В коллекции Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» хранится интересный образ Божией Матери Боголюбской. Выполнили его в иконописном центре Мстёра Владимирской губернии в середине XIX столетия.
Агиосоритисса
По иконографическому типу Боголюбский образ относится к «Агиосоритиссе». Сложное понятие происходит от греческих слов Ἁγία Σορό – Агиа Сорос – названия святой раки при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе. В Халкопратийской церкви хранились пояс, риза и молоко Пресвятой Богородицы. На месте церкви сейчас стоит гостиница Зейнеп Султан в Стамбуле. Судьба реликвий после завоевания Константинополя турками в 1453 году весьма туманна. Местонахождение пояса Девы Марии или его частиц упоминается в нескольких храмах Франции, Италии, Грузии, Греции, Москвы (храм Ильи Обыденного) и Санкт-Петербурга (Казанский собор).
А до 1453 года в Халкопратийской церкви находилась святая рака, Агиа Сорос, где и хранились святые реликвии. Особую иконографию Богородицы назвали Агиосортиссой. Агиосоритиссу изображают без младенца в полный рост с руками, поднятыми перед грудью, обычно в трёх-четвертном развороте.
К типу Агиосоритисса относится также икона Богородицы из Деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Возможно, образ написал Феофан Грек в конце XIV — начале XV века.
В музее древнерусской живописи им. Андрея Рублёва хранится деисусная икона Богородицы начала XV века из Твери. На тверской иконе изображение Девы Марии поясное. Другие древние Агиосоритиссы находятся в Риме (Божия Матерь Эдесская хранится в церкви святого Алексия) и в Черногории (Филермская икона Божией Матери) в Цетинском монастыре.
Иконы – сюжеты и символика: древнерусская живопись в Третьяковской галерее.
***
Самая древняя Агиосоритисса появилась на Руси в середине XII века. Этот образ именуют Боголюбским.
Боголюбская икона Божией Матери
Боголюбская икона Божией Матери – древнейший русский образ подобной иконографии. Назвали его по имени князя Андрея Боголюбского. По преданию, князь Андрей Боголюбский заказал икону для собора Рождества Богородицы Боголюбова монастыря близ Владимира в память о чудесном событии. В 1157 году Божия Матерь явилась князю в видении. Преподобный князь Андрей Боголюбский заказал образ и повелел изобразить Деву Марию так, как увидел Её, в молении перед Спасителем.
Та самая древняя икона уцелела и теперь хранится в музее Владимира в отдельном зале. В нём мы и сделали фотографию этого домонгольского образа.
Образ Боголюбской иконы Божией Матери из Мстёры
Как и на подлинной иконе XII столетия, на мстёрской иконе XIX века Спаситель изображен в правом верхнем углу. Свиток в руках Божией Матери стали писать гораздо позже.
За спиной Пречистой девы написан овальный медальон с изображением креста. Деталь напоминает о посещении монастыря в Боголюбово царём Фёдором Алексеевичем в последней трети XVII века. Молодой государь в знак особого почитания иконы, приложил к святыне свой наперсный крест. Его отпечаток часто изображают на поздних иконах.
В верхнее поле иконы поместили Деисус с образами Спасителя, Божией Матери по его правую руку (одесную), Иоанна Крестителя ошую, по левую. В верхних углах иконы Боголюбская видны крылатые архангелы.
Боголюбский Рождественский монастырь на иконе XIX века
Интересна композиция Боголюбского Рождественского монастыря, его панораму поместили у ног Богородицы. Здесь мы видим поздние постройки монастыря, таким он был на момент написания иконы.
Здесь и Богородице-Рождественский собор 1751 года с древним переходом XII века и башней, в которой, по преданию, бояре Кучковичи убили князя Андрея Боголюбского.
Собор в честь Боголюбской иконы Богоматери появился в монастыре в 1855-1866 годах.
Включение собора в композицию иконы помогло датировать мстёрский образ Боголюбской иконы концом XIX века.
Отдельно от монастыря за спиной Богородицы видим домонгольскую церковь Покрова на Нерли.
Сейчас она выглядит совсем по-другому.
Мстёра. Иконописные традиции
Владимирская икона Агиосоритиссы – Боголюбской иконы Божией Матери – яркий образец творчества иконописцев Мстёры. Мстёрские мастера любили дополнять иконы миниатюрными пейзажами. В образ Боголюбской иконы включили небольшой лесок, излучину реки. Через реку у ног Богородицы перекинут небольшой мосток, как бы приглашая Деву Марию перешагнуть речушку Нерль и войти в святую обитель.
Трогательны и бытовые детали композиции. Среди каменных строений монастыря на первом плане мастер написал деревянный воротный колодец. А за стенами монастыря у реки в правом нижнем углу доски монахини развесили бельё на просушку.
На поля иконы поместили избранных святых. Слева видим апостола Павла, а справа представлен преподобный Андроник Московский.
Икона заказная и заказчик пожелал видеть на полях именно этих святых.
Познакомиться с коллекцией русских икон можно в Третьяковской галерее. Музей предлагает отдельную экскурсию по экспозиции с иконами, то есть по шести залам древнерусской живописи.
Иконы – сюжеты и символика: древнерусская живопись в Третьяковской галерее.
***
Наши статьи в помощь путешественникам
Где лучше купить билет в Эрмитаж.
Что посмотреть в Третьяковской галерее.
Экскурсии в храм Христа Спасителя в Москве.
Экскурсии по Новодевичьему кладбищу в Москве.
Об иконе “Лабиринт духовный”, который тоже экспонируется в музее Нового Иерусалима мы рассказали в отдельной статье.