобусной остановке. (Оттуда – самый выгодный вариант для подъезда к музею Бурганова в Большом Афанасьевском). Водитель у меня попался золотой. То ли непуганый штрафами, то ли просто понимающий нашу задачу всегдашней правдивости клиента. Отказов он него я не слышала. Дима, низкий тебе поклон!

Человеческий фактор в Кремле

К Кремлю подрулили примерно в 9.45. Рысцой побежали к лестнице, на ходу обогнав одну китайскую и одну лодочную группу. Вот где человеческий фактор сработал в мою пользу! Ребята в группе у меня молодые, спортивные, понимающие. Ни на шаг от меня не отставали! За всю программу мы никого не ждали, никого не подгоняли, не разбредались, действовали единой командой, мои за мной бежали, как утята за миссис Маллард из сказки “Дорогу утятам”.

человеческий фактор
Скульптура “Дорогу утятам” у Новодевичьего пруда

В Кремль просочились довольно удачно. Контролёр взглянул на часы:
– У вас 10.45… Немножко рано…
– Пожалуйста… Нам очень надо…
– Ладно! Проходите!

Мы поскакали по лестнице, маневрируя между китайцами. На наше счастье вдруг открылись две правые рамки. Я пролетела первая. Офицер на контроле, заметив аккредитацию спросил:
– Кто у вас?
– Белые люди!
– Забирайте своих быстро, пусть проходят без досмотра.
– Ladies and gentlemen, come, just pass the gate!
Здесь мы верных минут 10 сэкономили, чуть восполнили объездные потери!

***

Дальше – экскурсия, сжатая и конкретная, без растекания “мысию по древу (серым волком по земли, шизым орлом под облакы)”. Только самая необходимая информация. У КДС после исторической справки я обратилась к своим датчанам:
– Господа, у нас достаточно времени, чтобы хорошо осмотреть Кремль. Но не столько, чтобы делать это иррационально. Нужно избежать очередей в соборы. Я вам покажу все кремлёвские точки, только мы сделаем это в другом порядке. Сейчас мы идём на Соборную площадь и сразу, пока нет очереди в главный храм, зайдём в него. Потом я вам всё расскажу об ансамбле площади.

Мои заулыбались, закивали, поняли логику и бойко зашагали за мной. На пути – WC.
– Ой, мне надо! – запросилась одна дама.

Я чертыхнулась про себя. Но что делать? Человеческий фактор! Махнула рукой на арку, сказала даме, чтобы искала нас на площади. Пришлось начинать не с собора, а с архитектурного ансамбля. Пока ждали отставшую, в Успенский выстроился хвост… Что ж, пойдём в Архангельский.

Потом – колокол. Потом – пушка. Но моя душа просит Успенский. По времени – укладываюсь. От пушки веду своих в проход между Патриаршим и Успенским. Подвожу группу к выходу из церкви и прошу подождать. Сама ныряю в притвор. Контролёр отлучился, на старте – два гида с китайскими группами. Одну из них знаю.

– Надюша, мне позарез нужно.
– Ну, раз нужно, значит, проходи.
– У меня 12.
– Проходи. Сейчас контролёр придёт, он смотрит, много ли народу внутри. Мы ему скажем, что пропускаем тебя.
– Надя, я у тебя в долгу!
– Естественно! С тебя – китайцы.
– Сделаю! Зимой! – парирую я и машу своим рукой, чтобы заходили.

Вот он, человеческий фактор! Мои клиенты уже смотрят на меня, как на волшебницу. Я раздаю им информационные брошюры Успенского собора. Внутри рассказ не длинный, всё основное я уже изложила в Архангельском.

Дальше – легко. Осталось упомянуть о БКД, махнуть на здание Оружейной палаты и Боровицкую башню и мы дружно идём на выход. В 11.10 я звоню водителю и напоминаю, что место встречи – Воздвиженка.

Дом-музей А.Н.Бурганова

В музее Бурганова я почему-то расслабилась. Вытащила свою «мыльницу» в надежде пощёлкать артефакты. Ведь в «Гараже» не пришлось переводить, у нас был англоязычный экскурсовод (была возможность запастись видео). Почему бы и здесь не явиться такому же? Ан, нет. Извольте, переводите. Ничего страшного, первый раз, что ли? Тем более, в непонятных композициях всё становится на свои места, как только экскурсовод поясняет, откуда что появилось и что означает.

Экскурсию прервал сам А.Н.Бурганов. Подошёл познакомиться, поговорить. Стоять ему трудно – 83 – это возаст! Скульптор пригласил нас встретиться в приёмной после экскурсии. Я снова работала посредником в общении. Бурганов не спешил. Мои тоже развесили уши и вошли во вкус беседы. Воспользовавшись паузой, я стала благодарить Александра Николаевича за приём и возможность побеседовать. Мои очухались и тоже стали прощаться.

Человеческий фактор

***

Понравился ли мне музей? Очень! Несмотря на моё прохладное отношение к современной скульптуре в целом, работы Бурганова я приняла с восторгом. Ведь экскурсовод рассказал об источниках вдохновения, напомнил старые истины, античные мифы, древнеегипетское искусство, которые скульптор использовал в создании шедевров. Каждая работа требует небольшого пояснения, экспликации, тогда всё становится на свои места и ты уже не воспринимаешь скульптуру «Портрет незнакомки» или «Добро пожаловать» простым нагромождением непонятных символов.

человеческий фактор
Двор дома Бурганова. Огромные руки – скульптура “Добро пожаловать”.

Даже захотелось лучше изучить творчество потрясающего современного скульптора. Эти мысли разделили и мои ребята.

– Знаешь, – признался мне один из них на пути из музея, – я не первый раз в Москве. Всё, что я видел – очень интересно и замечательно. Но этот музей и эта встреча – настолько восхитила и впечатлила меня, что стало самым большим московским впечатлением!

Дом Мельникова. Ну и человеческий фактор!

Дальше, вроде бы уже и нужно ехать на обед…
– Дим, нам ведь до Кривоарбатского совсем недалеко ехать? – обратилась я к водителю.
– Конечно недалеко, минут 5. Вы сказали дом 10? На обед успеете?
– А что тут успевать? До Большой Никитской отсюда – рукой подать.

Поехали к дому Мельникова. Я беру микрофон и объявляю:
– Господа, у нас есть несколько минут для короткой остановки и дома Константина Мельникова.
– You see! – услышала я из салона, – I told you she is a fairy!

***

У дома Мельникова я огребла. Триста лет не была там. Последний раз подходила, когда ворота калитки были закрыты наглухо, во двор не пускали.
Дом Мельникова
Сейчас вокруг дома можно свободно гулять, рассматривать чертежи, читать проспект, рассматривать дом с разных точек.
Дом Мельникова
За домом установлен небольшой макет – разрез дома. Ну, я и стала вещать о феномене дома Мельникова в советское время.
человеческий фактор

человеческий фактор

Меня остановила сторожиха в униформе дворника. И сразу орать, как водится у бабищ и хабалок:
– Я вам сколько раз говорили, не устраивать здесь экскурсий, – услышала я громогласный рык.
– Нисколько. В первый раз слышу.
– Что? Я спрашиваю, я вас сколько раз предупреждала?
– Да нисколько! Что такое?
– Вы какой раз сюда приходите?
– Да впервые!
– Изучите правила, прежде, чем приходить сюда. Здесь не положено проводить экскурсии. И вам тысячу раз об этом говорила!
– Ошибаетесь, мадам. Слышу впервые.
– Правила изучайте, прежде чем водить сюда людей.

Мои гости, конечно, не поняли, о чем конкретно идёт речь. Но тон бабищи-сторожихи и общий смысл они уловили. Пожали плечами и по-датски стали недоумевать:
– Дичь какая!

Я датский тоже не понимаю, но суть ухватила. Как ещё можно реагировать на такую тираду? Дело не в правилах. Они везде есть и их нужно соблюдать. Дело в бабище и в её полномочиях. Эх, человеческий фактор!

Туристу – обед, гиду – работа

Дальше – самое приятное, обед. Пожрать они мне не дали. Усадили за свой стол и стали беседовать в «тёплой дружественной обстановке». Один задаст мне вопрос, услышит ответ и продолжает вкушать поданное. А я отвечаю на следующий вопрос другого туриста. Моя дорада остывала. Я еле-еле улучила секунды, отщипнуть от неё кусочек. Когда принесли мороженое, я поняла тщетность усилий, махнула официанту, чтобы уносил тарелку и с тоской проводила глазами едва тронутое блюдо…

Человеческий фактор и Покровский собор

Финальный забег – Покровский собор. Всё бы ничего, если бы не перекрытый центр. Высадились в начале Ильинки. Договорились с водителем, что из храма приведу людей на Тверскую, на остановку. Других разумных вариантов не было…

На часах уже натикало примерно 15.15. Именно на это время и назначена была экскурсия в собор. Но! Из-за идиотской шагистики под названием «Спасская башня» Красную площадь закрывают в 16 часов.
Человеческий фактор
Собор тоже. По факту – раньше. Подойти к Покровскому собору с Красной площади невозможно – там частоколом наставили гранитные столбики. Обходить нам некогда. Я оглянулась, кивнула ребятам, что придётся пролезать через каменные препятствия и подала пример. Что такое низкие столбики для молодых спортивных датчан?

У ворот собора встретил громила в форме, отсекающий толпу желающих погулять вокруг храма.
– Куда? Закрыто! – заорал он, заметив, как я веду своих против людского потока.
– У нас билеты в музей!
– Билеты? Показываем!
Против билетов громиле крыть было нечем.

***

Второе препятствие мы преодолели у двери собора. Их уже закрыли, пришлось охране звать сотрудника музея. И, в довершение, недовольная музейная дама ошиблась в счёте до 12-ти.
– У вас 13!
– Да нет же, 12! Мы уже сто раз пересчитанные, 99-ый был в Кремле, нас там очень строго отсчитывали. Сотый – в ресторане, стол накрыли на 12 персон.
– Нет! У меня получилось 13!
– 13 – со мной!
– Без вас! Вы что меня за идиотку держите? Выгоняйте всех своих из храма! Давайте заново считать!

Я попросила своих выйти. Если кто-то и просочился без билета (не думаю, входила только моя группа), то вряд ли он испытывал судьбу вторично и «покинул помещение». Есно, при пересчёте всё сошлось! Но около 5 драгоценных минут мы потеряли. И продемонстрировали свою недружелюбность. Человеческий фактор!

В храме спешить мне было некуда.
Человеческий фактор
До отъезда в аэропорт у меня было достаточно времени. Я решила использовать не просто минуты, а даже и секунды до закрытия музея. Время от времени за спиной группы возникала сотрудница музея и на пальцах показывала, сколько минут осталось до закрытия. Я кивала и спокойно продолжала рассказ.
Человеческий фактор
И даже усадила своих послушать «Дорос».

Против туризма Москва стоит насмерть

Обратно мы выходили через туалет ГУМа. Потом прорывались через запруженную народом Никольскую. Мерзский идиотизм предписал сгородить на пешеходной улице длинный широкий деревянный ящик – типа клумба. Слева и справа от ящика образовалась пробка. Вдобавок к марафону, у нас очередная показуха – праздник цветов. Его непременно нужно устроить в центре, перегородив и без того не справляющиеся с людским потоком проходы. Выход в город через Воскресенские ворота закрыли, весь люд скопился на пешеходной улице. Нам пришлось в прямом смысле пробиваться через Никольскую.

Водитель нас уже ждал на Тверской. Подозреваю, что стоял уже минут 10. Я позвонила ему раньше, не учла засады на Никольской. Ни слова упрёка! Человеческий фактор!

Победа!

В аэропорту мы едва ли не утирали слёзы. Наговорили друг другу кучу восторженных и благодарных слов.
Человеческий фактор
– Нет, не благодарите только меня, – отвечала я своим ребятам на бесконечные «thanks» и «you are great!». Без вас, вашей мобильности, интереса и понимания я ничего не могла бы сделать. И ещё помните об организаторах вашего тура. Все вместе мы стали блестящей командой! Человеческий фактор!

P.S. На третий день после проводов моих датчан я получила письмо от турлидера:
Dear Tatiana!
Thank you SO MUCH for a amazing guiding – you are by fare the best guide ever – I have met! You are so passion about your work – and I will highly recommend you to all I know.

All the group where very impressed by all the knowledge you have – and me too.
Have a wonderfull day
All the best.

К письму был прикреплён видеоролик. На одном кадре в Третьяковской галереи видна моя спина.

Text.ru - 100.00% Text.ru - 100.00%

Поделиться в

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Таня, ты просто герой! Наверное, я сто раз умерла бы от нервного срыва! А программа… Третьяковка-Гараж… Помнишь, у Шифрина было что-то типа “Девушка… чувиха… бабец”. У меня такие ассоциации!) Про музей Бурганова спасибо. Знала про него, но не хотела. Теперь хочу!

    • Таня, я бы сейчас многое отдала бы за то, чтобы вновь всё пережить – чтобы встречать в аэропорту, делать бешеные программы… Загадывать что-то боюсь и боюсь, что вряд ли уже придётся….

  2. Прочла на одном дыхании. Сумасшедшая же работа у тебя! Кажется, что может быть проще – неторопливо рассказывай о достопримечательностях, неспешно прогуливайся по Москве. А тут – все рассчитано до минуты, масса препятствий в лице всяких теток, марафонов и китайцев, разнообразие достопримечательностей. Ты действительно волшебница!

    • Маша, спасибо огромное за высокую оценку моего скромного труда. Всё-таки, я присваиваю себе только треть успеха. Другую треть отдаю организаторам, ещё одну – самим клиентам. А в моей работе огромную роль сыграл опыт. Будь я начинающим гидом, всё провалила бы к дебеням. И ещё я уверена, что любой другой опытный гид справился бы с задачей. Всё-таки в нашей профессии (как и во многих других, например – преподавательской) случайные люди не задерживаются. Тут нужно особое чутьё и желание. Одним словом – призвание. Костяк московских гидов именно такие – призванные на всю голову (в хорошем смысле слова). 🙂

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь