Авторетро во Франции 2017 год – это очередная статья из серии “Старинные автомобили. Франция”. Конечно без повторов не обошлось: количество Ситроенов “Дё-Шво” и Рено 4 во Франции неиссякаемо. Однако иногда попадались и настоящие редкости. Рассказ о старинных автомобилях, увиденных во Франции в 2017 году, пойдёт по принципу: что, где, когда увидели – о том и поём. Начнём с транзитной Германии.
На немецких автобанах и ландштрассе
много древностей не наловишь. Старинные авто надо искать в хорошую погоду на видовых дорогах вдоль Рейна или в горах Гарц. Тем не менее на автобане под Берлином нам попался Фольксваген Жук с исторической регистрацией города Ютербог.
Редкое и дорогое купе Мерседес C107 70-х годов везли на лафете с венгерскими номерами. Скорее всего автомобиль возвращался к владельцу после реставрации.
Где-то под Кёльном на обратном пути увидели настоящий раритет. Это Форд Таунус 17М с заводским обозначением Р3. Художник-конструктор Уве Бансен разработал очень своеобразный дизайн кузова. В основе его композиции лежал овал. Почему-то эту концепцию назвали “Линия разума”, по немецки «Linie der Vernunft». Машина получилась весьма непривычной. Консервативные немецкие бюргеры обозвали её “ванной”. Форд Р3 выпускали недолго: с 1960 по 1964 год. Из 660 тысяч экземпляров сохранилось всего несколько сотен.
Бело-голубой двухдверный седан зарегистрирован в городке Эрфткрайс ин Бергхайм. Он принадлежит увлечённому коллекционеру, хозяину небольшого автомобильного музея.
В городке Целль на Мозеле на набережной стоял Мерседес /8 (штрих ахт) со старыми нидерландскими номерами. Ещё одно доказательство того, что голландцы ценят предметы старины и охотно на них катаются.
Авторетро во Франции. Редкости
Прекрасная Франция начала демонстрировать свои автодревности с роскошного, хотя и не самого красивого Роллс-Ройса. Нет, это не банальный Фантом VII и не пошлый нуворишский Куллинан. Это Сильвер Спур (Серебряная Шпора) 1980 года. Странно, почему фирма вдруг отказалась от традиционно “призрачного” названия. Ведь среди предшественников были “Сильвер Рейт” (серебряный призрак), “Сильвер Шэдоу” (серебряная тень), наконец “Сильвер Клауд” (серебряное облако). Возможно это название появилось по созвучию с “Сильвер Спирит” (серебряный дух). Машины появились одновременно, но Сильвер Спур немного длиннее Спирита. На заводе в Крю близ Лондона на протяжении 9 лет собрали примерно 15 тысяч “Духов” и “Шпор”. Сияющий черный лимузин встретился нам у королевской солеварни в Арк-э-Сенан. Судя по коду региона он приехал издалека.
Регион “34” – это не Волгоградская область, а департамент Эро в Окситании. Его центр Монпелье расположен на юге, как и наш Волгоград.
Перенесёмся в знаменитый Клюни. Под сенью легендарного бенедиктинского монастыря нам попался редкий фургончик Рено Эстафетт. Когда-то во Франции их было, как у нас Рафиков. Но время взяло своё. Неоднократно проехав всю Францию вдоль и поперёк я лишь дважды встретил такую машину.
Лапалис и его “пробка”
Маленький городок Лапалис знаменит легендарной дорогой Рут Насьональ 7. Это французский аналог старого Каширского шоссе. Обе дороги ведут на юг к морю. Любители старинных автомобилей специально приезжают в Лапалис, чтобы… постоять там в пробке. В пробку мы не попали – туда допускаются только автомобили до 1968 года выпуска. Дело в том, что в 1969 году вокруг Лапалис построили объездную дорогу и августовская пробка исчезла. В самом городке о “пробке” напоминают рисованные щиты в стиле французских bandes animees, то есть комиксов.
На въезде в город стоит ужасающая куча металлолома, собранная из двух ржавых развалин. Это реклама местного старьёвщика антиквара. Передок не то от довоенной СИМКА, не то от Рено, а багажник, похоже, от Аутобьянки. За точность не ручаюсь – уж больно всё страшное и ржавое.
Лапалисс оказался небогат на ретроавтомобили. Видавший виды Ситроен Диана – модернизированная версия легендарного “Дё Шво” – единственный тамошний “улов”. Регистрация у машинки местная. “03” это департамент Аллье к которому относится и Лапалисс.
Там же на глаза попалась… “Нива”. К авторетро её не причислишь, но встретить отечественную машину за тридевять земель всё же приятно.
Забегая вперёд скажу, что ещё одна Нива повстречалась нам на берегу Дордони в городке Ла-Рок-Гажак.
Авторетро во Франции. Центральный Массив
Несмотря на природные красоты и популярные курорты, Овернь считается французской глухоманью. Здесь и автомобили встречаются соответствующие. Например в курортном городке Мон Дор у истока Дордони я впервые увидел “живьём” Ситроен Мехари. Мехари по арабски означает “верблюд”. Утилитарную тележку с мотором представили в 1968 году. Пластмассовое “корыто” вместо кузова стоит на раме “Дё Шво”. Машинка оказалась довольно популярной и даже попала в фильмы о жандарме из Сен-Тропе с Луи де Фюнесом в главной роли. Автомобиль абсолютно нишевый, тем не менее за 20 лет их сделали немало – аж 145 тысяч без 47 экземпляров.
На перевале Ла Круа Моран по пути к Сен Нектеру встретился кемпер на базе Фольксвагена Т2. Такой с полным правом можно считать редкостью. Номера у него французские исторические. По ним невозможно определить место регистрации.
Безусловной удачей во время “охоты” на авторетро стал Рено 16. До этого я встречал такую машину только в Нидерландах в самой дорогой версии ТХ. В Иссуаре мне попался стандартный автомобиль выпуска до 1973 года. Фото смазанное, но уж какое есть.
Рено 16 продержался на конвейере добрых 15 лет. Однако сейчас встретить его во Франции возможно лишь по астральному стечению обстоятельств. В начале 2000-х годов автомобили тех лет пали жертвой программы утилизации. За скидку в 1000 евро множество старых Рено и Пежо отправилось в мартеновскую печь.
Иссуар преподнёс мне ещё одну редкость. Это классический американский “фулл сайз кар” рубежа 60-70-х годов – Форд Гэлакси Таун & Кантри, то есть универсал. Таким мастодонтам оставалось жить совсем немного – в 1974 году грянул топливный кризис.
Регистрация у него не петербургская, а одинцовская. “78” – это департамент Ивелин к западу от Парижа.
На горных дорожках
На узких горных дорогах Центрального Массива встречается очень мало машин. Тем интереснее было догнать древний Рено 5 второго поколения. Такие машины я уже видел в Праге и Брюсселе.
По пути всплыла настоящая картинка из прошлого. Как будто время обратилось вспять на 20-25 лет назад. В кадр попали маленький Пежо 205 и фургончик Пежо J7.
Мы проехали уже пол-Франции, а мелкие Рено и Ситроены как попрятались. Ничего, стоило нам добраться до Перигора, как всё встало на свои места. Сначала нам попался фургон Ситроен H1. Когда-то их было полным полно. Сейчас это редкость.
Городок Фижак выдал нам кучку традиционных “Дё Шво”. Парочка Ситроенов встретилась на въезде в город.
Причём второй явно принадлежит бродячему менестрелю. На передке вместо решётки красуются ноты.
Ещё один сияющий 2CV стоял на площади у собора.
Особенно понравилась наклейка на заднем стекле:
Франция не Франция без Рено 4. В том же Фижаке нам попался на глаза попсовый чёрно-розовый экземпляр.
Мы увидели ещё немало “Дё Шво” и Рено 4. Но “каждому овощу свой фрукт”.
Авторетро во Франции. Раритеты
На юго-западе Франции мне удалось значительно пополнить свою коллекцию старых вёдер автораритетов. По Каору разъезжают редчайшая Лянча Бета HPE
и Пежо 504 Фамильяль. Оба автомобиля относятся к “критическим” 60-70-м годам, попавшим в мясорубку утилизации.
Регион “46” на номерах этих машин означает не Курск, а департамент Ло.
Поблизости находится департамент Ло-э-Гаронн. Его код “47” – не путайте с Ленинградской областью. В тамошнем городке Монпазье я добавил в копилку ещё один Ситроен Мехари. На сей раз пластмассовая мыльница “открыла личико”. Выглядит корыто корытом. Но обаятельное!
В тех же краях на стоянке у одного из многочисленных замков запечатлел рестайлинговый Форд Сьерра. На вопрос: “а нафига тебе это ведро?” последует встречный вопрос: “а когда вы его последний раз видели?”. Я, например, уже не помню.
Перигор очень богат архитектурными, историческими и природными памятниками. Не случайно здесь можно встретить автотуристов из разных уголков Европы. Например кто-то из швейцарского Берна приехал на великолепном Мерседесе W111 купе середины 60-х годов.
Авторетро во Франции. Английская роскошь
Мы почувствовали её в провинциальном Сент Фуа ла Гранд, старинной бастиде Монпазье и царственном Нанси. Что общего может быть у таких разных городов? Автомобили Ягуар! Английские машины премиум-класса стояли в Сент-Фуа у гаража. Это был классический XJ 6 пятидесятилетней давности.
Там же был и более поздний XJ. Фото со вспышкой вышло не очень, но без неё получилось ещё хуже.
Добавим Мини. Машина совсем не буржуазная, но тоже английская.
Следующая встреча произошла в Монпазье. Там перед нами предстал (иначе и не скажешь) Ягуар Мк II. Этот породистый английский автомобиль выпускали в с 1959 по 1969 годы. В 1968 году провели рестайлинг: вместо Mk II появились Ягуар 240 и 340. Однако вскоре производство устаревшей модели свернули окончательно. Всего изготовили примерно 91 тысячу Ягуаров, из них около 7300 рестайлинговых. Большинство Ягуаров этой модели сделаны для стран с левосторонним движением. Так что экземпляр на фото с левым рулём имеет двойную ценность. Эта машина приехала из соседнего департамента Жиронда (регион 33) со столицей в Бордо.
Последний Ягуар XJ 12 конца 70-х годов мы встретили в Нанси, столице Лотарингии. Об этом красноречиво заявляет код региона “54”. Как вы уже догадались, это отнюдь не Новосибирск.
Всего понемножку
В Сент-Фуа рядом с Ягуарами стояли Порше 911 и поздний Рено 12. Порше приехал из Бордо, а Рено не с Байконура, а из Альби – центра департамента Тарн.
Тем же вечером в районе социального жилья я наткнулся на Рено 9. Казалось бы этот заурядный недорогой седан не представляет ни малейшего интереса. Однако они напрочь исчезли с европейских дорог.
Также, как их конкурент Пежо 305. Я догнал такой на подъезде к очаровательному городку Сарла.
Обе машины зарегистрированы в Красноярском крае департаменте Дордонь с центром в Перигё.
Там же живёт брутальная Тойота Ленд Крузер 40. Это не средство демонстрации своего казнокрадства превосходства, как в РФ, а настоящий вездеход для лазанья по окрестным горам.
В Перигоре я в очередной раз наткнулся на Пежо 203. Это такая французская “Победа” с выступающими крыльями. Её начали выпускать на 2 года позже “Победы” в 1948 году и завершили производство в 1960. Вот только “Победа” в СССР была номенклатурной машиной или такси. И сделали их чуть больше 240 тысяч. Пежо 203 была не самой дешёвой, но и не самой роскошной на французском рынке. Изготовили их вдвое больше, чем “Побед” – около полумиллиона машин. Возможно поэтому я натыкаюсь на них в каждом французском путешествии.
Гости из Нормандии
Перед тем, как вернуться к дорогим и бесконечно любимым Ситроенам 2CV, обращу ваше внимание на настоящие коллекционные автомобили. В их числе оказался Форд А 1932 года. Генри Форд наделал их столько, что даже 90 лет спустя в мире сохранились машины на ходу. Они попадались нам в Чехии, Бельгии, а теперь и во Франции.
Рядом с ним стояли 2 MG разных поколений. Это типичные английские спортивные родстеры. ЭмДжи расшифровывается как Моррис Гараж. Машины с таким названием начали производить ещё до войны. Ярко красный MG TD – это первая послевоенная машина фирмы. Их выпускали всего 5 лет с 1947 по 1955 год и сделали чуть меньше 30 тысяч штук. MG TD – действительно редкий автомобиль.
MG B (ЭмДжи Би) появился спустя 10 лет после окончания производства MG TD. Предполагалось, что его будут производить 8 лет. Однако MG B побил все рекорды. За 20 лет изготовили больше полумиллиона таких машин. Большинство из них ушло в США. Однако в Западной Европе этот спортивный автомобиль всё же встречается. Мне доводилось видеть их в Бельгии и Франции. Белый двухместный родстер относится к 60-м годам прошлого века.
Все три автомобиля зарегистрированы в регионе “76”. Это не Ярославская область, а департамент Сен Маритим (Сена Приморская) в Нормандии. То есть эти древности приехали в Перигор через всю страну своим ходом.
Авторетро во Франции. Бешеные табуретки
Под ними я подразумеваю вездесущие “Дё Шво” и Рено 4. Стоило нашему путешествию перевалить за половину, как эти автомобильчики посыпались будто из рога изобилия. В деревне Кареннак за 10 минут мимо нас пронеслись аж три бешеных табуретки.
Куда бы мы не поехали, везде оказывались или “Дё Шво”, или Рено 4. В Ла-Рок-Гажак
В Монпазье
На авторуте под Лиможем. Номера 87 как раз соответствуют департаменту Верхняя Вьенна.
В Бургундии
Английский Мини со стоянки в Нанси тоже можно отнести к “бешеным табуреткам”.
Французские “каблучки” – это отдельная тема. Фермеры, торговцы, ремесленники до сих пор используют Рено 4 фургонетт. Ярко красный в одиночестве скучал на верхней улочке в Ла-Рок-Гажак.
Серый мы обогнали где-то под Лиможем.
Ситроен 2 CV фургонетт просто создан для сборщиков трюфелей. По Питеру Мейлу в таких фургонах возят свиней, натасканных на поиск деликатесных грибов.
Ситроен GS
На обратном пути к немецкой границе в первый и единственный раз я увидел редчайший Ситроен GS Break (читается ЖС Брик). В конце 60-х годов инженеры Ситроена решили заполнить паузу между 2CV и его производными Диана и Ами 6 с одной стороны и роскошным Ситроен DS с другой. Ситроен GS должен был стать весьма комфортным и относительно недорогим.
GS отличал авангардный дизайн и очень низкий для того времени коэффициент сопротивления воздуха Сх – всего 0,36. Для сравнения у ВАЗ 2101 коэффициент Сх составляет 0,52. Ситроены GS производили 10 лет с 1970 по 1980 год. Модернизированный GSA в кузове хетчбэк строили ещё 6 лет. Ситроен GS производили не только во Франции, но и в Испании ЮАР, Чили, Югославии и Индонезии. Всего изготовили почти 2,5 миллиона экземпляров. Другое дело, что сейчас их почти невозможно найти “живьём”. Машина из Западной Бургундии (департамент Ньевр, регион 58) относится к раннему выпуску. То есть этому Ситроену не меньше 40 лет.
Авторетро во Франции. Военные грузовики
В овернской глуши где-то под Рьом-э-Монтань на обочине гниёт армейский грузовик времён войны в Алжире. Он уже давно снят с регистрации. Марку определить не удалось.
Я специально остановился на просёлке во французской глухомани, когда увидел вот это.
При детальном рассмотрении оказалось, что некий любитель военной техники собрал у себя старый М35 компании REO (R.E.Olds), военный тягач Берлье и армейский Мак. Все машины зарегистрированы – у первых двух исторические номера. а у Мака обычный департамента Дордонь.
Тот же коллекционер держит на приусадебном участке военную пожарную машину Шевроле G 7100. Похоже, что она уцелела с конца войны.
Я не особый знаток и любитель военной техники, но раз уж попались, то пусть будут. Жду не дождусь возможности вновь покататься по французской глубинке. Авось ещё что-нибудь нарою.