Моравская картинная галерея в городе Брно –
второй по величине музей изобразительных искусств в Чешской республике после Национальной галереи Праги.
Образован он был в 1961 году после объединения картинной галереи Моравского областного музея с Моравским промышленным музеем. Размещается в нескольких зданиях, три из которых находятся в центре города: Пражаков дворец, построенный в стиле римского Ренессанса (на фото справа) – в нем представлено современное искусство.
Музей прикладного искусства, построенный в стиле Ренессанса флорентийского И. Г. Шёном, ректором Технического университета.
Моравская картинная галерея. Наместнический дворец
И, наконец, Наместнический дворец (Моравская картинная галерея), где можно познакомиться с живописью, скульптурой и образцами прикладного искусства от готики до конца XIX века. О нем я и хочу рассказать подробно.
Стоит Моравская картинная галерея на Моравской площади – на плане под номером 9.
С Рузвельтовой улицы попасть к нему можно через арку соседнего здания.
А если идти от ж/д вокзала по Масариковой улице
вдоль трамвайных путей
через намести (площадь) Свободы, то он расположен практически сразу за церковью св. Якуба.
Минуешь несколько красивых домов –
и ты перед входом во дворец.
Слева к нему примыкает другая церковь – св. Томаша (Фомы).
Раньше здесь находился монастырь августинцев, основанный в 1350 году маркграфом Яном Йиндржихом Люксембургским, братом Карла IV. Закончил строительство старший сын Яна Йиндржиха Йошт. Оба они похоронены в гробнице перед алтарем церкви св. Томаша, а их статуи украшают портал Наместнического дворца, который во времена монастыря занимала прелатура.
Вокруг – богатая лепнина, над дверью – фигурный балкон, внутри – роскошные люстры. Великолепная лестница с тяжелыми ажурными перилами
ведет на второй этаж, где располагается основная коллекция музея. Вход на экспозицию свободный – нужно лишь получить в кассе бесплатный билет (вступенку).
Музей невелик: в нем представлено несколько итальянцев, несколько фламандцев. Есть два портрета, выполненных мастерской Рубенса: эрцгерцог Альбрехт VII и инфанта Изабелла Клара Евгения.
Есть и сам Рубенс, причем вместе со Снайдерсом: жуткое, устрашающее полотно «Голова Медузы».
В зале Средневековья – греческая Одигитрия XVI века,
поразительное в своей наивности и красочности «Бичевание Христа» нюрнбергского мастера XV,
Мадонна из церкви св. Томаша, выполненная в XV веке в Праге.
Но главное – неизвестное русскому ценителю моравское искусство. Моравская картинная галерея представляет шедевры местных творцов: скульптурой, иконами, картинами на религиозные сюжеты, предметами культа.
Вот «Месса св. Григория» брненского мастера конца XV века (1480 г).
А вот «Коронация Девы Марии из Рыбников» – Моравия, тот же 1480 год.
Здесь же работы оломуцких художников (Оломуц – город в центре Моравии): «Мученичество св. Аполлонии» середины XV,
«Несение креста» того же периода.
Внимания заслуживает и моравское искусство эпохи барокко: «Immaculata» («Пречистая Дева Мария») брненца Франтишека Вавринека Коромпаи (около 1760 г.),
современный ей «Св. Павел» жителя Оломуца Йозефа Игнация Садлера,
«Аллегория Добра»,
выполненная в 70-е годы XVIII века Йозефом Стерном для плафона Новой ратуши.
Очарователен алтарь неизвестного моравского скульптора.
Наконец, любимый всеми нами рубеж XIX и XX веков. «Неземная» Вильгельма Бернатцика (1898 год).
На что или на кого похожа? Одилон Редон? Борисов-Мусатов? Бёклин?
Слева от нее – «Сельский двор в Бреславе» Марии Егнеровой (1890).
Бреслав – городок близ Брно на границе Чешской республики и Словакии. Да-да, именно так – Чешской республики: моравам совсем не нравится, когда их родину называют Чехией. Рассматривая картины, можно узнать кое-что о Моравии: в них много местного колорита. Вот еще сельские пейзажи – в лунную ночь
соответственно Эдуарда Каспаридеса и Эугена Йеттеля, в предвечерних сумерках – Хьюго Баара.
А на этой картине Карла Гёделя – каменоломни в Червеном Копье близ Брно.
А здесь, на ярком полотне Йожи Упрки «Королевский выезд в Влчнове» (еще один город в Южной Моравии) представлены моравские национальные костюмы.
Ну а теперь – к приятной вкусной современности и немного к дому: поблизости от Галереи, на Якубской площади за церковью св. Якуба
есть уютная кондитерская (цукрарня), где можно «залакировать» посещение музея чашечкой горячего шоколада и съесть пирожное «МедовНик» – точно как родной «Медовик».