Прага Нове Место . Если взглянуть на карту столицы Чехии, Нове место легко определить на плане города.
Похоже, это единственное место в историческом центре города, где дома свободно расступились, освободив место для широченной и длиннющей площади, больше похожей на проспект. Наверное, так оно и было, и дома, обрамляющие этот проспект, Вацлавское намести, кажется, выстроились для некоего смотра, парада, подтянулись, взяли на караул перед главнокомандующим – зданием Национального музея.
Да и близлежащие улицы, в пику соседним узеньким переулкам Старого Места, как будто прочерчены по линейке умелой рукой зодчего и выстроены, как на парад. Все они, как на подбор, одеты в роскошную форму пражской сецессии.
Как же так вышло, что Нове Место, основанное аж в XIV веке, задолго до детища Петра Алексеевича, так напоминает прямые и ровные проспекты Санкт-Петербурга? Аналогия здесь более чем уместна. Так же как
“…град Петров чудесный, величавый,
По манию Петра воздвигшийся из блат,
Наследный памятник его могущей славы,
Потомками его украшенный стократ!”(Пётр Вяземский)
пражское Нове Место было заложено волею Карла IV. “Постановили мы, чтобы этот город, который мы собираемся возвести, Новым Городом пражским назывался…”- говорилось в указе от 8 марта 1348 года.
Правитель повелел соединить в единое целое множество небольших древних поселений. Дело в том, что к середине XIV века Прага была чрезвычайно перенаселена. Император стремился расширить территорию непрерывно разраставшегося города и приказал переселить из Старого Города на новое место ремесленников и мелких торговцев, шумная деятельность которых нарушала спокойный ход занятий в недавно основанном им университете.
Прага Нове Место. Но селиться как в старину – плотно, экономя каждый кусочек земли, оставляя пространство едва достаточное для того, чтобы две повозки разъехались, император уже не позволил. “Кроме того, желаем и приказываем, чтобы те, кто получит землю для постройки, начали строится не позднее, чем через месяц, а закончили бы строительство за восемнадцать месяцев, настолько, чтобы в этих выстроенных домах уже хорошо могли бы жить, в противном случае они будут наказаны. Приказываем далее, чтобы никто не строил, нарушая границы улиц и рынков, высоко или низко; кто этого не будет придерживаться, у того постройка будет разрушена, а владелец ещё и штрафу будет подвергнут”, – указано было в королевской грамоте. Таким образом сам основатель нового района столицы и определил правильность и упорядоченность архитектурного ансамбля Нове Места.
Нижайше прошу простить моего терпеливого читателя за столь многословное предисловие к прогулке по Новому Месту. Поверьте, оно стоит продолжительного рассказа, если уж сам Карл наш Четвёртый столь скрупулёзно отнёсся к устройству Нового Места старой Праги.
С чего начать? Не имеет никакого значения! Несомненно пешком! От Карлова моста, вполне подходящего на роль отправной точки любой пражской прогулки, можно дойти до Йирасикова моста. У Танцующего дома (иначе именуемого “Джинджер и Фред”- снимок вверху) подняться вверх по улице Ресслова. Она прямёхонько выведет на Карлово намести. Оттуда уже и до Вацлавской площади, вокруг которой всё Новое место затевалось, рукой подать. Но вариантов могут быть десятки, один другого лучше!
Прага Нове Место . Наша прогулка по Новому месту началась от знакомого нам Общественного дома и Индржиховой башни. На площади, рядом с башней приютился храм святого Йиндржиха (на снимке его колокольня видна за башней). Одноимённая улица (Йиндржихова) выводит на Вацлавское намести.
Париж имеет Елисейские поля, Рим – Виа Венето, а Прага – Вацлавскую площадь – центральный бульвар, торговый, культурный центр современной Праги. “Здесь бьётся пульс современной столицы” – утверждает путеводитель. Не буду спорить. Бьётся. Ритмично, энергично, активно, бурно. С каждым ударом выбрасывает на площадь сотни туристов, бизнесменов, деловых людей, ведь главные гостиницы, рестораны, банки, деловые и торговые центры расположены именно здесь. Этот поток едва задерживается на площади – растекается по улицам Праги, отдав должное великолепию площади. Пройдём не спеша по площади к Национальному музею.
По соседству с музеем расположено здание театра имени Берджиха Сметаны. Вот ведь парадокс, оба здания строились почти одновременно, музей – в 1885-1890 годах, театр – в 1886-1888 годах, оба несут черты одного и того же стиля – неоренессанса, а какие они разные!
Разве что строгая симметричность построек, колоннада центрального фасада, да скульптуры на карнизах не дают обмануться и определяют принадлежность к стилю.
Заветы Императора Священной Римской Империи Германской нации бережно исполняются и поныне. И “никто не строил, нарушая границы, высоко или низко…”, поэтому улицы Нового места и вызывают ассоциацию с подобранными по росту молодцами-гвардейцами, выстроившимися на смотр.
Прага Нове Место . Мы возвращаемся на Вацлавское намести по перепендикулярной площади улице Оплеталова, где такое же буйство деталей и чёткое горизонтальное деление фасадов. И очень похоже на Санкт-Петербург!
Кстати, на Оплеталовой есть обменник (и не один), где курс гораздо выгоднее, чем на Вацлавке, где в карман залезают без малейшего намёка на совесть ну хоть бы в одном глазу. Туда мы и возвращаемся с пополненным запасом чешских крон (и похудевшим отделением с еврами).
Поглазеем ещё на Вацлавские красоты и вспомним, что аж до середины XVIII века название площади не было столь презентабельным.
Наоборот, пахла она лошадиным потом, сеном и навозом. Здесь на все лады кукарекала, квохтала, блеяла, мычала и ржала всевозможная живность. Называлась она тогда Конным Рынком, где продавали коней, зерно, сено, дичь, птицу и прочую животину. Вот что скрывается за блеском Вацлавских модных фасадов!
Голову 750-метровой Вацлавске намести венчает музей, а ногами она упирается в улицу На Пршикопе.
Последняя пересекает площадь и за ней превращается в узенькую улицу 28 ржийна (октября). Ну а бывший Конный рынок перетекает в улочку На Мостку,
которая выводит прямо к Староместской площади. Нам туда не надо, мы к Карловой площади пойдём. Но сначала заглянем к Деве Марии Снежной.
(подробно – Пражские храмы)
28 ржийна выводит на Юнгманово намести. Площадь разветвляется на Народни тршиду (проспект)
и Юнгманову,
которая выходит к Новоместской ратуше и Карловой площади. Гражданская готическая архитектура в этом месте Праге уже редкость, а тем более такая!
Новомейская Ратуша вошла в историю не только чешской, но и мировой истории. Здесь произошло Событие, послужившее началом Гуситских войн.В 1419 году повстанцы под руководством Яна Желивского выбросили из окна ратуши католических членов Городского магистрата. К Ратуше примыкает достойное здание жёлтого цвета.
Недалеко от Ратуши, на восточной стороне площади с конца XVIII века расположился костёл святого Игнатия. Любителям барокко рекомендуем заглянуть внутрь. Построенный иезуитами во времена контрреформации, он впитал в себя всю пышность победившего католицизма. Освящение его не просто намекает, а прямо таки кричит о величии основателя ордена Игнатия Лойолы.
На Карловой площади устроена потешная пародия на пражский метроном, который пускает мыльные пузыри на радость детворе.
Наверное, этим можно и закончить прогулку по Новому месту. Но непременно надо дойти до “дома Фауста”, стоящего на южном конце Карлове намести. В наших планах была подробная прогулка по этой части города, поэтому Фауста мы оставили на возврат, спустившись по Рессловой
вниз к православному храму Кирилла и Мефодия (см. Пражские храмы). Перекусили “У Парашютиста” (рекомендуем!!!) и все по той же Рессловой, дошли до набережной.
С Йирасикова моста открываются головокружительные виды на Град, Карлов мост, набережные. Нам в тот день не очень повезло. Казалось, утренний рассвет сразу перешел в вечерний сумрак, настолько всё было серо. Непрекращающийся дождь подло капал на объектив новёхонького Кэнона, еще не успевшего прибарахлиться нужными аксессуарами.
Вернувшись немного назад и вверх, свернули вправо на Гораздову
затем влево на улицу На Морани,
которая бежит параллельно Ресловой. Такой крюк был заложен исключительно из-за желания взглянуть на знаменитый монастырь “На Слованех”. О многих храмах и монастырях я рассказывала в специальном репортаже. Там же и несколько слов о костёле святого Яна Крестителя на Скалке. По Вышеградской возвращаемся на Карлово намести, чтобы засвидетельствовать своё почтение дому Фауста. А как же! Говорят, именно здесь жил доктор Фауст, запродавший душу известно кому, да не будет он назван!
Если Фауст – персонаж полулегендарный, то самые что ни на есть настоящие алхимики здесь и взаправду жили. В XVI веке это был английский авантюрист Эдвард Келли, посуливший императору Рудольфу II химическим путём получить золото. А в XVIII веке ещё один любитель химических опытов, Антонин Младота, приобрёл этот дворец. Наверное, было что-то в ауре дома Фауста, которая привлекала сюда изобретателей и алхимиков.
Промокшие, но довольные, ныряем в пражское метро (езденка (билет) покупается в ларьке наверху, турникетов никаких нет) и возвращаемся на Вацлавскую площадь. К впечатлениям от архитектурного пражского модерна добавляем модерн в живописи. В Новом месте есть небольшой, но очень качественный музей знаменитого чешского художника Альфонса Мухи.
Последний день в Праге закончился Вифлеемской часовней. Наши блуждания происходили примерно таким образом. Прага Нове Место .
На эту схему маршрут от Йирасикова моста до станции метро на Карловой площади не уместился. Вставляю ещё фрагмент.
А основные упомянутые здесь объекты обозначены на этой схеме.
Вот так мы отдохнули в Праге. Четыре незабываемых дня нашего первого визита описаны аж в одиннадцати отчётах! Ссылки найдёте ниже.
Авторские рассказы о Праге:
Прага. Старомейстский разговор.
А я всегда меняю деньги на Панской.Там странные арабы работают-честные)))
Александр, самое интересное заключается в том, что в Праге меняться рекомендуют в арабских обменниках. У них несколько точек, не только на Оплеталова (там, кстати, тоже арабы сидят), но есть ещё и отличный обменник на Градчанах. Нам его советовали, когда мы готовились к первому пражскому походу. Надеюсь, что жив-здоров по сей день.