Метро в годы войны или третья очередь

0
257

Метро в годы войны или третья очередь  Предыдущая публикация называется “Вторая очередь московского метро”.

Метро в годы войны или третья очередь . Зелёная и синяя линии.

В 1939 году СНК утвердил план строительства третьей очереди московского метро. Она должна была соединить центр города с рабочими районами: Пролетарским и Сталинским, точнее с автозаводом имени Сталина (позже ЗиЛ) и стадионом имени Сталина. Похоже, в 30-е годы прошлого века вся жизнь в СССР была “имени Сталина”.
Третья очередь московского метро
Строительство третьей очереди началось в 1939 году. К лету 1941 года были готовы все перегонные туннели и строились станции. Однако с началом войны из-за тяжелой обстановки на фронтах строительство заморозили. Работы возобновили в 1942 году и к новому 1943 году открыли отрезок нынешней зелёной линии от станции Площадь Свердлова (Театральная) до станции Завод им. Сталина (Автозаводская). Первоначально поезда метро проходили этот отрезок пути без остановки, но к 7 ноября 1943 года открылись ещё две станции: Новокузнецкая и Павелецкая. В январе 1944 года завершились работы на ещё одном участке третьей очереди: поезда пошли от Курской до станции Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина (нынешняя Партизанская).

Метро в годы войны или третья очередь
Станция Стадион им. Сталина (Партизанская). Проект архитектора Воронкова 1939 года.
Метро в годы войны или третья очередь
Станция Измайловский парк, ныне Партизанская, отличается огромным перронным залом с тремя путями. Размеры станции обусловлены предполагавшимся большим пассажиропотоком на стадион им. Сталина. Проект 1942 года.

Станция “Павелецкая”

Одной из основных станций третьей очереди стала “Павелецкая” радиальная.
На конкурсе победил проект братьев Весниных. Они хотели построить высокую и просторную колонную станцию.

Первоначальный проект станции “Павелецкая” братьев Весниных. На своде видны эскизы мозаик художника В.Фролова.

Первоначально предполагалось, что станция Павелецкая будет называться Донбасской, поэтому братья Веснины заказали панно на темы Донбасса. Именно для станции Павелецкая художник Владимир Фролов собирал мозаичные панно по эскизам Александра Дейнеки. Позже эти панно установили на Новокузнецкой. Владимир Александрович Фролов создал эти мозаики в блокадном Ленинграде. Он умер в феврале 1942 года вскоре после отправки панно в Москву по “дороге жизни”.
Мозаики не удалось установить на Павелецкой по двум причинам: во-первых металлоконструкции для свода станции оказались на оккупированной территории Донбасса и первоначально её открыли без центрального перронного зала по изменённому проекту А. Душкина. Нынешний облик станции  относится к 1953 году. Архитекторы С. Лященко и Е. Демченко насколько возможно вернулись к первоначальному проекту.

Метро в годы войны или третья очередь
Станция Павелецкая-радиальная после реконструкции по проекту С.Лященко и Е.Демченко. Фото 1950-х годов.

Второй причиной стало меньшее количество декоративных панно. Планировалось, что на станции будет 14 мозаик, а удалось доставить только 8. В итоге было решено украсить этими панно станцию Новокузнецкая.

Метро в годы войны или третья очередь . Станция Новокузнецкая

Это пилонная станция глубокого заложения. Перегонный туннель между Новокузнецкой и Театральной  впервые в московском метро был проложен под Москва-рекой.  Это одна из самых пышных и торжественных станций. В её оформлении присутствует тема славы русского оружия. Первоначальный проект архитекторов В. Гельфрейха и И. Рожина предусматривал установку многочисленных бюстов героев войны и статуи Сталина в торце центрального зала.
Метро в годы войны или третья очередь

Наземный вестибюль возвели по проекту Гельфрейха и Рожина, однако перронный зал построили по изменённому проекту  И.Г.Таранова и А.Н.Быковой. Это станция пилонного типа, отделанная дорогими сортами мрамора.
Проходы между пилонов выполнены в виде торжественных порталов. Между порталами установлены скамьи в виде разворачивающихся свитков. Несмотря на бытующую в городе легенду, гласящую, что эти скамьи взяли из разрушенного ХХС, их заказали специально для станции Новокузнецкая! Светильники установили за спинками скамей подобно тому, как сделано на станции Динамо. Поэтому пространство станции освещено мягким рассеянным светом.

При строительстве реализовали проект 1937 года, дополненный барельефами на военную тему работы скульпторов Томского, Зеленского и других. Мозаики художника Владимира Фролова не совсем вписываются в общую композицию станции, из-за них декор кажется перегруженным,  возникает ощущение чрезмерности. Однако их установили как дань памяти художнику-мозаичисту, который выложил их в тяжелейших условиях ленинградской блокады и умер сразу по окончании работы. Из 8 доставленных мозаик на своде станции поместилось лишь 7, восьмое панно установили в своде наземного вестибюля.

Станция Бауманская

Проект разработал Борис Иофан (автор “Дома на набережной” и неосуществлённого проекта Дворца советов на месте ХХС). Это пилонная станция глубокого заложения. Её отделка  выдержана в красных и белых тонах.
Первоначально предполагалось украсить центральный зал статуями атлетов, но из-за начавшейся войны тематику скульптур изменили.

Метро в годы войны или третья очередь
Борис Иофан. Проект станции Спартаковская (Бауманская) 1940 год.

Идею станции воплощает лозунг, который до сих пор можно прочесть в наземном вестибюле: “Фронт и тыл представляют… единый… боевой лагерь”.  Скульптор Вячеслав Андреев успел закончить только 4 из восьми гипсовых фигур: метростроевку, двух красноармейцев и лётчика, остальные – командира, партизанку, рабочего и конструктора – выполнили по его эскизам вдова мастера в соавторстве с С. Кольцовым.

Метро в годы войны или третья очередь . Станция Автозаводская

Говоря о станциях третьей очереди стоит упомянуть нереализованный проект станции Автозаводская, выполненный В.Артамоновым. Свод перронного зала поддерживают колонны в виде стилизованных хлебных снопов. Эти колонны фланкируют колоссальные статуи колхозниц, символизирующие республики СССР. Несмотря на столь популярную в СССР тоталитарную символику, этот вариант не был реализован.

Станция Завод им. Сталина (Автозаводская). Архитектор В.Артамонов 1939 год.

В итоге остановились на традиционном и куда более изящном проекте А.Н. Душкина. Это колонная станция неглубокого заложения, близкая по конструкции к Кропоткинской. К сожалению первоначальные светильники, которые видны на фото, не сохранились. Они располагались в центре арок “крестового свода”. На боковых стенах станции помещаются мозаичные панно, созданные в блокадном Ленинграде в мастерской Владимира Фролова.

Одна из мозаик – труд хлеборобов.

Они выполнены по эскизам академика живописи Евгения Лансере и представляют труд советского народа.
Современный вид станции “Автозаводская”

Окончание в статье “Метро. Четвёртая очередь”.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду
Экскурсия в Новодевичий монастырь
Экскурсия во дворец Алексея Михайловича
Частный гид-переводчик в Москве

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь