Вологда. часть 2

«Ты различишь домов тяжелый ряд,
И башни, и зубцы бойниц его суровых,
И темные сады за камнями оград,
И стены гордые твердынь многовековых…»

А.Блок

От Ферапонтово до Кириллова чуть больше 15 км, но Кирилло-Белозерский монастырь — это просто другой мир. По масштабам, мощи крепостных сооружений и обилию памятников он вполне сопоставим с московским Кремлем, если не превосходит его. Однако и суеты вокруг больше 🙁 Стоянка перед воротами забита транспортом, машины припаркованы везде, где можно и нельзя, в том числе у подножия могучей Ферапонтовской башни.
Эта башня относится к укреплениям т.н.»Нового города», возведенного на средства царя Алексея Михайловича и боярина Бориса Морозова ,скрывавшегося в монастыре от московского восстания 1648 г. Алексей Михайлович требовал от настоятеля, чтобы боярина от «всяческого дурна оберегали», а коли не сберегут, «быть монастырю в великой опале и ссылке». В 1653 г. началось строительство крепости по плану «дворянина Онтона Грановского», бывшего на самом деле французским искателем приключений и авантюристом Жаном де Гроном, перекрестившимся в православие. Но монахам не понравилась западноевропейская крепость с бастионами, куртинами и валами и они били челом Государю об изменении плана. В итоге стройку поручили «горододельцу» Кириллу Серкову, и закончилась она только к 1680 г.
Однако я сильно забежал вперед. Вероятно, стоит вернуться в 1397 г., когда Кирилл и Ферапонт, странствуя по Белозерью, поднялись на гору Мауру и узрели прекрасные дали. В отличие от Ферапонта, выбравшего «место гладкое и пространное», Кирилл ищет место уединенное, «тесное, жесткое и безмолвное». Нашел он таковое на пригорке у Сиверского озера , где поставил деревянный крест, а позже часовню.
Рядом он выкопал себе землянку.
В XIX в над часовней и землянкой Кирилла возвели кирпичные футляры-укрытия.
Первоначальную деревянную Успенскую церковь построила при Кирилле пришедшая в монастырь «сама собою» артель плотников. Сто лет спустя на месте деревянного храма был возведен каменный Успенский собор. Рядом с собором стоят храмы Епифания Кипрского и св.Владимира. Последний поставлен на могиле князя и воеводы В.И.Воротынского, сосланного на Белоозеро Иваном Грозным. История отношений Государя и нелюбимого им воеводы достойна авантюрного романа. Иван Грозный, нуждаясь в полководческих способностях воеводы, позже возвратит его из ссылки. Именно князь Воротынский победит орду крымского хана Девлет-Гирея в битве при Молодях, но затем, обвиненный Иваном Грозным в чародействе с целью извести Государя, будет казнён по царскому приказу. После гибели мужа на плахе, вдова упросила белозерских монахов похоронить Воротынского в обители. На ее вклад и была возведена церковь,что вызвало государев гнев. «Не бояре у вас, а вы у них постриглися» — писал Иван Грозный и продолжал: «А вы се над Воротыньским церковь есте поставили! Оно над Воротыньским церковь, а над чюдотворцем нет…»
Сам Государь неоднократно бывал в обители, полагая, что своим рождением обязан молитвам Кирилловской братии. Еще в честь его рождения за монастырем, рядом с первоначальной кельей Кирилла был возведен собор Иоанна Предтечи, а позже Иван Грозный жертвует монастырю 28 тысяч рублей и выражает желание принять постриг именно в этой обители, что и было осуществлено перед смертью Государя.
Впоследствии вокруг этого храма обособился Малый или Горний Ивановский монастырь, его даже отделили стеной от Успенского.
Ближняя Котельная башня относится к Ивановскому монастырю, а дальняя Свиточная башня и храмы — к Успенскому.
В Успенский монастырь можно попасть, пройдя от ворот Нового города мимо казенной палаты и виднеющейся вдали Большой Мереженной башни…

к Святым воротам с надстроенной над ними церковью Иоанна Лествичника 1572 г. Мы вошли во двор, обернулись на Иоанновскую церковь и в этот момент ненадолго выглянуло солнце.

Хмурое северное небо прекрасно подходит к суровому облику монастыря.
В комплексе  храмов XVI-XVII вв особое впечатление производит шестиярусная звонница. Огромный восьмерик опираются на могучий четверик, прорезанный четырьмя рядами окошек, совсем крохотных по сравнению с арками звона.

Пройдя под звонницей, оказываешься у надвратной Преображенской церкови 1595 г., стоящей в окружении поварен и келарской палаты. В церкви уцелел древний тябловый иконостас, но платить 200 р за фото задушила жаба.

Примерно в то же время была построена Кирилловская церковь, на отсутствие которой пенял братии Иван Грозный. Она примкнула к Успенскому собору с запада. Нынешняя церковь Кирилла Белозерского относится к последним годам царствования Екатерины II(1792-94 гг.) В ней находится рака с мощами Кирилла (а её серебряная вызолоченная крышка находится в Москве, в Оружейной палате)

В северо-западном углу монастыря стоит шатровая  церковь св. Евфимия, возведенная незадолго до запрета Никона на возведение подобных храмов. Кстати, после 10-летнего пребывания в Ферапонтовом монастыре опального патриарха-расстригу перевели в Кириллов, сочтя условия заточения в Ферапонтово слишком вольготными. Здесь он и пребывал вплоть до снятия опалы Государем Федором Алексеевичем в 1681 г.
Внутри Нового города когда-то существовал острог. В   пределах бывшего острога на глаза вновь попался «вертоград процветший».
В самом Новом городе пусто, могучие стены окружают цветущий луг. Стены невероятно мощны, их высота 10 м,а ширина — 7. На стенах устроена 2-хуровневая боевая площадка, подняться  на которую можно через виднеющуюся вдали Вологодскую башню.

Особенно хороши виды монастыря с Сиверского озера. Большинство фотографий монастыря сделано с  юго-запада. А наша панорамя снята с северо-востока. Над монастырем сгустились тучи, начался дождь. Стены и башни обители-крепости стали особенно суровыми.
Из Кириллова наш путь лежал на северную окраину Вологды, в урочище Прилуки, к ещё одному форпосту северной Руси: Спасо-Прилуцкому монастырю.

Эта обитель была основана Дмитрием Прилуцким в 1371 г. Он выбрал место в излучине — по старинному «луке» — реки Вологды. Отсюда и происходит название обители. Ранним пасмурным утром мы оказались у ворот, на которых висело неприятное предупреждение: «Фото и видеосъемка не благословляются». Ну что поделаешь: пришлось  отправились вдоль монастырских стен, надеясь заснять хоть что-то.
Сами стены с башнями возведены после лихолетья Смутного времени, когда монастырь неоднократно страдал от «литовских воровских людей». Не удержусь от цитаты: «Лета 7164 Августа в 1 день сделан сей град около Прилуцкого монастыря…монастырской казною.» На фото видна восточная башня, традиционно раскрашенная разными цветами.
Памятуя о запрете на фото в стенах обители, сделал снимок снаружи со стороны р.Вологды, на котором поместилась большая часть ансамбля: колокольня, собор, церковь Введения с трапезной и деревянная Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря.
Пройдя в монастырь удалось весьма удачно присоединиться к паломникам, которым проводил экскурсию монах монастыря. Конечно, это была скорее беседа о вечном, перемежавшаяся рассказом о местных подвижниках и стихами Константина Батюшкова. Поразило умение монаха облекать мысли и факты в устную речь. Да, зря у нас в школах отменена риторика: люди совсем говорить разучились. У монаха было испрошено разрешение на фото, хотя и с некоторым сомнением в результатах. Ответ был доброжелательный и положительный: да снимайте, пожалуйста. Так что почти все последующие картинки сделаны с его благословения.
Великолепен старинный, времен семибоярщины Спасский собор (1537-42 гг.) Для его скорейшего возведения монастырские села были освобождены от всяческих податей. Внутри собор никогда не был расписан, зато в нем находилась икона Дмитрия Прилуцкого с житием письма самого Дионисия. (в настоящее время в ГТГ)

По северному обычаю крытые галереи соединяют собор с трапезной, настоятельскими покоями и церковью Введения во Храм.
Очень хороша монастырская колокольня, возведенная при Алексее Михайловиче и перестроенная при Анне Иоанновне.

Есть в монастыре и еще одна звонница, поставленная на стене рядом с надвратной церковью Федора Стратилата, позже переосвященной в Вознесенскую. Это древнейшая часть монастырской стены,возведённая в конце XVI в. А вот звонницу добавили позже: в 1729-30 гг.Однако возвели её в лучших традициях древнерусского зодчества.
На монастырском погосте похоронен Константин Батюшков,один из поэтических учителей Пушкина.

Поблизости на монастырском погосте стоит Екатерининская церковь-усыпальница, построенная местным помещиком В.Волоцким.

Великолепный деревянный шатер на втором плане — это Успенская церковь Александро-Куштского монастыря, основанного в 1420 г. и сгоревшего в 1519г. Стало быть Успенский храм относится к 1519 или 1520 г.,поскольку построен был вскоре после пожара. Вероятно это древнейшая шатровая церковь, уцелевшая до наших дней.
В начале XIX в.был возведен новый братский корпус с довольно заурядным домовым храмом Всех святых. Щелкнул его для коллекции: пусть будет.

Напоследок привлекли внимание кони. Они паслись на лужайке прямо перед воротами монастыря. Упустить такую нетипичную для горожанина картинку я не смог 🙂
Из Прилук мы двинулись в город. Батюшка, рассказавший нам о монастыре, поехал с нами. Продолжение в рассказе «Вологда. Часть 3»

Вологда. Часть 1

Вологда. Часть 2

Вологда. Часть 3

Вологда. Часть 4

Вологда. Часть 5

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • Какое же чувство необычное возникает даже при взгляде на фотографии старинных наших монастырей да и не только их. Веет от всего покоем и надежностью. Если не нарушат этих впечатлений некие современные обстоятельства, назовем их так, столько русского духа в себя вберешь, силушки родной земли. Такие чувства потом переполняют. Хочется все эти ощущения сохранить подольше, холить и лелеять их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *