Царицыно. После экскурсии

«Наша служба и опасна и трудна…» — напевают сотрудники внутренних дел. «Не кочегары мы не плотники»… цитируют высотные рабочие. «Крепче за баранку держись шофёр…» — мурлыкают водители. «Простая и сердечная, ты юность наша вечная, учительница первая моя!» — часто слышат учителя.
У гидов-переводчиков (читай – экскурсоводов на иностранном языке) нет своей профессиональной песни. Но нам вполне бы подошла известная песенка студента на музыку Давида Тухманова:
«Если те профессора,
Что студентов учат,
Горемыку школяра
Насмерть не замучат»…
Потому что гиды – вечные студенты. И не в переносном, а прямом смысле. Учимся постоянно. Каждые пять лет проходим учёбу со сдачей экзаменов для подтверждения профессиональных качеств – самое важное и серьёзное обучение гидов. Кроме того, ежегодно, а то и пару-тройку раз в году приходится учиться то в одном, то в другом музее — Новодевичьем монастыре, в музее Бородинская панорама, во дворце Алексея Михайловича или Коломенском. Туда же относится учёба в музее космонавтики и в разных специальных музеях – толерантности, холокоста, музее Великой Отечественной войны. Ничего не забыла? Пока нет.

Царицыно. Экскурсия для гидов-переводчиков

Музей Царицыно специально утаила. Потому что затеяла этот очерк чтобы рассказать о профессиональном обучении в Царицыно.
Царицыно. Экскурсия
Накануне учёбы нас предупредили, что лекцию нашей группы перенесли на вторую смену и прийти нужно к 14 часам. Мы слегка приуныли… Поелику важные дела дня лучше всего делать с утра… Но график есть график.

Хмурым промозглым днём 14 декабря мы отправились за очередной порцией знаний об архитектурном ансамбле несостоявшейся императорской резиденции, ныне музее-заповеднике Царицыно. Снимки в очерк добавлю старые, те, что остались от давней прогулки по Царицыно солнечным февральским утром.
Царицыно. Экскурсия
«Экскурсия была бы замечательной, — думала я во время рассказа методиста Царицыно О.В.Храбровой, — если бы прийти сюда не по принуждению, а по желанию. Если бы я уже не слышала почти точно такой же рассказ…. Если бы погода была чуть лучше…» Но тем не менее, освежить в памяти идеи Екатерины II, их интерпретацию и воплощение В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым вполне стоило.
Памятник В.И.Баженову и М.Ф.Казакову. Царицыно. Экскурсия
Тем более, что в рассказе прозвучали весьма любопытные вещи.

Царицыно. Экскурсия. Фигурный мост

Например, символика крестов на Фигурном мосту.
Фигурный мост. Царицыно. Экскурсия
Историки склонны объяснять столь необычные элементы декора общей идеей постройки архитектурного ансамбля. Есть все основания считать Царицыно грандиозным монументом в честь победы русского оружия в русско-турецкой войне в 1775 году. Незадолго до этого, в 1769-м году государыня-матушка учредила орден святого Георгия. Упомянутые кресты на опоре моста поразительно напоминают Георгиевский орденский крест.
Фигурный мост. Царицыно. Экскурсия
Скорее всего, Василий Иванович включил военные элементы в архитектурное убранство, чтобы ещё раз потешить тщеславие коронованной заказчицы.
Фигурный мост. Царицыно. Экскурсия

Царицыно. Экскурсия. Кавалерские корпуса

О существовании «трёх домиков противу церкви» нам то ли не сказали на прошлой учёбе, то ли я пропустила мимо ушей. Оказывается, Третий Кавалерский корпус был одним из упомянутых строений напротив церкви Живоносного источника.
Царицыно. Церковь Живоносный источник
Третий кавалерский корпус. Царицыно. Экскурсия
До этого я считала, что «три домика по церковному рву» — это как раз уцелевшие Кавалерские корпуса. В современном ансамбле их сохранилось три. Первоначально же В.И.Баженов построил пять небольших зданий – «три противу церкви» и «два домика по церковному рву». Кстати, на макете их хорошо видно — два слева от церкви и три справа, за мостом, Третий Кавалерский лишь частично вошёл в кадр.
Царицыно. Экскурсия
Два стоят целёхонькие – это Первый и Второй Кавалерские корпуса.
Первый и второй Кавалерские корпуса. Царицыно. Экскурсия
А из «трёх противу церкви» сохранился всего один – Третий Кавалерский корпус.
Третий Кавалерский корпус. Царицыно. Экскурсия
Любопытно было узнать об архитектурных способностях государыни матушки. Она принимала активное участие в обсуждении планов построек и даже поработала помощником архитектора. Изящная ротонда, венчающая Третий Кавалерский корпус, построена по плану Екатерины II.
Третий кавалерский корпус. Царицыно. Экскурсия
Именно ей пришло в голову увеличить объём внутреннего помещения здания в высоту за счёт ротонды. Баженову не оставалось ничего другого, как согласиться с монаршей волей и воплотить замысел венценосной строительницы.

Никогда не замечала террас, что устроены на склоне оврага у Малого полуциркульного дворца. Действительно, к пруду спускаются несколько ступенек, полукругом обхватывающие значительную часть склона, на котором стоит Малый дворец. Снимка нет, только давний рисунок.
Царицыно. Экскурсия

Интересную перспективу на Средний дворец показала нам Ольга Валентиновна Храброва с противоположной стороны поляны. Из-за неравномерности расстояний между колонками балюстрады верхнего яруса дворца,
Средний дворец или Оперный дом. Царицыно. Экскурсия
издалека кажется, что крышу строения украшает вовсе не парапет, а беседка или небольшая ротонда.

Царицыно. Экскурсия. Большой дворец

Больше часа мы как завороженные слушали живой вдохновенный рассказ нашего экскурсовода, Храбровой О.В. Во дворец я снова шла со скептическим чувством: «Кошмар, бродить по современным залам дворца, стараться запомнить расположение залов и тему экспозиции. Хорошо, хоть не устраивают тестов и зачётов …»
Мои опасения, на счастье, не оправдались. Мы постояли несколько минут у макета Большого дворца.
Макет Царицыно. Экскурсия
Многие москвичи помнят эти романтические руины, поросшую молодыми деревцами крышу дворца, заброшенные стены, зияющие тёмными дверными проёмами. Дворец жалобно и безропотно более двухсот лет оглядывал прилегающий парк пустыми окнами без рам.

Мы коротко взглянули на парадные залы.
Большой дворец. Парадный зал. Царицыно. Экскурсия
Большой дворец. Парадный зал. Царицыно. Экскурсия
Большой дворец. Парадный зал. Царицыно. Экскурсия
Постарались запомнить кратчайший путь из одного парадного помещения в другой. Затем – короткая встреча с заведующим экскурсионным отделом и долгожданное:
— Спасибо вам, коллеги, за интерес к нашему музею. Приходите с туристами и, желательно, почаще!
Вот и всё. Аккредитация в Царицыно благополучно продлена.
Царицыно. Экскурсия

Царицыно. Экскурсия. Серебряная кладовая

— Ты знаешь, а я изменил своё отношение к Царицыно, — признался мне супруг. Когда я учился здесь впервые, учебная экскурсия была слабовата, я не проникся возможностями музея. Пожалуй, по методу Ольги Валентиновны, можно неплохо раскрыть тему особенностей архитектуры последней четверти XVIII века. Я бы за это взялся! Кстати, нас же никто не гонит из дворца. Давай вернёмся на экспозицию, я видел указатель на интересную выставку, — потянул меня Начальник в археологический зал.
— Да ну, не хочу, устала! Там же камни-палки, археология, печные изразцы. Интересно, но я всё уже видела…
— Нет, камни-палки нужно мимо пройти. Там вывеска была «Серебряная кладовая». Не ленись, мы одним глазком.

Я обречённо поплелась за Начальником, покуда… не увидела экспонаты. Вот это да! Русские ювелирные изделия рубежа веков! Обожаемый ар-нуво! Хлебников, Сазиков, Овчинников, Фаберже! Как же я смела капризничать! Сначала мы рассматриваем чернильный прибор «Пимен».
Чернильный прибор Пимен. Четырнадцатая московская артель
Он выполнен мастерами Четырнадцатой московской артели в 1908-1917 годах.
Чернильный прибор Пимен. Четырнадцатая московская артель
Потом умиляемся на щёточку для усов. Это только кажется, что она большая, на самом деле — раза в два меньше зубной щётки!
щётка для усов

Икорница «Рак»

В следующей витрине восхитились икорницей с ручкой в виде рака.

Ваза для икры Рак. Фирма Ф.А.Лорие, мастер Е.К.Черятов. Москва, 1908-1917
Ваза для икры «Рак». Фирма Ф.А.Лорие, мастер Е.К.Черятов. Москва, 1908-1917

Так и кажется, что членистоногое вот-вот попятится!
Обратите внимание на нож-лопатку и раздаточную вилку для рыбы. Сделаны они на ювелирной фирме Карла Густавовича Фаберже в 1880-х годах.
Ложки для икры поразили не столько художественными достоинствами, сколько размером.

Ложка для икры раздаточная. Фирма К.Г.Фаберже. 1880-е, Россия, Москва
Ложки для икры раздаточные. Фирма К.Г.Фаберже. 1880-е, Россия, Москва

Ведь наверняка, прибор предназначался не для красной икры форели или сёмги, а для настоящей паюсной, а то и вовсе для ачуевской-кучугур.

В этом же приборе найдём интересные стопки — непроливайки.
стопки-непроливайки
Кстати, ваза «Рак» и раздаточные ложки для икры не имеют друг к другу никакого отношения, их сделали в разных ювелирных мастерских. Думаю, что встретились они только на выставке.

Эмалевую вставку для вазы выполнили по эскизу М.Врубеля «Царевна-лебедь».

Ваза для фруктов Лебедь. Фирма Н.В.Немирова-Колодкина в начале ХХ века.
Ваза для фруктов «Лебедь». Фирма Н.В.Немирова-Колодкина в начале ХХ века.

Рядом находятся интересные чарка и ковш. Чарку изготовили мастера прославленной фирмы И.П.Хлебникова в 1913 году. Кажется, что в том году ни одно изделие не обошлось без юбилейной символики. Вот и в чарку вмонтировали медаль с портретами Николая II и Михаила Фёдоровича. На обратной стороне медали есть надпись «В память 300-летия дома Романовых».
Чарка. Хлебников. Ковш.

Вы подумали, что несколько серебряных стаканов и шкатулка составляют единый сервиз?
Серебряная кладовая, Царицыно
Ничего подобного! Этикетка гласит, что сделаны они не только разными мастерами, но и на разных ювелирных фабриках — П.А.Овчинникова, Н.В.Алексеева, М.Адлер!
Царицыно. Серебряная кладовая
Я выхватываю из сумки мыльницу и ещё раз обхожу небольшую экспозицию, стараясь запечатлеть самые-самые интересные вещи.

На обратном пути и в археологии остановились на секунду. Внимание привлекла картинка. На ней показано, как женщины носили височные кольца.
Височные кольца
Да и на сами кольца взглянуть не грех!
Височные кольца

Царицыно. Кафе в Большом дворце

Потом мы решили, что вполне заслужили лёгкий перекус в кафе Большого дворца. Всё бы ничего, если бы пирожки с капустой не были величиной с горошину. Хорошо, с две горошины. Уверяю вас, что такую микроскопическую выпечку я видела впервые. Видимо, на кухне работает не повар, а ювелир. А вот круассан с миндальным кремом был достойным. Нам его на двоих хватило. Чай в чайнике покупать не рекомендую. В чайник заваривают один пакетик чая и берут за него 200 рублей. Чай в чашке с тем же пакетиком стоит 50 рублей. Получается, что кипяток в кафе Большого дворца Царицыно стоит слишком дорого.

Царицыно. После экскурсии

В уме сочиняя рассказ об учёбе в Царицыно и подставляя руки в поданную супругом шубку, я обдумывала, как бы в заключении обыграть название чернильного прибора на экспозиции со знаменитой цитатой «Ещё одно последнее сказанье…». Мы не торопясь вышли на улицу и… я поняла, что сказание только начинается! Над вечерними огнями царицынского ансамбля тихо кружили крупные снежинки. Прожектора подсвечивали контуры дворцов и на тёмном фоне пустынного парка сияющие силуэты ансамбля казались декорацией сказки о Златовласке, Спящей красавице или, на худой конец, Золушке.
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях

Царицыно в вечерних огнях

Уютно устроенная в сумке мыльница сама собой оказалась в руках.
— Дай, дай сюда, ты не умеешь, я лучше сфотографирую, — услышала я требовательный голос Начальника.
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях
Фотоаппарат был нещадно конфискован и оставалось лишь указывать на ракурсы и выпрашивать тот или иной кадр.
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях
У Фигурного моста столкнулись с коллегами, которые тоже как сумасшедшие снимали панорамы – моста, дворца, кавалерских корпусов и никак не могли оторваться от волшебных видов.
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях

— Хорошо, что попали во вторую смену, — озвучивают наши мысли коллеги, — днём такого не увидишь!

— Пожалуйста, сними Третий Кавалерский, — попросила я Начальника, — а я в храм зайду, — завтра у подруги день рождения, надо сорокоуст за здравие заказать. Ты снимай, я забегу.
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях
Тяжёлая дверь церкви Живоносный источник поддалась не с первого раза. Я прошла через притвор и услышала молитву… Служба, вечерняя литургия… Я постояла несколько минут и не решилась тревожить молитвенного настроя нескольких прихожан. «Что за срочность? Завтра у Фёдора Студита закажу», — подумала я и тихонько выскользнула за дверь.
— Ты уже? Я с другой стороны не снял твой Третий Кавалерский. Уже пойдём?
— Подожди. Щёлкни ещё раз мост.
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях
И дворец, вот отсюда, сквозь деревья.
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях
Прекрасный ракурс! Летом его отсюда не снимешь!

Царицыно. Благие намерения

— Давай не будем спешить. Я спрячу «мыльницу», лучше просто так пройдём, без снимков.
— Ну да. Здесь фотоаппаратом надо снимать, а не фитюлькой.
— Слушай, а что нам мешает приехать сюда в хорошую погоду? В январе – феврале бывают такие замечательные вечера! Возьмём штатив и погуляем по вечернему парку.
— Ага! Мы с тобой просто так гулять уже не умеем. Только с камерой. Как только берём её в руки, сразу пейзаж преображается. Столько всего любопытного замечаем, когда ищем нужную точку для съёмки. Не столько снимки нужны, сколько время прогулки продлим. Идём к метро?
— Подожди. Попробуй ещё раз снять дворец, вот отсюда. С новогодними шарами.
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях
Теперь идём. Конечно, Москва Питеру не чета. Но Царицыно и Северную Пальмиру не посрамило бы.
— Да что там скромничать! Могло бы и посоперничать!

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии 10

  • Спасибо за интересный и познавательный рассказ! Одно уточнение, Максим Леонидов не является автором песни про вагантов Давида Тухманова (в момент выхода пластинки ему было лет 11-13), это вольный перевод Льва Гинзбурга текста песни вагантов Hospita in Gallia (XIII век) из рукописного сборника Carmina Burana. С уважением, Наталия

    • Наталия, огромное спасибо за уточнение! Как-то я сразу поверила горе-интернет-источникам и не задумалась. Исправляю и ещё раз благодарю за подсказку!

  • Люблю Царицино. Но вот поймала себя на мысли, что зимой здесь ниразу не была. Летом — да бывала много раз, весной — тоже. А вот зимой и осенью не добиралась. Надо наверстать упущенное как-то. По-поводу «простопрогулки» , Таня, ты меня рассмешила: я иногда тоже думаю, что не буду фотографировать, а потом оказывается, что если не фотоаппарат, так телефон в руке.

    • Оля, зимой в Царицыно благодать! Белки скачут, тишина, простор…
      С камерой вообще беда. Шагу не можем ступить без неё… 😉

  • Очень люблю гулять в Царицыно. На одном дыхании прочитала ваш рассказ.

    • Да, Царицыно — особый уголок москвы. Во всём чувствуется, что место могло бы стать достойной императорской резиденцией.

  • В Царицыно была очень давно, и попала туда, как раз осенью. Ох, и до чего же красивый парк!!! А уж ночью, со всей этой подсветкой, все просто сказочно красиво))

    • Царицыно изумительно в любое время года. Осенью там особая атмосфера — пахнет листопадом, воздух совершенно прозрачен, кажется, что время остановилось.

  • Мой родной парк — я недалеко жила, в Царицыно, можно сказать, выросла. Все кустики, все руины были знакомы. В церкви Живоносного источника меня крестили. Но вот к новому облику дворца и вылизанному парку никак не могу привыкнуть. Какой-то он очень осовремененный, что ли… Бухчу конечно — руины надо было спасать. Но вот насколько оправдан такой метод реставрации — не уверена.

    • Маша, у меня современное Царицыно тоже вызывает неоднозначные чувства. Предпочитаю туристов не водить во дворец. Хотя, тот вариант, который нам показали на учёбе вполне достойный — два парадных зала и макет. Надеюсь, что экспозиция «Серебряная кладовая» станет постоянной.
      Пожалуй, я тоже предпочла бы «романтические руины»…. Могли бы они существовать и дальше? Хотя, Колизей уже больше тыщщи лет существует и ничего…. В общем, любим то, что было и миримся с тем, что есть…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *