Творчество Алексея Петровича Боголюбова не столь известно широкой публике как его коллеги и современника Ивана Константиновича Айвазовского. Тем интереснее станет знакомство с его выставкой. Она работает в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке до 21 января 2024 года. Экспозицию приурочили к 200-летию со дня рождения художника.
Художник Боголюбов. Краткое жизнеописание
Алексей Петрович Боголюбов, внук Александра Николаевича Радищева по материнской линии, стал художником волею счастливого случая. В детстве его отдали в Александровский кадетский корпус, откуда его перевели в Морской кадетский корпус. Алексей закончил его в звании мичмана.
Спустя несколько лет во время морского похода на остров Мадейра судьба свела молодого офицера с герцогом Лейхтенбергским, президентом Академии Художеств. Герцог увидел карандашные рисунки Боголюбова и посоветовал ему стать художником:
“Желаю Вам счастья и науки, и чем быть дюжинным офицером, будьте художником. Кажется Вы тут вновь успеете.”
Затем было учение в Академии Художеств, путешествие по Европе, множество прекрасных пейзажей, звание академика живописи.
В зрелом возрасте художник Боголюбов обосновался в Париже. Тем не менее мастер нашёл время и силы для открытия в Саратове рисовального училища и художественного музея имени своего деда А.Н.Радищева.
Ниже представим портрет Алексея Петровича Боголюбова кисти Ильи Репина. Он открывает выставку художника.
Художник Боголюбов. Ранние работы
Выставка Алексея Петровича Боголюбова раскрывает весь спектр его творчества от ранних марин до великолепной графики.
Боголюбов не имел многолетней академической практики, поэтому в своём творчестве опирался не на творения старых мастеров, а на работы своих современников. Во время заграничного путешествия он познакомился почти со всеми выдающимися пейзажистами того времени. В их числе были художники Дюссельдорфской школы и барбизонцы. Боголюбов подружился с Камилем Коро, Жаном Франсуа Добиньи
и другими художниками барбизонского круга.
Особую роль в творчестве русского мастера сыграли Андреас Ахенбах из Дюссельдорфа
и французский маринист Эжен Изабе.
На выставке представлены морские пейзажи Боголюбова, написанные под влиянием их творчества.
Тогда же Боголюбов пишет виды европейских городов. Его пейзажи отличаются удивительным светом, чаще всего призрачным, лунным, как на полотне “Венеция ночью”
или же неверным, дрожащим светом факелов и масляных фонарей как на полотне “Ярмарка в Амстердаме”.
За эту картину и за предмставленный выше “Вход рыбачьего судна в бурю…” Боголюбову присвоили звание профессора живописи.
Полотна Боголюбова отличаются не только удивительным светом (сейчас бы сказали, что они написаны “в режиме”), но и тщательной прорисовкой деталей. Таковы например “Петербург при заходе солнца”
и “Вид города Ревеля”.
За несколько полотен, включая в частности “Вид города Ревеля”, Боголюбова наградили большой золотой медалью Академии Художеств и назначили художником Главного морского штаба.
Художник Боголюбов. Моряк и живописец
Сочетание двух профессий – моряка и художника – особенно ярко проявилось в жанре марины. По заказам императоров Николая I и Александра II Алексей Петрович Боголюбов написал целые серии полотен, посвящённые морским победам Петра Великого, Крымской войне и водным сражениям русско-турецкой войны 1877-78 годов.
Батальные полотна занимают отдельный зал.
В центре его находится огромное полотно, изображающее битву при Гренгаме.
Здесь же висит эскиз к картине “Синопское сражение”. Сама картина находится в военно-морском музее в Петербурге.
Рядом представлены полотна, посвящённые сражениям русско-турецкой войны 1877-78 годов. Сам Боголюбов так вспоминал об этой “командировке”:
Как видно из воспоминаний Боголюбова, он очень скрупулёзно подходил к реконструкции событий. Когда мастер писал полотна, посвящённые победам в Северной войне, то изучал старинные карты, донесения и реляции. Для изображения морских сражений на Черном море он опрашивал очевидцев и участников сражений, лично посещал места битв и писал множество этюдов с разных ракурсов и при различном освещении.
Художник Боголюбов. Русские городские пейзажи
На выставке привлекают внимание масштабные полотна с видами русских городов. Северная столица, хорошо знакомая художнику, всё же была городом более европейским, нежели русским. Потому-то путешествия по Российской империи вызывали у Алексея Петровича восхищение и даже восторг. Вот как он описал в своих “Записках моряка-художника” первую встречу с Москвой.
Из-под кисти живописца вышли несколько прекрасных пейзажей Москвы.
Позже Алексей Петрович вместе с братом Николаем совершит путешествие по Волге. Пароходная компания пригласила братьев для создания путеводителя для речных пассажиров. Текст написал Николай Петрович Боголюбов, а Алексей выполнил иллюстрации.
Под впечатлением от поездки по Волге Боголюбов пишет несколько замечательных городских пейзажей с видами Казани
и Костромы.
Несколько особняком стоит потрясающий вид Нижнего Новгорода.
Обратите внимание на множество интереснейших деталей, тщательно выписанных на полотне.
Конечно мастер не забывал и о Санкт-Петербурге. На выставке представлены несколько видов Северной Пальмиры, включая знаменитое “Устье Невы”, купленное П.М.Третьяковым.
Художник Боголюбов. Этюды и графика
Этюды и рисунки Алексея Боголюбова – это своеобразная летопись его жизни, большую часть которой он провёл в путешествиях по европейским странам и России. Его работы уникальны и для самого художника, и для пейзажной школы XIX века. Боголюбов писал этюды так, как считал нужным. на них он оттачивал мастерство, искал необычные ракурсы и композиционные решения. Художник редко продавал свои неофициальные работы. Лишь дважды он расставался со своим собранием. В первый раз передал свои картины в Академию художеств как пособия для будущих художников и ещё раз – Саратовскому художественному музею.
Среди графических работ выделяются Замок в Дьеппе
и вид на Атрани близ Амальфи.
Среди этюдов выбор сделать гораздо сложнее. Эти небольшие живописные работы отличаются храктерным для Боголюбова светом и вниманием к деталям.
Из наиболее понравившихся покажем “Гору Юнг Фрау”,
совершенно барбизонский по духу “Овер близ Парижа”
и, конечно, один из волжских городских пейзажей: “Нижний Новгород. Нижний базар”.
В заключении настоятельно порекомендуем посетить выставку Алексея Петровича Боголюбова всем ценителям живописи. Выставка открылась в конце сентября 2023 года и продлится до конца января 2024 года.
Выставка А.П.Боголюбова в Третьяковской галерее. Посетителям на заметку
Выставка проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи рядом с основным зданием по адресу Лаврушинский переулок 10. Ближайшая станция метро – Третьяковская (оранжевая ветка №6 и жёлтая ветка №8).
Пешком можно дойти от станций Новокузнецкая (зелёная ветка №2) и Полянка (серая ветка №9).
Выставка продлится до 21 января 2024 года. Ажиотажа на выставку нет. Билеты можно купить в кассах Инженерного корпуса. Но удобнее купить их онлайн на сайте музея.
Стоимость взрослого билета на выставку – 600 рублей. Цена одинакова и в кассах, и онлайн. Онлайн также можно купить льготные и получить бесплатные билеты. Возьмите с собой документ, подтверждающий право бесплатного посещения музея.
Онлайн билеты доступны на все даты до конца выставки кроме новогодней недели с 31 декабря по 8 января 2024 года.
Посещение выставки удобно совместить с осмотром основной коллекции музея. Посоветуем аудиогид, в него включены рассказы о более чем 40 шедеврах русской живописи. Билет в Третьяковскую галерею включён в услугу!
Билет и аудиоэкскурсия в Третьяковскую галерею.
Компания WeGoTrip также разработала аудиогид по залам с работами М.А.Врубеля, которые находятся на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Стоимость билета ВКЛЮЧЕНА в цену аудиотура.
Прилагаем небольшие фрагменты аудиотура “Демон, Фауст, и Царевна Лебедь: творчество Врубеля в Третьяковской галерее”.
Мы записали отрывок аудиоэкскурсии по основной экспозиции Третьяковской галереи.
Видеоматериалы о выставке А.П.Боголюбова
Больше полотен А.П.Боголюбова мы включили в видео-ролик.
Смонтировали видео из фотографий картин.
Короткий ролик нам помог сделать телефон.
Репортажи о выставках в Инженерном корпусе Третьяковской галереи:
Кажется, свой поход в залы древнерусской живописи нужно сочетать с посещением выставки. Даже на фотографиях всё выглядит очень впечатляюще! Спасибо!