Выставка В.А.Серова

В Третьяковской галерее на Крымском валу проходит выставка Валентина Александровича Серова.

Открылась она 7 октября, но я не спешила посетить её. Знала, что в рамках переаккредитации гидов в обучение включена экскурсия по экспозиции выставки В.А.Серова. Одно дело самой бродить по музею или слушать аудио-гид. Совсем другое — наслаждаться не только картинами великого мастера рубежа веков, но и слушать рассказ увлечённого искусствоведа. В этот раз мне несказанно повезло — я попала в группу, которую вела Валентина Моисеевна Бялик.
Выставка В.А.Серова приурочена к его 150-летию. Хоть творчество художника довольно полно представлено у нас в ГТГ, но всё богатство таланта мастера можно оценить лишь на выставке, где собраны почти все сохранившиеся работы. Экспозиция потрясающая! (Как и все персональные выставки Третьковки). Жанровый диапазон картин художника необычайно широк. В.А.Серов писал и исторические картины, и пейзажи, и театральные декорации, работал в технике офорта. Но в первую очередь, В.А.Серов — блестящий портретист. Он создал великолепную галерею портретов современников, а глубина характеристик его героев может поспорить с произведениями Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Конечно, сравнение не совсем корректное, живопись и литература — совершенно разные ипостаси искусства, но тем не менее…
К концу XIX — началу XX века В.А.Серов стал первым портретистом Российской империи. Не только знать, но и императорская семья предпочитала заказывать портреты именно у Валентина Александровича. В этой связи показателен следующий случай. Известно, что учителем В.А.Серова был И.Е.Репин. В пору ученичества Серов написал портрет С.М.Драгомировой, дочери генерала, командующего киевским военным округом. Портрет заказали Репину, но Серов тоже решил написать подобную картину.

В.А.Серов Портрет С.М.Драгомировой
В.А.Серов Портрет С.М.Драгомировой, 1889 г. Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань.

Оба портрета висели в доме Драгомирова в одном помещении.

И.Е.Репин Портрет С.М.Драгомировой
И.Е.Репин Портрет С.М.Драгомировой, Государственный Русский музей

Репин был чрезвычайно популярен. В дом к Драгомирову приходили поклонники его творчества и спрашивали:
— Где, где у Вас хранится картина работы Репина?
Хозяин указывал на портрет кисти прославленного мастера. Затем гости, обычно, переводили взгляд на другой портрет и спрашивали:
— А это кто писал?
— Да это так, ученик. Серов. — отмахивался хозяин.
Когда через несколько лет взошла звезда В.А.Серова, то уже его почитатели приходили в дом к Михаилу Ивановичу Драгомирову и требовали показать картину мастера. Генерал гордо указывал на портрет дочери. Затем посетители замечали портрет работы И.Е.Репина и интересовались:
— А этот портрет кто выполнил?
— Ну, это так, Репин, — небрежно отвечал Драгомиров.
Напомним, что сейчас портрет работы Репина хранится в Русском музее, а картина В.А.Серова — в Казани, в музее изобразительных искусств Татарстана.
Валентин Александрович был чрезвычайно требователен к своим моделям и смел указывать им туалеты, позы, аксессуары. Выбирал, с кем будет работать, а кому может отказать. Он перестал писать портреты царской семьи после того, как Александра Фёдоровна дерзнула указать мастеру как писать. Валентин Александрович протянул императрице кисть и сказал:
— Берите и пишите.
Хотя, на самом деле, всё было гораздо сложнее и если Серов и отказал царскому дому из-за вмешательства Её Величества в его работу, то это послужило лишь поводом для разрыва отношений.
Княгиня Ольга Орлова славилась в свете умением носить туалеты. Но ей ужасно не нравилось собственное изображение в шляпе, которая никак не подходила её наряду. Она возражала и спорила с Серовым. Но Валентин Александрович отрезал:
— Либо в шляпе, либо никак!
Орловой пришлось согласиться.

В.А.Серов. Портрет О.М.Орловой,
В.А.Серов. Портрет О.М.Орловой, 1911 г. Государственный Русский музей

Поведение купца Абрикосова оскорбило В.А. Серова. Богатый промышленник позировал художнику, а когда наступало время обеда, удалялся в столовую, откуда доносился запах еды, звенела посуда. После трапезы основатель кондитерской фабрики в Москве, Алексей Иванович Абрикосов возвращался и работа возобновлялась.

Когда Серов закончил картину, он написал Абрикосову письмо примерно такого содержания:
«Когда я писал портреты простых людей, то они всегда накрывали для меня стол на кухне. Когда я работал в домах знатных людей, меня приглашали к обеду, угощали, за столом мы беседовали, что помогало мне лучше узнать модель. Но оставить художника голодным — так со мной не поступал никто». Мастер запечатал письмо и отослал заказчику вместе с холстом.

В.А.Серов. Портрет А.И.Абрикосова
В.А.Серов. Портрет А.И.Абрикосова. Государственный исторический музей

Свою двоюродную сестру, Машеньку Симонович, в замужестве Львову, Валентин Александрович писал неоднократно. Существуют два её портрета. Один находится в постоянной экспозиции ГТГ, это знаменитая «Девушка, освещённая солнцем». Портрет написан в 1888 году.

В.А.Серов “Девушка, освещённая солнцем”
В.А.Серов “Девушка, освещённая солнцем”, 1888 г., Государственная Третьяковская галерея

Через 7 лет, в 1895 году мастер напишет другой портрет кузины, когда она уже была замужем за Львовым.

В.А.Серов. Портрет М.Я.Львовой
В.А.Серов. Портрет М.Я.Львовой, 1895 г. Музей Орсе, Париж

Этой работы в России нет. Она приехала на выставку из Парижа, из музея Орсе.
Когда стало известно, что семья Львовых готова расстаться с шедевром и размышляет о его дальнейшей судьбе, ГТГ обратилась к обладателям портрета с предложением о покупке, надеясь, что Львовы подарят картину музею. Но семья распорядилась по другому. Они подарили картину музею Орсе, рассудив, что Валентин Александрович достоин быть представленным в прославленном парижском собрании.

Ещё одна картина -«гостья» приехала на выставку из Копенгагена, из Офицерского фонда королевской лейб-гвардии. Портрет Александра III считался утраченным, но в середине XX века счастливо нашёлся в королевском музее Дании.

В.А.Серов Портрет Александра III
В.А.Серов Портрет Александра III, 1899 г., Офицерский фонд королевской лейб-гвардии, г.Копенгаген

Сам портрет императора написан по памяти, в 1899 году, когда Александра Александровича уже не было в живых. А вот дворец в Копенгагене Серов писал с натуры, он посещал этот город.

В.А.Серов прожил недолгую жизнь. Он умер в 46 лет. Последней его работой стал подготовительный эскиз к портрету княгини П.И.Щербатовой.

Валентин Александрович всегда был пунктуален и никогда не опаздывал. В доме Щербатовых его ждали на очередной сеанс, художник должен был начать работу красками, о чём объявил накануне. В 10 утра Полина Ивановна полностью оделась и была готова позировать. В доме уже начали недоумевать, когда раздался телефонный звонок. В трубке раздался дрожащий голос сына В.А.Серова:
— Папа очень извиняется, но он не придёт, потому что он… умер…
Щербатовы не сочли удобным держать неоконченный портрет у себя. Они заказали табличку, в которой говорилось, что это последняя работа В.А.Серова, прикрепили её на эскиз и подарили Государственной Третьяковской галерее.

В.А.Серов. Портрет П.И.Щербатовой
В.А.Серов. Портрет П.И.Щербатовой, 1911 г. Государственная Третьяковская галерея

Я рассказала лишь о нескольких работах, представленных на выставке В.А.Серова в новом здании Третьяковки на Крымском валу. Экспозиция представлена на трёх этажах и позволяет проследить все этапы творчества великого русского художника рубежа веков.

Ещё раз напомню, что выставка В.А.Серова продлится до 24 января 2016 года. Посетителей на выставке очень много. Я пришла к 10.40 буднего дня, когда в дверях уже скопилась небольшая очередь — на входе установлена единственная рамка металлоискателя, сотрудник службы охраны не успевает быстро пропускать всех желающих. Около 14 часов очередь стояла уже на улице.
В залах людно, экскурсоводы проводят экскурсии, к любой можно присоединиться и послушать. Также специально для выставки подготовлены аудиогиды.
Билет на выставку стоит 400 рублей, для льготных категорий граждан — 150 рублей, для школьников и студентов до 18 лет вход свободный.
Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника. Начало работы — с 10.00. По вторникам и средам музей работает до 18 часов (кассы открыты до 17 часов). По четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям выставка открыта до 21.00 часа, (кассы открыты до 20.00 часов).

P.S. для гидов-переводчиков г.Москвы.
На выставке я получила необыкновенное эстетическое наслаждение. Оно усилилось рассказом В.М.Бялик. Впрочем, если бы я слушала Л.В.Головину или Е.Г.Середнякову или даже Н.А.Богданову, получила бы не меньшее удовольствие. Кстати, Н.А.Богданова в наших гидовских кругах не пользуется большой популярностью. Возлюбленная Валентина Моисеевна очень высоко о ней отозвалась, сказала, что методиста такого высочайшего уровня в ГТГ ещё не было. А вот обожаемая Головина и любимая Середнякова не удостоились похвалы. Следующий раз специально пойду Богданову слушать, Бялик плохого не посоветует. Наверное, не все слушатели дотягивают до уровня Натальи Аполлоновны. В общем, неча на Богданову пенять, коль умишко слабоват.

Напомним читателям, что по вашему заказу мы проведём индивидуальную (количество экскурсантов не более 4-х) экскурсию в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Подробности по ссылке.
Приглашаем на другие авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Экскурсия в Новодевичий монастырь

TEXT.RU - 100.00%

Комментарии 4

  • Очень интересный рассказ о моём любимом художнике! Большое спасибо! Получила удовольствие! С НОВЫМ 2016-М ГОДОМ!

    • Елена, спасибо за поздравления! Пусть Новый год исполнит Ваши самые смелые желания!

  • Как интересно. А я бы и не подумала, что «Девушка, освещённая солнцем» и портрет Львовой — это портреты одного и того же человека. Надо же, как изменилась девушка, а вот руки держит одинаково.
    Татьяна Вы написали, что выставка продлится до 24 января 2026 года. 26 это не опечатка?

Слово молвить