Художник Николай Белянин. Натюрморты и пейзажи

0
302
Н.Беньков. Пейзажи
Н.Беньков. Пейзажи

Музей Русского импрессионизма часто открывает неискушённой публике забытые имена художников. На выставке “Миражи” представили работы художника А.Савинова. Нашумевшая выставка “Авангард: на телеге в XXI век” познакомила любителей искусства со многими мастерами, в том числе с полотнами Николая Яковлевича Белянина. Белянин в основном писал пейзажи. Известны и натюрморты мастера.

Николай Яковлевич Белянин

Родился Коля Белянин в 1888 году в Нижнем Новгороде. Его отец работал служащим на пристани города. Достатком семья не отличалась, с малых лет Николай подрабатывал на пристани.
Вначале парнишка учился живописи у местного художника и фотографа Карелина. В 1906 году будущий мастер поступил в Казанскую художественную школу. Через два года в Казань приехал преподавать Н.Фешин. Белянин был всего на 7 лет моложе Фешина. Но тем не менее последние годы в Казанской художественной школе будущий профессор постигал азы мастерства под руководством Фешина. Недаром на выставке “Авангард: на телеге в XXI век” работы Н.Белянина поместили рядом с полотнами Н.Фешина.

Фешин Изба
На первом плане – работа Н.Фешина “Изба”

С 1912 года Николай Яковлевич учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его наставниками стали П.Я.Мясоедов и В.В.Беляев. Но большее влияние на будущего художника оказал Н.Н.Дубовской. Диплом академии он получил только в 1922 году, прервав учёбу из-за военного призыва на поля сражений Первой мировой войны.

В конце 1922 года мастер переехал в Москву и вступил в объединение АХРР (ассоциация художников революционной России). Белянин участвовал во всех выставках ассоциации, вплоть до её расформирования в 1932 году.
В конце 20-х годов Николай Яковлевич Белянин много ездил по Подмосковью, искал сюжеты на берегах Оки, Волги, Вятки. До войны занимался преподавательской деятельностью.

После 1945 года Белянин получил звание профессора кафедры живописи и до конца дней преподавал в Московском художественно-промышленном училище. Умер мастер в 1962 году на 74-м году жизни. Похоронен на Химкинском кладбище.

Картины Н.Я.Белянина хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в городских музеях Астрахани, Вятки, Калуги, Перми, Саратова и в других художественных музеях областных городов.

Картины Н.А.Белянина из собрания Вятского художественного музея

Творчество Николая Белянина на выставке «Авангард: на телеге в XXI век» посетители могли оценить по двум натюрмортам и двум пейзажам. Их привезли в Москву из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых.

Н.Белянин. Пейзажи
Н.Белянин. Пейзажи

Натюрморты мастера сильно пострадали при перевозке в Вятскую губернию в 1921 году, с них осыпался красочный слой. Если смотреть на подлинники, которые хранятся в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых, то по краям рамы заметны следы реставрации. Дело в том, что из четырёх представленных на выставке картин художника, три пережили серьёзную реставрацию. Их переводили на новый холст.

Н.Белянин. Натюрморт 1916
Н.Белянин. Натюрморт 1916. Вятский художественный музей им.В.М. и А.М.Васнецовых, Киров.
Н.Белянин. Натюрморт 1916-1920
Н.Белянин. Натюрморт 1916-1920. Вятский художественный музей им.В.М. и А.М.Васнецовых, Киров.

В неизменном виде остался лишь пейзаж «Дворик».

Н.Белянин. Пейзаж “Дворик”

Н.Белянин "Дворик". 1916-1919 г.г.
Н.Белянин “Дворик”. 1916-1919 г.г.

Николай Яковлевич Белянин стал приверженцем лирического пейзажа и продолжил традиции Исаака Левитана и Алексея Саврасова. Он никогда даже не пытался внести в живопись авангардистские нотки.

Н.Белянин. Пейзаж “Зимний день”

Н.Белянин. Пейзаж Зимний день.
Пейзаж “Зимний день” Вятский художественный музей им.В.М. и А.М.Васнецовых, Киров.

Замечательный пейзаж Белянина «Зимний день» написан в 1919 году. Полотно чисто импрессионистическое – пейзаж наполнен атмосферой, весь дышит морозным воздухом сумеречного зимнего дня. Передана атмосфера мимолётного взгляда, моментального впечатления от увиденного.

Николай Белянин всегда следовал академическим канонам живописи. Сначала он делал карандашный набросок. Затем художник прорабатывал этюд красками. Завершал работу в мастерской. В такой последовательности его метод очень похож на этапы работы французских художников барбизонской школы. Их можно видеть в Пушкинском музее Москвы.

Академизм в работе местера вполне объясним. Белянин изучал творчество и следовал методам предшественников – пейзажистов – Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Алексея Саврасова и, конечно, мастеров барбизонской школы.

***

Уважаемые читатели! На нашем сайте вы можете найти обзоры текущих и уже прошедших художественных выставок в московских музеях. Предложим несколько статей:

Брат Иван (коллекция живописи Ивана и Михаила Морозовых).

Щукин. Биография коллекции.

Выставка В.А.Серова.

“Мечты о свободе” (Романтизм России и Германии).

Лейденская коллекция Томаса Каплана.

Томас Гейнсборо в Москве.

Сны Сибири.

Терракотовая армия.

Выставка И.Э.Грабаря.

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь