Музей завода Фольксваген в Вольфсбурге 1

Из 20 лет моего водительского стажа большую часть времени я езжу на машинах VAG (Фольксваген-Ауди Груп) и испытываю к ним весьма тёплые чувства. Возвращаясь из путешествия «На край света», мы с женой и нашим верным Гольфом-6 в очередной раз оказались на автобане №2 неподалёку от Вольфсбурга. Погода стояла пасмурная, спешить нам было некуда и мы решили побывать на родине нашей машинки.

Вольфсбург разительно отличается от любимых нами «пряничных» немецких городков. Широкие магистрали, заводские корпуса, стандартная послевоенная застройка — глазу зацепиться не за что. Говорят, что в Вольфсбурге есть замок, но мы его не видели. Зато щёлкнули из машины статую волка — ведь Вольфсбург по немецки означает Волчья крепость.

Волчик вышел так себе. Объектив сфокусировался на фасаде здания на втором плане.

Мы приехали в Вольфсбург ради музея завода Фольксваген.

Ангар весьма заурядного вида заключает в себе замечательную коллекцию Фольксвагенов, среди которых преобладают знаменитые «Жуки».
Казалось бы, весь интернет полон сведениями о VW, но большинство сайтов переписывают одно и то же. Я же попытаюсь вспомнить давным-давно прочитанное и дополню информацией с музейных табличек.
История Фольксвагена начиналась довольно мрачно. В 1934 году небезызвестный Адольф Шикльгрубер поставил задачу создать немецкий «народный автомобиль». Фюрер остановил свой выбор на разработках гениального инженера Фердинанда Порше. Прототипы, построенные Порше, честно откатали по 50 тыс. км без поломок. Испытания проводил «Германский Трудовой Фронт», а окончательное решение принимали… эсэсовцы. Затем была объявлена подписка на будущий «народный автомобиль» (Volkswagen по немецки). Вождь «Трудового фронта» Альберт Лей обещал немецким рабочим, что цена новой машины составит 750 рейхсмарок. В 1937 году была основана компания «Дойче Фольксвагенс ГмбХ». Строительство завода началось в мае 1938 года на средства, добровольно, а иногда и «добровольно-принудительно» собранные нацистской организацией KdF. Аббревиатура означала лозунг Kraft durch Freude, т.е. «Сила через Радость». Нацисты хотели дать германскому народу собственный автомобиль — радость, чтобы превратить его в моторизованную армию — силу. На торжественной церемонии закладки предприятия фюрер назвал будущий народный автомобиль KdF Wagen. Завод строили в чистом поле недалеко от Фаллерслебена. В лучших традициях тоталитарных режимов город рядом с заводом назвали KdF-Stadt.
Завод построили накануне II Мировой войны. Однако при нацистах сделали лишь несколько десятков гражданских KdF. Они достались отнюдь не тем, кто отдал за них свои кровные рейхсмарки. Завод перепрофилировали для выпуска военной техники, в первую очередь штабного автомобиля KdF 82, получившего кличку «Кюбельваген» — автомобиль-лоханка. Эти автомобили постоянно мелькают в советских военных фильмах 60-70 годов прошлого века.

Во время войны на заводе производили и более редкий Швиммваген тип 166 — армейскую амфибию.

В 1944 году американская авиация разбомбила завод в КдФ-Штадте, а через несколько месяцев городок, переименованный в Вольфсбург по соседнему замку, оказался в английской зоне оккупации. Майор Айвен Хирст представил машину министерству обороны Британии. Генералам Её Величества Фольксваген понравился и завод получил заказ на 20 тысяч автомобилей. Но сделать удалось лишь 1875 штук. Для нужд оккупационных властей изготовили несколько «коммандервагенов»: кузов KdF, установленный на полноприводном шасси Швиммвагена. Эта машина появилась ещё в 1943 году и использовалась в том числе в африканском корпусе генерала Роммеля. Экземпляр, стоящий в музее, сделали в 1946 году при Айвене Хирсте.

Последний предлагал перевести оборудование завода и наладить выпуск Фольксвагенов в Англии, но этому воспротивился глава промышленной комиссии лорд Рутс, один из владельцев концерна, производившего автомобили «Хиллмен», «Хамбер», «Сингер» и «Санбим». (А-ууу, кто-нибудь помнит эти марки? 🙂 )

«Эта машина не отвечает основным техническим требованиям, которые предъявляются к легковым автомобилям. Что о внешнем виде и эксплуатационных характеристиках – они однозначно не подходят для рядового потребителя Англии. Запуск этого автомобиля в серийное производство экономически нецелесообразен».

В 1947 году в Ганновере состоялась первая послевоенная торгово-промышленная ярмарка. Она стала дебютом «Фольксвагена» как вполне мирной гражданской машины. Первые заказы поступили из Нидерландов — страны, пострадавшей от гитлеровской оккупации, затем интерес проявили Швейцария и Швеция, следом Бельгия. Автомобиль получил прозвище «Жук» за непривычную форму кузова и лупоглазые фары. Моторчик по нынешним меркам был совсем слабеньким: оппозитный, воздушного охлаждения мощностью всего лишь 25 (позже 30) л.с. Приборная доска поразила бы современных пользователей своим аскетизмом: один-единственный прибор, пара-тройка контрольных лампочек и несколько бакелитовых манеток. Зато рядом со спидометром прикреплена фарфоровая вазочка для свежих цветов.

Через год английские оккупационные власти передали завод в Вольфсбурге немецкой гражданской администрации. Директором завода назначили Генриха Нордхоффа, опытного инженера, не запятнавшего себя связями с нацистами. Создатель Фольксвагена Фердинанд Порше в это время находился в тюрьме, как пособник преступлений гитлеровцев, а его машинка начала «завоёвывать» мир. В музее есть ранний Фольксваген 1953 года, прозванный бретцель, т.е. «крендель» за сдвоенные задние окошки. Машины того времени все ещё красили в вермахтовский «мышиный» цвет.

Фольксваген становится ярким примером «немецкого экономического чуда». Ему было далеко до роскошного «Аденауэра» (Мерседес-Бенц 300) или «Барочного ангела»(БМВ 501), но в 50-е годы 65% выпуска автомобилей в ФРГ приходилось на «Жуки».
Понимая, что на одной, даже превосходной машине далеко не уедешь, Фольксваген старается расширить модельный ряд. В 1949 году появился жук-кабриолет. Производство кабриолетов наладила кузовная фирма «Карманн» — «придворное ателье» Фольксвагена.

Двухцветный Жук-кабриолет 1949 года. За ним видна более поздняя машина 1958 года из частной коллекции.
Салон VW Kafer кабриолет 1958 года. Всё по прежнему очень скромно, зато симпатично.

В том же 1949 году по заказу Bundespolizei (федеральной полиции) сделали несколько сотен упрощённых бездверных кабриолетов, сохранившихся в единичных экземплярах.

В 1953 году построили несколько четырёхдверных Жуков, их предназначали для работы в такси, но машина оказалась неподходящей. Цвет кузова напоминает о том, что до 70-х годов такси в Германии были чёрными, а не привычными молочно-белыми, как теперь.

Однако самой знаменитой производной от Жука стал… VW Bus. Согласно легенде, один из первых иностранных импортёров VW голландец Бен Пон из Амерсфорта, будучи на заводе VW, увидел примитивную моторную тележку на базе Жука.

Такие тележки использовались как внутризаводской транспорт.

Бен Пон предложил сделать лёгкий грузовой фургон на её основе и карандашом набросал эскиз будущей машины. В ноябре 1949 года новый автомобиль, столь нужный ремесленникам, фермерам и торговцам, представили прессе. Прототип легендарного Т1 сохранился до наших дней.

Машина имела ошеломляющий успех, сравнимый с её прародителем Жуком. Через 2 года она получила собственное прозвище Булли, по русски «Бычок». Ей оно подходит куда больше, чем унылому детищу российского автопрома. В Германии «Булли» выпускали до 1967 года, а затем делали в Бразилии и Мексике. Т1 существовал во множестве вариантов: комби с 5 пассажирскими местами.

микроавтобус, позже ставший одним из символов 60-х годов, как любимая машина хиппи.

скорая помощь, почтовый фургон, пожарная машина

Автолестница на базе Т1 1963 года
Внутризаводская пожарная машина предприятия NEAG-Werke 1964 год.

Облик самого Жука понемногу менялся: появилось овальное заднее окно, хромированные колпаки и ручки, маленькие задние фонарики поменяли на крупные двухсекционные.

Жук «Овали» 1955 года, получивший прозвище за овальное заднее стекло.

В 1955 году с конвейера в Вольфсбурге сошёл миллионный Фольксваген. Машина успешно продавалась не только в Европе, но и в Бразилии, ЮАР, Австралии, Мексике и, даже, цитадели «дорожных дредноутов» США. VW Kafer (или, по английски, Beatle) успешно выступал в авторалли, в том числе в тяжелейшей по тем временам гонке Королевского Автоклуба Египта Каир-Соллум-Александрия.

Фольксваген Жук привлёк внимание создателей мелкосерийных дизайнерских автомобилей. В 1956 году Джованни Микелотти, шеф-дизайнер швейцарской студии «Гиа-Эгль Сюисс С.А.» создал изящное купе с двигателем от стандартного Фольксвагена и тормозами от Порше 356. Сделали, увы, лишь 2 таких автомобиля.


Западноберлинская кузовная фирма Рометш также изготавливала спортивные автомобили на базе Жука. С 1951 по 1956 год строили детище конструктора Иоганна Бескова, получившее прозвище «Банан».


В 1957 году её сменила модель в американском вкусе, нарисованная дизайнером Бертом Лоуренсом. Всего Рометш изготовил около 200 машин.

К началу 60-х годов «Жук» стал привычным на дорогах всего мира. Он попадался даже за «железным занавесом», не говоря уж об Австралии, Малайзии или Чили.

Несмотря на симпатичный дружелюбный облик, машина успела немного надоесть и художникам-конструкторам, и потребителям. Фольксвагенверк АГ — так назвали предприятие после приватизации — пошёл по традиционному пути, предложив потребителю новую, более модную и солидную машину. В музее есть её прототип под индексом ЕА 97.

Серийную машину скромно назвали VW 1500 по рабочему объёму полуторалитрового 54-х сильного оппозитного двигателя воздушного охлаждения. Это был вполне респектабельный двухдверный седан, нарисованный по моде рубежа 50-60-х годов. Никаких старомодных выступающих крыльев и подножек, понтонный кузов, широкие окна и солидная панель приборов.

Автомобиль 1961 года с прозрачными стеклянными вставками сделали специально для демонстрации на выставках-ярмарках.

VW 1500 делали целых 12 лет. Один из последних экземпляров, честно отъездивший долгие годы по германским дорогам, также стоит в музее.

Рядом стоит изящный VW 1500 кабриолет первого года выпуска.

Итальянское кузовное ателье Гиа, которым руководил замечательный дизайнер Луиджи Сегре, пошло другим путём. Сегре решил показать, что можно сделать из поднадоевшего Жука. Гиа купила 10 стандартных Фольксвагенов. Кузова продали на запчасти, а на рамах построили 10 эффектных спортивных купе. Машина оказалась настолько удачной, что Фольксвагенверк АГ приобрел на неё лицензию и наладил производство на дочерней кузовной фирме Карманн. Машинка вошла в историю под названием Фольксваген Карманн-Гиа. К сожалению в музее выставлен довольно поздний экземпляр. Но это юбилейная машина, изготовленная к 40-летию завода в 1978 году.

Рядом стоят один из прототипов Гиа 1960 года и серийный, хотя и не очень привычный Карманн-Гиа 1969 года. Между прочим последний разгонялся до серьёзных 150 км/ч, имея под капотом в багажнике 🙂 смешные по нынешним временам 54 л.с.

Слева юбилейный Карманн-Гиа, посередине мелкосерийный 1969 года, справа — прототип 1960 года.

Те же яйца Фольксвагены — вид сбоку сзади.

В 60-е годы Жук окончательно стал культовой машиной. В музее есть плавающий VW, переплывший Мессинский пролив между Калабрией и Сицилией.

Спереди нет ничего необычного.
На двери нарисована схема водного маршрута между Аппенинским полуостровом и Сицилией.
Сзади заметны шланги, надетые на выхлопные трубы, и гребной винт.

Фольксваген не только плавал, он ещё и летал. В 1995 году Жук превратился в… корзину воздушного шара. В нём установили газовую горелку, нагревавшую воздух в баллоне. Машину сделали к 70-летию  Большого фестиваля воздушных шаров, проходящему в Швейцарии близ Шато д’Ё. Её владелец был членом Клуба Коксинель (Жук по французски) Лемания и принимал участие в многочисленных клубных мероприятиях.

Есть и более традиционные, но не менее экзотичные Жуки. Плетёный VW кабриолет.

Ещё один кабриолет… вырезанный из дерева в натуральную величину.

Обыкновенный Жук, отличающийся лишь пёстренькой раскраской, на самом деле оклеен 50350 почтовыми марками, за что и удостоился чести быть занесённым в Книгу Рекордов Гиннесса.

Переднее правое крыло, часть бампера и крышки багажника «марочного Жука» крупным планом.

Небольшую серию свадебных Фольксвагенов сделали на основе платформы Жука в начале 80-х годов в Мехико. Причудливое металлическое кружево повторяет формы кузова. Это чудо даже получило допуск для участия в дорожном движении. Конечно, продуваемая насквозь машина при всём её романтизме вряд ли подошла бы для Германии с её типичными дождями, даже если смогла бы превысить максимальные 60 км/ч.

Есть здесь и знаменитый автомобиль из диснеевских фильмов об ожившем Жуке по имени Герби. Эту серию снимали с 1968 года. У Диснея машинка Герби — женского рода. Первый фильм из этой серии назывался «Влюблённая малышка». Для рекламы фильма была сделана дюжина промоавтомобилей. Один из них представлен в заводском музее.

По сюжету молодой пилот, в котором все видят аутсайдера, участвует в гонках на Герби и… выигрывает, посрамив всех, кто смеялся над ним. Стартовый номер 53 не случаен. Звезда Формулы 1 немецкий пилот Берге фон Трипс  под этим номером начинал свою спортивную карьеру. Кстати, первой машиной фон Трипса был… Фольксваген Жук.

Продолжение следует.

TEXT.RU - 100.00%

Слово молвить

Яндекс.Метрика