Царицыно

0
341
Царицыно. Экскурсия. Царицыно в огнях

Текст экскурсии.

ОСТАНОВКА 1-у плотины. Показ панорамы местности и прудов.(Можно эту остановку пропустить, а информацию об истории Царицына дать в автобусе).
По результатам археологических раскопок первые славянские поселения появились на этом месте в IX веке. Также обнаружены курганы- захоронения вятичей –IX-XIII веков. Находки немногочисленны, в них преобладают украшения из сплавов меди, бронзы, предметы из глины. Большинство местных поселений прекратили существование в 13-м веке, после татаро-монгольского нашествия и несколько столетий упоминания об этом месте не было. Местность была упомянута в 16-м веке под названием Чёрная Грязь. В 1626 году М.Ф.Романов женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, в 1633 году её отец выкупает из казны некоторые земли, в том числе «пустошь Черногрязскую» за 73 рубля. Лукьян Степанович расширил владения, присоединив соседние земли.
При его сыне, дяде Алексея Михайловича, появился боярский двор и сад. Двор включал «мыльню», погреба, «сушило», «рубленую поварню», фруктовый сад, огород, рыбный пруд и мельницу на реке Городёнке.
За неимением наследников у Семёна Лукьяновича имение приписали к дворцовому ведомству в 1673 году.
В 1682 году Чёрная Грязь была передана в вотчину «по родству» Ивану Фёдоровичу Стрешнёву ,который подарил своему внуку Алексею, сыну Василия Васильевича Голицына который фактически управлял страной во время регентства Софьи (возглавлял Посольский Приказ).К этому времени относится строительство деревянной церкви во имя иконы Богородицы” Живоносный источник” и сельцо Чёрная Грязь стало селом Богородским. Голицыны внесли большой вклад в расширение и благоустройство имения.
В 1689 году Голицыны попали в опалу, были сосланы, имение вновь перешло в дворцовое ведомство.
В 1711 году Пётр пожаловал усадьбу (к тому времени она вновь называлась Чёрная Грязь) своему союзнику, молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру в качестве компенсации за утраченные исконные владения.
Весной 1775 года императрица Екатерина Вторая пребывала в Москве. Её визит в древнюю столицу был связан с торжествами по случаю победы над Турцией в 1774 году- в Москве праздновалась годовщина очень выгодного для России мира. По его условиям вся Новороссия, Кубань и Кабарда отошли тогда под российский скипетр. Торжества проводились на Ходынском поле. Как известно, 18-й век- век театра, аллегорий, представлений. По указу императрицы архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков создали на Ходынском поле реконструкцию сражения.
Были возведены постройки, имитирующие Крым и Новороссию, и в фантастической форме воспроизведены местности и крепости, взятые русским войском: Тамань, Керчь, Азов, Таганрог и Еникале. В связи с этими событиями государыня пребывала в Москве, остановившись в Коломенском.
ПРИМЕЧАНИЕ 1

Семён Лукьянович Стрешнёв – незаурядная личность. Принадлежал ближнему окружению Алексея Михайловича, считался «большим знатоком церковной книжности и очень любил о ней беседовать». Активный участник польской войны, «с большим успехом забирал разные польские города».

Василий Васильевич Голицын – возглавлял Посольский приказ, участвовал во многих военных походах, интересовался европейской культурой. Достойный продолжатель начинаний Алексея Михайловича, сочетавший традиционный православный духовный уклад с европейскими новшествами.

Дмитрий Кантемир (1673-1723) – советник Петра Первого по восточным вопросам, владел 9-ю иностранными языками, оставил труды по философии, географии, музыке.

Антиох Кантемир, младший сын Дмитрия (1708-1744)- поэт, дипломат.

Баженов Василий Иванович (1738-1799) выдающийся мастер эпохи классицизма. Получил образование в Москве и Санкт-Петербурге, Франции и Италии, был удостоен диплома французской Академии и членства в нескольких итальянских академиях. Талантливый градостроитель, художник и декоратор, признанный гений русской архитектуры.
Но так сложилось, что только Царицынский ансамбль позволяет судить о его даровании. Другие работы известны лишь по чертежам и макетам, например Большой Кремлёвский Дворец, или приписываются ему без твёрдых документальных подтверждений его авторства (дом Пашкова), или сильно искажены поздними перестройками.
«Баженов был архитектор – мыслитель, поэт, фантаст. Гениальный неудачник, он был из тех глубоких русских натур, для которых самые горькие поражения были их лучшими победами, минуты бессилия и падения – их высшими достижениями и горним прозрением. Это ли не подлинный герой ненаписанной ещё трагедии большого стиля?!» И.Грабарь «История русского искусства». 1912.

16-го мая 1775 года императрица предприняла прогулку до Чёрной Грязи. Дорога, по которой она прогуливалась «привела к огромному пруду, рядом с которым был ещё пруд больше и живописнее… Ко второму примыкал ещё третий с извилистыми берегами. Вот гуляющие, направляясь от одного пруда к другому, то пешком, то на лошадях, на расстоянии 7 вёрст от Коломенского, начинают завидовать чужому имению, хозяин которого, старик 70 лет, совершенно равнодушен и к водам, и ко всем живописным видам».
Вид усадьбы действительно очень живописен, в первую очередь благодаря рельефу местности и прудам.
Усадьба была куплена за 25 тысяч рублей . Здесь государыня провела 6 недель лета 1775 года в узком кругу приближённых, в первую очередь Григорием Александровичем Потёмкиным, с которым она обвенчалась годам раньше и который был отцом её только что появившейся на свет дочери. Под его надзором был построен здесь первый царский «дворец» – шестикомнатный деревянный дом. Возможно Потёмкин вдохновил Екатерину на дальнейшую грандиозную постройку и придумал усадьбе новое горделивое название «Царицыно».
Екатерина с воодушевлением приняла эту идею. И, очевидно, впечатления от Ходынских торжеств отразились в замысле строительства новой подмосковной резиденции на только что купленной у князя. Кантемира земле. Строительство новой резиденции Екатерина заказала В.И. Баженову – выдающемуся мастеру эпохи классицизма. Вероятно, его сооружения на Ходынском поле предопределили выбор императрицы, ведь до этого дворцовые резиденции строили иностранцы: итальянцы Б.Растрелли, А.Ринальди, Д.Кваренги и К.Росси, англичанин Ч.Камерон и др.
Свою резиденцию она повелела возводить в так называемом «готическом вкусе», который часто называют «псевдоготикой». Его суть – в образном соединении прошлого и настоящего, «востока» и «запада», национальных традиций и всеобщего наследия мировой цивилизации. В русском варианте – это оригинальный «коктейль» из множества ингредиентов: правила французского классицизма сплетались в нём с английской «псевдоготикой» и древнерусским зодчеством. «Готический вкус» позволял объединять мотивы западно-европейского Средневековья с элементами античности, итальянского Возрождения и даже мавританской экзотики.
В 1776-1785 В.И. Баженов создал в Царицыно целый город из красного кирпича и белого камня. Он назвал свой царицынский стиль «нежной готикой». Ансамбль стал не только шедевром «русской готики», но и самым большим «псевдоготическим» комплексом в Европе в 18 веке. Только Московский Кремль превосходил его. В ряду загородных резиденций он сопоставим с Петергофом и Царским Селом.
Дворцовый ансамбль В.И.Баженова в Царицыно часто называют «театром архитектуры». Можно видеть в нём «архитектурный маскарад», где назначение и наружность зданий загадочно не совпадают.
Царицынский «прожект» В.И.Баженова настолько своеобразен и богат смыслами, что ни один историк не сумел пока ещё его исчёрпывающе разъяснить. Пытались и дерзают многие, но, как с удивлением приметил И.В. Киреевский ещё в 1830-х годах, «о Баженове в России каждый встречный-поперечный расскажет вам что-нибудь новенькое…» .Пришло время и нам оценить архитектурный ансамбль Царицыно.

ОСТАНОВКА 1а. У ПЛОТИНЫ
Группа расположена на площади перед плотиной.
ПАНОРАМА МЕСТНОСТИ.
Многое изменилось с тех времён, когда Екатерина впервые увидела живописную панораму местности, но нельзя отрицать, что как тогда, так и сейчас Царицыно- место уникальное. И в XIX-м веке, когда замысел императрицы едва угадывался в ансамбле, он не переставал удивлять и восхищать посетителей. «К отличительным чертам Царицыно принадлежит его величавость. Гуляя в Кусково, Кузьминках, Останкине, Архангельском, вы будете удивляться богатству и роскоши частных лиц. Но в Царицыно нельзя не почувствовать, что в нём могло быть задумано и выполнено только Екатериной II. Для этого нужны были несравненно большие средства, нежели какими могло бы распоряжаться частное лицо. Одно это уже поражает воображение…» – писала газета «Наше время» в 1862-м году.
Возвращаясь к истории Царицына, следует вспомнить о прежних владельцах. Дом и другие постройки Стрешнёвых располагались на противоположном берегу пруда, у въезда в усадьбу. Голицыны придерживались планировки местности прежних владельцев, хотя многое и перестроили , многое добавили, но ко времени Кантемиров существующие постройки обветшали. Баженов же решил весь ансамбль построить на возвышенности, вписать его в рельеф местности, несомненным украшением которой являются пруды.

ОСТАНОВКА 2. ПЕРЕД ФИГУРНЫМ МОСТОМ.
Группа расположена на площадке за плотиной, лицом к ансамблю.
До наших дней пруды сохранились со времён Голицына, который построил плотину на Черно-грязском пруду, уровень воды поднялся и образовалось исключительно красивое зеркало Царицынского пруда, таким образом неповторимый ландшафт будущего Царицына сформировался ещё в конце 17-го века.
Пруды расположились главным образом в долине речки Городёнки (Городня) и её притоков – Язвенки, Черепишки и Чертановки.
Полноводные пруды – первое, что увидела Екатерина II из окон своей кареты во время прогулки по усадьбе Чёрная Грязь. Изумительно красивый ландшафт восхитил государыню.
Вся панорама прудов делиться на три части – самый красивый из всех –
Верхний Царицынский пруд.
При углублении и расширении пруда был насыпан первоначально квадратный в плане остров, но время и вода скруглили этот квадрат и сейчас мы видим круглый остров.
Именно этот пруд занял важнейшее место в структуре архитектурно-паркового ансамбля XVIII-го века. На него ориентированы архитектурные сооружения, видовые перспективы. Довольно протяжённый, он напоминает в верхнем течении спокойную реку, но, расширяясь перед дворцами, образует обширное водное зеркало. Общая площадь Верхнего пруда около 10 га (глубина до 2-х метров).

Средний Царицынский пруд
отделён от Верхнего плотиной- это крупнейшая из сохранившихся исторических плотин Царицына, построена по проекту К. Бланка, автора воспитательного дома в Москве, реконструирована в 2007 году. Общая площадь небольшая – около 5 га, глубина не более 1,5 метров. Водную гладь Среднего пруда издавна облюбовали многочисленные стаи водоплавающих птиц. Для удобства их гнездования в середине XVIII-го века был устроен большой насыпной остров в форме подковы, сейчас на нём создан светодинамический фонтан с музыкальным сопровождением.
Светомузыкальный фонтан (2006-2007гг.)
В дневные часы он превращает Средний пред в феерический праздник. Прозрачные струи в лучах солнца рассыпаются бриллиантами и образуют образы в духе хрустальных люстр XVIII-го века. Вечером в лучах цветных прожекторов фонтан приобретает сказочный вид. Диаметр этого самого большого в Москве фонтана – 55 метров. Каждая из его 915 струй может подниматься до 15 метров в высоту с переменной силой, синхронно со звучащими мелодиями (82 подводных насоса обеспечивают его работу). Акустическая система устроена так, что музыку слышно с любого берега пруда.
«Удивительно продумано расположение фонтана. Вы идёте ко дворцу и видите, как на его фоне танцуют струи и в их танце узнаются готические образы архитектуры Василия Баженова и Матвея Казакова – творцов царицынского ансамбля». (Из очерка О.Никольской «Царицынский подарок» в газете «Вечерняя Москва» от 27.08.2007г.)
Нижний Царицынский пруд(Шипиловский)
Самый большой (60га). От Борисовского пруда отделяется плотиной (К. Бланк), которая демонстрирует инженерное искусство XVIII-го века.
В Нижнем пруду нет ни скромного уюта Среднего, ни возвышенного романтизма Верхнего, но есть другое – ширь и простор. Это целое озеро с раздольем водной глади и бесконечными далями. Холмистый восточный берег пруда сохраняет в целом исторический ландшафт XVII-XVIII веков с глубокими извилистыми оврагами и россыпью рощ.
Вплоть до начала 20-го века Нижний, Царицынский и Борисовские пруды считались одними из самых рыбных водоёмов Москвы и Подмосковья. На них в XVII-XIX-м веках устраивались праздники рыбной ловли с участием царского двора.
Верхний , Средний и Нижний пруды составляют единый каскад с Борисовским прудом, возникшим в XVI-м веке во времена Бориса Годунова. В совокупности они являются самыми крупными рукотворными водоёмами в современной Москве. Общая площадь – более 160 го (глубина до 3-х метров), а общая протяжённость береговой линии – более 12 км.
Пруды восхищали посетителей во все времена. Газета “Московский листок» опубликовала очерк «Царицыно» в 1862 году, в котором читаем: «Вряд ли в окрестностях Москвы найдётся место, столь живописное и поэтичное, как Царицыно. А эти пруды… Что за прелесть они со своей зеркальной поверхностью в зелёных рамах! Кажется, что и конца им нет. Что это – многоводные озёра, соединённые реками…»

ОСТАНОВКА 3. У ФИГУРНОГО МОСТА.

Группа расположена лицом к Фигурному мосту.

Строительство комплекса началось от Фигурного моста, это едва ли ни первая постройка в Царицыно. Фигурный мост, по замыслу Баженова служит парадной аркой, триумфальными воротами со стороны прудов. Этой « аркой» торжественно начинали (или завершали) новый «Царинынский проспект», соединявший Царицыно и Коломенское. Название «Фигурный» принадлежит Баженову, из-за разнообразия элементов декора.
По сторонам арка украшена двумя Георгиевскими крестами. По бокам её – мощные башни на массивных белокаменных основаниях, которые завершаются гранёными навершиями со стрельчатыми окнами и круглыми отверстиями. Башня приобретает вид крепостной из – за объёма и «короны»,украшенной зубцами, по форме повторяющими кремлёвские. Парапет стены над аркой и пандус слева украшает ряд стрельчатых арок, белокаменные колонки и фантастические столбики.
Это небольшое сооружение напоминает крепостные стены, башни, ворота средневековых городов, монастырей, замков.
При отделке моста использовались десятки видов точёного камня, фасонного кирпича, кладка в шашку, кладка с выступающим рядом.

ОСТАНОВКА 4. УГОЛ ФИГУРНОГО МОСТА.
Группа расположена перед входом на мост.

С этой точки зрение сравнение моста с воротами средневекового замка едва ли уместно.
Эти мощные башни оказались срезанными узкой дорогой и выглядят как арочные ниши. Видимо, в эти ниши Баженов поместил декоративные деревца, так популярные для украшений садовых построек в XVIII-м веке.
Весь мост выглядит как романтическая парковая постройка. Впечатление усиливают маленькие башенки, которые кому-то напоминают распускающийся цветок, кому-то – горящий факел.
И это не единственное сооружение Баженова, где в зависимости от точки обзора абсолютно меняется образ сооружения. Так и здесь- поменяли точку обзора и башни раздвинулись, и на глазах старинный замок превратился в мост. Каменные «факелы» освещают широкую дорогу, каменные «цветы» раскрываются навстречу. Это одна из многочисленных архитектурных «шуток» В. И. Баженова.

ОСТАНОВКА 5. ПЕРЕД БОЛЬШИМ МОСТОМ.

Группа видит проездную часть моста.

Большой мост – одна из поздних построек Баженова. От Большого моста в XVIII-м веке начинался основной путь из Царицыно к Каширской дороге и далее на Москву. Очевидно, что постройка Большого моста была совершенно необходима из-за ландшафта местности – нужно было соединить два берега большого оврага. И здесь Баженов превращает функциональную, необходимую и обычную постройку в настоящий архитектурный шедевр. Из дошедших до нас сооружений Баженова в Царицыно, Большой мост – одно из наиболее грандиозных и репрезентативных. Обратите внимание, какой он лёгкий, воздушный. Это впечатление создаётся за счет большого количества прорезных деталей, за счет арок, к тому же арки обрамляют солнечные лучики. А вот эти круги, в диаметре 2,5, напоминают нам храмовую готику. А вот 3 центральные арки это напоминает вход в собор Парижской Богоматери, т.к. баженовская архитектура увлекает ассоциациями. Современники Баженова его называли белокаменный узорный ковёр. Как будто коврик весит на стеночке. Высота моста 15 метров, как 5-ти этажный дом, но эта высота совсем здесь не чувствуется, правда? Почему у Баженова возникает такая архитектура? Баженов заканчивает Санкт-Петербургскую академию художеств по классу архитектуры с золотой медалью и отправляется во Францию в Шарль де Ваи повышать своё образование. Там он получает 5 золотых медалей. Король Людовик оставляет его при себе, но Баженов, любя Россию, возвращается, но архитектуру Франции, Италии он видел, пропускает это через сердце и вот оно и получается из него гениальный зодчий.
Как и Фигурный мост, эта постройка не выглядит внушительной и основательной, а лёгкой и элегантной. Большой мост расширяется у дороги, как бы приглашая войти, раскрывает свои объятия, подчёркивает гостеприимство. Как и Фигурный мост, его украшают башенки-колонки, но здесь навершие имеет вид не раскрывшегося цветка, а бутона, который только начал раскрываться. Их также можно сравнить с короной или диадемой. Но, в отличие от Фигурного моста, композиция и декор очень лаконичны.
Строительство Большого моста продолжалось в 1778, 1784-85 годах.

ОСТАНОВКА 6. СКЛОН ОВРАГА СЛЕВА ОТ БОЛЬШОГО МОСТА

Группа расположена между Третьим Кавалерским корпусом и Большим мостом. При желании можно спуститься вниз.

Строительства Большого моста далось Баженову очень непросто. Архитектор сообщал, что когда в 1778-м году начали «рыть ров сырой(под фундамент Большого моста)…то открылось множество ключей, которые принудили меня вынуть землю.., а потом бить сваи, коих уже и набито более 2-х тысяч»
Московский главнокомандующий Я.А.Брюс, посетивший Царицыно в ноябре 1784 года в письме Екатерине II выразил восхищение строящейся резиденцией, а о мосте упомянул, что «акведук имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима».
Сравнение Большого моста с римским акведуком вполне объяснимо. Баженов несколько лет учился в Италии и монументальные акведуки, античные сооружения, которые ему довелось там увидеть, вдохновили архитектора.
Вместе с тем, в архитектуре Большого моста в равной степени отразились впечатления от готических древностей, а центральная часть боковых стен с тремя большими стрельчатыми арками, ручками полуколонн и ажурными проёмами- розеттами напоминает даже фасады старинных католических соборов. По краям Большого моста группируются сквозные круглые отверстия – они облегчают конструкцию и в то же время позволяют дополнительно украсить фасад ажурными розеттами.
Рядом по склонам оврага толщу моста прорезают полукруглые арки, окаймлённые волнистыми лучами, отчего обращённые но восток и запад арочные проёмы рождают поэтические ассоциации с восходящим и заходящим солнцем.Белые точки по всей поверхности стены напоминают фейерверк.
В украшении Большого моста применено очень эффектное сочетание элементов: крупных и мелких, прорезных и накладных, округлых и плоских, много геометрических фигур, часто неожиданных по своим сочетаниям.
Все конструктивные детали постройки словно затканы декоративным узором: стрельчатые арки выделены валиком, полукруглые – лучами, круглые отверстия закрыты ажурными лепестковыми крестами или лучистыми розеттами, под карнизом идёт зигзаг-бегунок.

С этой же точки обзора следует обратить внимание на архитектуру Третьего Кавалерского корпуса.

ОСТАНОВКА 7. МЫС ПЕРЕД ТРЕТИМ КАВАЛЕРСКИМ КОРПУСОМ.

Группа на площадке правее входа в Третий Кавалерский корпус и может видеть пруды, береговую линию и Фигурный мост.

При переходе на другую точку вид сооружения и впечатление от него меняются. Баженов умело использовал особенности рельефа местности.
Третий Кавалерский корпус возвышается на мысу вблизи Большого моста и начинает ряд построек вдоль «церковного рва». Эта одна из самых ранних построек (1776-1778гг). Именно у Третьего Кавалерского корпуса по указу Екатерины были установлены турецкие пушки «взятые после победы при Чесме и истребления в бухте оной Оттоманского флота» и с этого места она любовалась фейерверками на пруду. Назначение этого здания весьма загадочно, но сама императрица придавала ему особое значение, так как собственноручно внесла поправки в чертеж. Сам Баженов сказал, что он поставлен «…на месте, откуда сматриван фейерверк в присутствии…» летом 1775 года. Постройке свойственна монолитность , компактность и простота форм.
У этого здания, как и у многих других построек Баженова два лица, два фасада. Один, смотрящий на пруд – плоский, украшен скромным кокошником над ажурным колончатым парапетом. Другой, обращённый ко дворцу, имеет выступающую полуротонду, украшенную кладкой в шашку. Но самое главное украшение – бельведер на крыше в виде круглого стакана, который мог служить и местом уединения (эрмитаж), и отдыха, и смотровой площадкой.
Благодаря бельведеру здание кажется выше и внушительнее, достойно соседствуя с двумя въездами в ансамбль – Большим и Фигурным мостами, хотя по сравнению с нарядными узорными фасадами мостов – блистательных вариаций на темы Древнеримской и средневековой архитектуры, павильон отличает сдержанный графичный узор.
Когда несколько лет назад отреставрировали здание, то поняли, что Баженов с нами играет. Когда подходили к этим ступеням, то эти двери были закрыты. Люди разворачивались и уходили, а у Баженова 2 главных входа. Один с этой стороны, а другой со стороны оврага. Когда вы выходите из этой двери, перед вами видны почти все дворцы, церковь и площадь. Когда вы выходите из той двери, то перед вами видна только природа.
Вместе с мостами павильон создаёт характерные баженовские «дуэты» и «трио», где каждая постройка одновременно и «солирует», и «партнёрствует» в едином «театре архитектуры» Царицыно.
В советское время Третий Кавалерский корпус приспосабливали под разные нужды – трактир, гостиницу, дачу и пр. Реставрирован в 1998-2003 годах для экспозиций и выставок.

Бельведер – (в переводе с итальянского «красивый вид»), надстройка над домом, павильон или беседка, расположенные, как правило, на возвышенном месте, откуда открывается красивый вид.

ПРИМЕЧАНИЕ 2.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ ” ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК”.

Иконография. На иконе Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображены над громадной каменной чашей, стоящей в водоёме. У водоёма, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

История. В V-м веке в Константинополе, вблизи Золотых ворот находилась роща, посаженная в память Пресвятой Богородицы. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, в воду затянуло тиной.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий Император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог путнику выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивлённый таинственным голосом, Маркелл стал искать воду, но не нашёл. Когда же он остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдёшь в источнике и напои ею жаждущего, тину же положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Моё храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Моё имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил всё повеление, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошёл в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при Императоре Маркиане (398-457).
Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нём проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.
Источник славился многочисленными исцелениями, в том числе и император Юстиниан Великий (527-565), который во сне услышал голос, повелевающий ему идти к Живоносному источнику и напиться из него. В благодарность за исцеление Юстиниан воздвиг новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь
В XV-м веке храм был разрушен мусульманами, которые не позволяли людям приходить к источнику. Некоторые правители Турции относились лояльно к христианам, и источник расчищали и черпали воду оттуда, другие- запрещали доступ к воде и источник зарастал. В конце XIX-го века, когда вновь были очищены развалbны, в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся здесь . В 1835-м году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450-го года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой Седьмицы, Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоностного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
ОСТАНОВКА 8. У ХРАМА ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ” ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК”.

Группа расположена на дорожке за Фигурным мостом.

Самая старая постройка ансамбля. История этого храма восходит к временам правления Софьи Алексеевны, когда усадьбой владел её фаворит В.В. Голицын, который и построил первую деревянную церковь во имя Иконы Божией Матери Живоносный источник.
Среди храмов России царицынская церковь выделяется редким посвящением. Этот образ очень почитала Софья Алексеевна, в честь него она построила каменную церковь в царском селе на Воробьёвых горах, а её фаворит – деревянную пятиглавую в усадьбе Чёрная Грязь.
Среди храмов России царицынская церковь выделяется редким посвящением иконе Божьей Матери «Живоносный источник». Этот древний образ почитается за многие чудотворения, в том числе и содействие чаяниям женщин зачать ребёнка. Этот образ очень почитала Софья Алексеевна, в честь него она построила каменную церковь в царском селе на Воробьёвых горах, а её фаворит Голицын – деревянную пятиглавую в усадьбе Чёрная Грязь.
На появление потомства, очевидно, надеялся и бездетный князь Дмитрий Кантемир, когда он в начале 18 века заменил пятиглавую деревянную церковь на однокупольную, но уже каменную. А уже в конце 18 века его сын Матвей, который влдел усадьбой 14 лет (1759-1765) возвёл ныне существующее здание. Он же устроил придел во имя Святого великомученика Дмитрия Мироточивого, святого покровителя его отца. В этом приделе и похоронены Матвей Дмитриевич Кантемир, его жена Аграфена Яковлевна (Лобанова- Ростовская(1708-1772)).
Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен «восьмерик», увенчанный куполом с небольшой главкой. В 1880-е годы в церкви был устроен придел в честь Иконы Божией Матери Казанская, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня, таким образом, в конце XIX-го века церковь приобрела современный вид.
Архитектурный стиль барокко типичен для сельских храмов середины XVIII-го века.
Храм совсем не вписывается в ансамбль царицынских построек и выглядит совершенно посторонним сооружением, он не подвергался никакой перестройке в общем царицынском стиле, поскольку служил своеобразным ориентиром для Баженова при расположении его построек. Он неоднократно упоминался в документах, например: «три домика…к церкви».
В 30-е годы храм был закрыт, в 1990-е реставрирован, в 1998-м году освещён Патриархом Алексием II .

ОСТАНОВКА 9. ПЕРЕД ВХОДОМ НА ФИГУРНЫЙ МОСТ.

Группа расположена перед входом на Фигурный мост на «Берёзовой перспективе».

Обратить внимание на великолепный вид, так называемую «Берёзовую перспективу». Название сохранилось от берёз, которые были насажены вдоль аллеи. Берёзовая аллея не сохранилась, вместо берёз посадили липы, но название аллеи осталось прежним.
Перспектива – слово закрепилось в названии широкой дороги «проспект».
На «Берёзовой перспективе», на одной оси стоят несколько зданий, в том числе и Малый дворец.

ОСТАНОВКА 10. ПЕРЕД МАЛЫМ ДВОРЦОМ.

Группа расположена на «Берёзовой перспективе», лицом к прямому фасаду Малого дворца.
Вид на Малый дворец со стороны «Берёзовой перспективы».

Одно из зданий, обрамляющих «Берёзовую перспективу» – Малый дворец. Он наименьший из дворцов по размеру, отсюда и его название.
Ещё при Кантемирах на этом месте была поставлена большая деревянная беседка, своего рода бельведер, где в 1775 году проходил Совет Екатерины II. Прекрасное местоположение постройки, видимо, было замечено императрицей. Поэтому Малый дворец сооружённый вместо беседки был определён Баженовым под собственные покои Екатерины II – место для уединённых кабинетных занятий и её конфиденциальных бесед.
Размеры здания весьма невелики, площадь около 200 кв. м.
Это здание украшает вензель в виде буквы Е и римской цифры II в лучах солнца. Здесь есть прямые лучи это символизирует свет солнца, а изогнутые как пар – это символизирует тепло. И здесь Баженов как бы зашифровал смысл: «Екатерина и светит и греет».
Малый дворец украшен очень красивым парапетом, именно на нём находится вензель в лучах солнца.
Здание имеет целых два секрета. Обратите внимание на окна – большие, прямоугольные с полукруглым завершением, украшенные белыми наличниками, которые имеют продолжение в виде вытянутых кокошников. Сравните форму и декор окон с формой и декором дверей – вы едва заметите разницу – это первый секрет. Для того, чтобы разгадать второй, нужно обойти здание.

ОСТАНОВКА 11. УГОЛ МАЛОГО ДВОРЦА.
Обойти с группой вдоль полуротонды, обращённой прудам.

Полуротонда Малого дворца.

Со стороны прудов фасад здания полукруглый!! Создаётся впечатление, что мы видим совершенно другое здание – не то, которое видели минуту назад. Теперь по форме здание – полуротонда и издали похоже на парковый павильон, отсюда и название Малого дворца – «малинький полуциркульный»
Такая форма Малого дворца совсем не случайна. Прямая со стороны «Берёзовой перспективы» – для того, чтобы дворец вписывался в перспективу. Полуротонда повторяет очертания так называемой «абрезной горы»- эффектным завершением которой и явился дворец.
В началеXIX -го века дворец был приспособлен под летнюю кофейню, затем под гауптвахту для сторожей имения. В начале XX-го века здесь были руины с остатками внешних стен. Реставрирован в 1988-1996 годах.

ОСТАНОВКА 12.БОКОВОЙ ФАСАД СРЕДНЕГО ДВОРЦА (ОПЕРНОГО ДОМА).
Группа расположена на «Берёзовой перспективе» лицом ко входу в Средний дворец.
БОКОВОЙ ФАСАД СРЕДНЕГО ДВОРЦА, ДЕКОР ПАРАПЕТА.

На одной линии с Малым дворцом, на «Берёзовой перспективе», стоит двухэтажный Оперный дом – «средний» из дворцов Екатерины II . Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще…», хотя некоторые говорят, что сам Баженов называл его Средним, указывая лишь на промежуточные размеры между «Малым» и «Большим». Общепринятое название «Оперный дом» появилось позже, в первые годы XIX-го века и не отвечает действительному назначению Среднего дворца.
Об официальном статусе Среднего дворца говорят ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов в верхней части боковых фасадов. Отверстия в центре этих фигур вызывают недоумение, но объясняются очень просто. По-видимому, во время праздников и фейерверков, в отверстия вставляли фонари или факелы.
Средний дворец – одно из немногих баженовских строений, в котором наиболее полно сохранилась авторская планировка интерьеров. Сам Баженов структуру здания описывал как «галерея и дворец при ней». Галерея расположена на «Берёзовой перспективе», а дворец обращён к пруду. Этот зал, вероятно, предназначался для светских увеселений Екатерины в доверенно-узком кругу придворных и иных знатных особ. Размеры зала невелики, высота сводов- 10м.
Здесь императрица забавлялась бы карточными и другими играми, театральными постановками, концертами и т.п.
Из всех царицынских построек Баженова, Средний дворец выделяется богатейшим и почти скульптурным белокаменным декором. Здание похоже на гигантский резной ларец и выглядит праздничным даже в пасмурные дни.
Чтобы по достоинству оценить красоту декора, нужно хорошо видеть фасад здания.

ОСТАНОВКА 13. ФАСАД СРЕДНЕГО ДВОРЦА. ОПЕРНЫЙ ДОМ.
Группа расположена на «Берёзовой перспективе» лицом к фасаду Среднего дворца.

Двухэтажное на первый взгляд здание на самом деле имеет только один этаж. Внутри него большой двусветный зал, высота сводов которого – 10 метров, его окна расположены в два ряда. В очередной раз мы наблюдаем архитектурный трюк Баженова.
Неповторимые черты образу Среднего дворца придают богато украшенные окна и двери. Высокие стрельчатые окна на первом уровне, на втором дополнены сверху овальным проёмом. Они одновременно напоминают архитектуру Итальянских палаццо и Теремного дворца Московского Кремля. Простенки между окнами первого уровня усилены кирпичными пилястрами с белокаменными блоками, имитирующими руст. На втором уровне они продолжены накладками – «лесенками». А наверху они завершаются шпилями, которые усиливают вертикальное движение архитектуры здания.
Картина фасада дополняется горизонталями «кружевных» карнизов и парапета, который состоит из двух ярусов аркад и групп обелисков. Его главное украшение – в центре, как бы подчёркивает центральную часть фронтона со звёздами и волнистыми линиями.
В1996 году его отреставрировали впервые за 200 лет. И там оказалась такая акустика, которой не во многих концертных залах. Но в этом доме ни в 18, ни в 19 веках не было поставлено ни одной оперы, ни одного спектакля. Очевидно, он предназначался для светских увеселений Екатерины II в узком кругу придворных. Здесь императрица забавлялась бы карточными и другими играми, театральными постановками, концертами и т.п.

Об официальном статусе Среднего дворца говорят ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов в верхней части боковых фасадов. Отверстия в центре этих фигур вызывают недоумение, но объясняются очень просто. По-видимому, во время праздников и фейерверков, в отверстия вставляли фонари или факелы.

В настоящее время в Среднем дворце устраиваются концерты и выставки.

ОСТАНОВКА 14. У ФИГУРНЫХ ВОРОТ.

Группа расположена напротив Фигурных ворот, лицом к Фигурным воротам.

ФИГУРНЫЕ ВОРОТА, «БЕРЁЗОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА», «УТРЕННЯЯ ДОРОЖКА».

«Берёзовую перспективу» эффектно завершают Фигурные ворота. Они отмечают границу между дворцовой и парковой частями ансамбля. Как и Фигурный мост, Фигурные ворота напоминают триумфальную арку, в русской архитектуре множество подобных. Они, как правило, украшали въезды в аристократические усадьбы и крупные города. Но баженовское творение в Царицыно бесподобно по дивной красоте. Фигурные ворота- и изысканное украшение всего ансамбля, и декоративная парковая постройка. Ворота издали, с аллеи, выглядят как лёгкая декорация, вблизи же мы видим массивность форм.
Конструкцию Фигурных ворот составляют две круглые башни и стрельчатая арка между ними. Более чем наполовину башни сделаны из белого камня и прорезаны сквозными стрельчатыми проёмами. Верхние части башен выполнены из красного кирпича и украшены большими круглыми отверстиями, поясами корон-зубцов и кронштейнов. Башни соединяет баллюстрада. Башни и баллюстрада обрамляют арку и ажурный декор в её проёме. Орнамент проёма выполнен из гранёных ромбовидных камней, которые завершаются свисающей посередине скульптурной гроздью винограда, наподобии гирьки (вислого камня) в древнерусской архитектуре. Отсюда второе название Фигурных ворот – Виноградные. Центральное место в орнаменте арки – над гирькой – это пятиугольник со стилизованными ростком и бутоном.
Баженов щедро одел ворота не только архитектурным, но и скульптурным декором. По боковым сторонам от башенок он разместил небольшие выступы, похожие на фрагменты крепостных стен. Эти выступы первоначально служили пьедесталами для скульптуры. Известно, что ещё в 1825-м году на воротах стояли «ваз 4, собак 2, купидонов 2». До нашего времени сохранилась одна керамическая собака, которая хранится в музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Также Баженов не мог не подчеркнуть триумфальность ворот. Треугольные украшения верхних сторон арки имеют рельефные изображения «трубящих Слав» в гирляндах ветвей лавра.
Вместе со Средним дворцом, Фигурные ворота словно составляют архитектурный «дуэт», а с Малым – даже «трио». У них разные голоса, но в полифонической гармонии все строения «поют» общую тему «нежной готики», как сам Баженов называл свой стиль.
Сразу же за Фигурными воротами начинается

УТРЕННЯЯ ДОРОЖКА-
самая живописная из всех, проложенных в парке. Вообще, дорожки – неотъемлемая часть паркового ансамбля, который был устроен ещё Кантемирами во «французском вкусе». При Екатерине II в моду вошли английские пейзажные парки. Сама императрица в письме Вольтеру в 1772-м году писала:
«В настоящее время я люблю до сумашествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Англомания овладела вполне моей плантоманией.»
Для устройства английского парка был вызван из Англии садовник Френсис Рид, в 1784 году им и была устроена «Утренняя дорожка». Она начиналась от Фигурных ворот и огибала весь парк. До наших дней относительно неплохо сохранился её участок, идущий по холмам вдоль берега.
ОСТАНОВКА 15. БОЛЬШАЯ ПОЛЯНА.

Группа расположена на дорожке, огибающей поляну.

БОЛЬШАЯ ДВОРЦОВАЯ ПОЛЯНА. ИСТОРИЯ ПАРКА.

Царицынский парк издавна славится как одно из лучший мест прогулок и отдыха. В настоящее время он занимает территорию около 50 га.
Основание пейзажному парку в Царицыно было положено в 1784-м году английским садовником Френсисом Ридом, который и стал автором «апробованного» Екатериной II проекта «новоманерного аглинского сада». Ф.Рид очень бережно отнёсся к регулярному саду Кантемиров. Он сохранил основные проспекты и аллеи, но убрал все плодовые посадки и полностью превратил этот парк в увеселительный. Ф.Рид работал в Царицыно до своей смерти в 1799 году.
Следующий период связан с именем Петра Степановича Валуева – главноначальстующего Экспедиции Кремлёвского строения. Это время было расцветом Царицынских садов, их красоты были замечены современниками и именно тогда появились восторженные описания парка П.И.Шаликова, А.Ф. Воейкова, позже А.С. Ширяева, И.В.Киреевского, П.П.Свиньина и других. Как подмосковная достопримечательность, Царицыно отмечено Н.М.Карамзиным.
Основное строительство в первые годы XIX-го века в Царицыно вёл И.В. Еготов, служивший под началом Валуева. Он и его архитектурная команда стали авторами почти всех павильонов и малых архтектурных сооружений в царицынском парке. На должность главного садовника Валуевым был призван прусский садовый мастер К.С. Унгебауэр, «под рукой» которого сады Царицыно были приведены в образцовое состояние. Была попытка, правда безуспешная, заложить в Царицыно ботанический сад, а оранжерейное хозяйство достигло расцвета.
Поляна, на которой мы сейчас стоим, – часть парка XIX-го века, она появилась на месте регулярного сада XVIII-го века. С Большой поляны открываются завораживающие виды на различные элементы ансамбля с разных ракурсов. Поляна оригинальна ещё и тем, что её уровень более чем на 1 м выше уровня аллей вдоль близлежащих дворцов. Дело в том, что ещё в первой половине XIX-го века, после очистки Верхнего Царицынского пруда весь плодородный слой был уложен на этой поляне и сильно поднял её уровень. Поэтому создаётся визуальный эффект, что Большая поляна как бы «парит» над окружающими постройками.
Зрительным центром Большой поляны является раскидистая сосна, посаженая в XX-м веке на месте погибшей сосны XIX-го века. Сосну можно сравнить с цветком в горшке.
Хотя поляна утратила некоторые свои художественные украшения, такие как цветочные клумбы, кустарниковые группы, но она по прежнему является одной из лучших дворцовых полян старинных усадеб России.

ОСТАНОВКА 16. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ АНСАМБЛЯ. Группа расположена недалеко от Хлебного дома, лицом к Кавалерским корпусам.

КАВАЛЕРСКИЕ КОРПУСА. (Два домика «по церковному рву».)

В течении строительного сезона 1784 года, Баженов построил «два домика по церковному рву»- Первый и Второй Кавалерские корпуса.

ВТОРОЙ КАВАЛЕРСКИЙ КОРПУС

в плане – восьмиугольник, отсюда и его второе название – «Восьмигранник». Интересно, что здание не имеет главного фасада, но каждый из четырёх фасадов ориентирован по сторонам света. Каждый фасад украшен портиком из четырёх колонн. Отделка колонн очень необычна – горизонтальные муфты (перехваты) чередуются с узкими вертикальными накладками по всей высоте. Такое украшение колонн создаёт ритмичную игру поверхностей.
Над колонадами – необычайно красивые кокошники двух видов: два с вытянутой центральной частью, а два – фантазийной формы, украшены накладным и ажурным узором с солнечными лучами, звёздами, трилистниками, решёткой. Соединяет кокошники затейливая линия парапета. Два кокошника похожи на гребень.
Входы в здание очень скромны и на первый взгляд незаметны, их восемь, они на диагональных сторонах корпуса. Такое количество дверей соответствует количеству прямоугольных комнат, расположенных вокруг главного зала. Восемь прямоугольных залов соединены треугольными помещениями. По всему периметру залов проходит сквозная анфилада. На одном из ранних планов в каждом из восьми помещений изображено по кровати. Можно сказать, что планировка Второго Кавалерского корпуса служит иллюстрацией идеального принципа общежития эпохи Просвещения: «жить вместе, и в то же время раздельно».

ПЕРВЫЙ КАВАЛЕРСКИЙ КОРПУС
спланирован «уголком». Эта самая маленькая из ныне существующих построек. Через дорогу от него возвышается Хлебный дом, по сравнению с которым Первый Кавалерский корпус особенно миниатюрен. Однако, Баженов расположил их на достаточном расстоянии, так, что бы их размеры не диссонировали.
В отличие от Второго Корпуса, здесь главный портал совпадает с главным входом и выделен колоннами с узкими вертикальными белыми накладками. Пары колонн соединяет сдержанная баллюстрада, а над ней – роскошный кокошник – гребень, который повторяет узор гребня Второго Кавалерского корпуса и различается навершием, во Втором корпусе – кокошник, в Первом – стрелка.
Внутри здания – три зала, сейчас в нём располагается администрация музея.

Оба здания, и Второй, и Первый Кавалерские корпуса, напоминают гигантские ювелирные табакерки (из белокаменной филиграни, залитые эмалью краснокирпичной кладки).
Поражает, что даже такие малозначительные по функции постройки, архитектор сочинял с не меньшей фантазией, что и царские дворцы. Впрочем, в баженовском Царицыно нет «главных» и «второстепенных». Это «ансамбль солистов», соперничающих друг с другом в привлечении зрительского внимания к своей оригинальной красоте.

ОСТАНОВКА 17. ФУНДАМЕНТ БОЛЬШОГО КАВАЛЕРСКОГО КОРПУСА.

Группа расположена перед фундаментом Большого Кавалерского корпуса, лицом к Большому дворцу. Можно использовать бронзовый макет несохранившихся построек.

Летом 1785-го года Екатерина П впервые осмотрела дворец Баженова после 10 лет его строительства, осталась им весьма недовольна, отстранила Баженова от дальнейшего строительства, а в феврале 1786 года приказала снести дворец «до основания». Хотя Екатерина говорила, что «поправлять произведение надлежит самому автору», с Баженовым она поступила ровно наоборот, хотя и назначила его своим «первым архитектором». Баженов был отправлен в отставку «для поправления здоровья и исправления домашних дел» с солидной пенсией. Конкурс для переделки дворца выиграл друг и ученик Баженова – Матвей Казаков.
Несколько зданий Баженова были разобраны, так как они мешали замыслу Казакова устроить парадную площадь перед дворцом.
Самым большим из разобранных зданий был Большой Кавалерский корпус – вот тут его фундамент, а вот как он выглядел на макете. Кавалерским Корпусом он был назван самим Баженовым. Двухэтажный, с большими окнами, арочным парапетом, и куполом посередине. В плане здание было квадратным и четырьмя выступами по бокам.
Как видно, на площади сохранились фундаменты других разобранных зданий, например Камер-Юнфарский корпус. Предназначен он был для камер-фрейлин, был «девичей», по соседству с дворцами императрицы.
За Третьим Кавалерским корпусом плиткой выложены очертания бывших здесь Шестиугольного и Крестообразного павильонов. Вместе с Фигурными воротами, Третьим Кавалерским корпусом и Малым дворцом они составляли непрерывную цепочку небольших , различных по форме строений.
Камер-Юнфарский корпус был разобран в 1795-м году, два других домика разобрали за ветхостью в начале 20-го века.
Ещё одна несохранившаяся постройка ансамбля – Управительский дом. Он был помещён между Хлебным домом и «Главным дворцовым корпусом», его размеры были приблизительно равны Первому Кавалерскому корпусу. Разобрали Управительский дом в 1803 году.

ОСТАНОВКА 18. ПЕРЕД ХЛЕБНЫМ ДОМОМ.
Группа расположена лицом к Хлебному дому со стороны дворцов.

ХЛЕБНЫЙ ДОМ.(1784-1784) Наконец можно видеть самое большое( более 4000 кв. м) из сохранившихся сооружений Баженова и , самое впечатляющее, он расположен на границе ансамбля и парка. Хлебный дом представляет собой исполинский куб с закруглёнными углами и внутренним двором.
В цокольном этаже должны были располагаться погреба и ледники; в двух верхний- три кухни, кондитерские, комнаты для других надобностей – «скатертные», «приспешная», «для угольев», а также жилые комнаты для служителей.
По богатству декора Хлебный дом не уступает другим зданиям ансамбля. Самая оригинальная деталь декора двух фасадов здания – белокаменные эмблемы с изображением каравая хлеба с солонкой. Массивные кирпичные стены прорезают различных форм оконные проёмы: стрельчатые, круглые, двойные, украшенные белокаменными наличником.
Строительство кухонь началось в последнюю очередь из-за финансовых трудностей. К тому же для Баженова началось тяжёлое время, его постигли семейные беды: смерть сына, болезни детей. И, несмотря на это, здание уникально – ничего подобного в русской классической архитектуре больше не встретить.
В XIX -м, начале XX-го века Хлебный дом приспосабливали под больницу, богадельню, земское училище, дачи, гостиницу. В советское время в нём были коммунальные квартиры (до 1970-х). Сейчаc в нём выставочные залы, представлена экспозиция разнообразной тематики.
,
«Здесь всё та же архитектурная мечта о готике. На дворе Хлебного дома можно почувствовать себя где-то в Германии, в стенах какого-нибудь рыцарского замка на Рейне».П. Перцов «Усадебные экскурсии по железным дорогам» 1925.

ОСТАНОВКА 19. ПЕРЕД «ГАЛЕРЕЕЙ С ВОРОТАМИ»
Группа расположена на площади перед Галереей с воротами.
«ГАЛЕРЕЯ С ВОРОТАМИ»(1782-1784)

Заслуживает внимания и постройка, которая называется «Галерея-ограда с воротами». Баженов называл её «ворота и ограда между кухни и крайняго дворца великого князя.»Название весьма условно. Чтобы служить галерей (для переноса кушаний из Хлебного дома во дворцы или прогулок в дождливые дни), в ней нет сквозного прохода и крыши. Ограда же требует какого-то замкнутого пространства, а императрица не любила заборов в своих загородных резиденциях, поощряла доступность царских парков для «благородной публики». У Баженова получилось , таким образом, чисто декоративное сооружение, которое объединяет в одно архитектурное сооружение Хлебный дом и дворец.
Галерея представляет собой лёгкую открытую колоннаду, завершённую балюстрадой, украшенной белокаменным ажурным узором из сплетенных сердец и пинаклей. В центре- двухъярусные ворота с перекинутой между ними «колючей» аркой, напоминающей терновый венец. Это наиболее эффектная деталь сооружения.
Баженов не скупился на творческие фантазии. Он по-разному декорировал фасады своей галереи –ограды. Её парадная (дворцовая) сторона очень нарядна. Парковая сторона постройки более скромна и похожа даже на внутреннюю аркаду крепостной срены древнерусских монастырей.
ОСТАНОВКА 20. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ АНСАМБЛЯ.

Группа расположена у Большого дворца.

БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ М.Ф. КАЗАКОВА.

Итак, главное здание ансамбля – Большой дворец. Редкое здание имеет такую трагическую судьбу. До сих пор его история интригует умы и печалит души.
Екатерина II самолично утверждала все чертежи Баженова. Но при первом же осмотре недостроенной резиденции летом 1785 года она заявила, что во дворце «невозможно жить». Своды были «слишком тяжёлые, комнаты слишком низкие, будуары слишком тесные, залы тёмные, лестницы слишком узкие». Трудно поверить, что архитектор мог так грубо просчитаться в интерьерных планировках и вообще осмелиться противоречить желаниям императрицы. Истинные причины такого отношения могли быть связаны с:
-изменением вкусов государыни;
-женской капризностью;
-интригами её вельмож против Потёмкина;
-недовольством Екатерины II масонскими увлечениями Баженова. (Хотя не следует забывать, что все масонские символы возникли не на пустом месте, а имеют религиозные и языческие корни, а также трудно объяснить тот факт, что те здания, на которых прочитывается явная масонская символика остались нетронутыми.)
-дружеской близостью Баженова к нелюбимому сыну Павлу Петровичу.
Это только некоторые из наиболее распространённых версий, которым нет числа. Конкурс на постройку Большого дворца выиграл М.Ф. Казаков, ученик , друг и соратник В.И. Баженова.
В 1786 году Казаков начал постройку другого Большого дворца на месте разобранного. Перед ним стояла необычно трудная задача – ему пришлось «встраивать»новое грандиозное здание в уже сложившийся ансамбль, сохраняя связь с другими постройками Баженова. Для него это была не новая задача, примерно то же он осуществил в Кремле при постройке Сената. Казаков блестя-ще с ней справился.
Но…..на восьмом году строительства Екатерина опять кардинально изменила проект – приказала понизить этажность и Казакову пришлось всё в корне переделывать.
После всех перипетий мы можем наконец полюбоваться творением Казакова. В плане Большой дворец представляет собой два квадрата, углы которых отмечены гранёными восьмиугольными башнями под шатровыми кровлями. Оба корпуса соединены между собой узкой галереей с высокой кровлей.
Украшение Казаковского Большого дворца не уступает Баженовским конструкциям. Главное убранство длинных фасадов – ряды прямоугольных окон с готическим накладным узором. В боковых корпусах устроены лоджии с аркадами из высокий стрельчатых арок.
По верху центральной галереи между арками вписаны круги с розеттами из восьми ромбовидных лепестков. Лоджии отделаны накладками – лучистыми «звёздами». Очень эффектна декорированы угловые башни: стрельчатые арки, короткие двойные колонки являются постаментами высоких колонн «фантастического»ордера, накладные «филёнки» по узким граням, другие элементы.
Интересно отметить, что современники решительно не приняли Казаковский Большой дворец, хотя постройками Баженова неизменно восторгались. Ещё при жизни М.Ф.Казакова его Большой дворец называли и «гробом», и «катафалком», и «темницей», и другими эпитетами. Московский журнал «Телескоп» в 1832 году писал: «Это огромное здание, как гроб великана, есть произведение зодчего, едва ли бывшего художником. Казаков выстроил дворец, который теперь стоит как мавзолей над гением Баженова.»
Впрочем, и сами Екатерина II в последнее десятилетие своего 34-летнего правления утратила интерес к Царицыно. Житейской нужды в нём не было: в Москве императрица после рокового для Баженова визита в 1785-м году побывала только один раз, и то лишь проездом из своего знаменитого путешествия в 1787 гду в Крым. В 1791 умер и первых вдохновитель царицынского проекта Григорий Александрович Потёмкин-Таврический. Строительство не раз останавливалось из-за нехватки средств. К моменту смерти Екатерины, ни баженовские здания, ни казаковский дворец не получили даже необходимой внутренней отделки.
Император Павел Петрович принялся искоренять ненавистные ему деяния матушки и Потёмкина. Он распорядился «в селе Царицыно никаких строений не производить». Ни один из последних императоров, от Александра Первого до Николая Второго не решился завершить «долгострой» XVIII-го века. Многолетние труды Баженова и Казакова пошли прахом. Дворцовый ансамбль остался невостребованным.
Хотя, разнообразные проекты по восстановлению дворца, также как и идеи приспособления Большого дворца под новые нужды время от времени возникали на протяжении двух столетий, но все остались нереализованными.
Уже в начале XX-го заброшенные царицынские сооружения стали разрушаться и зарастать зеленью, наподобие классический руин. Через несколько десятилетий они превратились в романтические развалины, своего рода «Московкий Колизей» – место для раздумий русской интеллигенции о прошлом и будущем России.
Реставрация архитектурных памятников Царицыно началась уже в 1970-е году, а в 2005-2007 годах правительство Москвы осуществило реконструкция всего ансамбля. Руководил реконструкцией М.М.Посохин. Здания Царицынского ансамбля были приспособлены под музейные цели. 2-сентября 2007 года в День города Москвы ансамбль торжественно открыт для посетителей, в празднике приняли участие В.В.Путин, Ю.М.Лужков.

ОСТАНОВКА 21. ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СТЕКЛЯННЫМ ПАВИЛЬОНОМ-ВХОДОМ В МУЗЕЙ.

Группа расположена лицом к скульптурным портретам.

СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ В.И. БАЖЕНОВА И М.Ф.КАЗАКОВА.

Скульптуры выполнены из бронзы и раскрашены. Автор –М.Баранов.
Стеклянный павильон расположен на месте «домика управляющего» и в целом повторяет его форму и местоположение и служит для приёма посетителей музея. Павильон оборудован эскалаторами. Этот современный проект сродни по идее знаменитой стеклянной пирамиде Лувра. По сохранившемся чертежам воссоздали и готическую садовую ограду начала 19-го века с двумя калитками.
В заключении можно вспомнить слова А.Воейкова о Царицыно, сказанные ещё в 1825 году: «Пора! Должность призывает меня в город, к хлопотам и заботам. Повинуюсь без ропота. Прости, гостеприимное Царицыно! Я похитил у судьбы целый день: жил, думал, наслаждался….»

ИСТОРИЯ ЦАРИЦЫНО. XIX ВЕК.

В 1860 году часть Царицыно из дворцового ведомства было переведено в удельное и отошло под дачи. Благодаря своему положению, а также вновь построенной железной дороге во второй половине XIX- начале XX века Царицыно стало одним из самых любимых мест Подмосковья.
К началу XX века в этом месте насчитывалось более 1000 дач. Кто только не посещал этих дач! Среди знаменитых дачников можно назвать Морозовых и Бахрушиных. Несколько лет здесь на даче жил И.Е.Забелин – им были осуществлены первые раскопки местных курганов. Здесь бывали поэты, художники, музыканты: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, А.Белый, А.Н.Плещеев, М.А.Врубель, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, С.Я.Лемешев, К.Ф.Юон. В гости к известным дачникам наведывались П.И. Чайковский и М.А.Балакирев. В 1904 году дачу в Царицыно (близ Большого моста) намеревался приобрести А.П.Чехов. С Царицыно концаXIX – начала XX века связаны имена Св.Иоанна Кронштадского, а также Блаженной Матроны Московской и схимонахини Макарии.
С 1918 года началась советская история Царицыно, которое было переименовано в Ленино – это было одно из первых советских переименований, историческое название Царицыно было возвращено в 1991 году. Как и в царский период, в советское время существовали планы по использованию построек, вплоть до организации санатория и постройки завода шампанских вин. Но реально в некоторых зданиях размещались коммунальные квартиры.
В 1980-х в дворцово-парковом ансамбле был создан музей. С 1992 года он именуется Государственным историко – архитектурным, художественным и ландшафтным музеем – заповедником Царицыно и является по площади (около 700 га) самым большим из музеев – заповедников Москвы.

УНИКАЛЬНОСЬ КОМПЛЕКСА.

Царицыно, бывшая Чёрная Грязь не раз переходило из государственного в частное владение и обратно. История места связана с известными в русской истории боярами Стрешнёвыми, Голицыными, княжеским родом Кантемиров и русской императрицей Екатериной II.
Это ЕДИНСТВЕННАЯ ЗАГОРОДНАЯ ПОДМОСКОВНАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ.
Единственный осуществлённый и сохранившийся ансамбль В.И.Баженова.
Ансамбль создавали два ВЫДАЮЩИХСЯ зодчих – современники, ровесники, соратники.
Царицыно можно сравнить со столь разными явлениями русской и мировой культуры, как Московский Кремль, древнерусские монастыри, западно-европейские средневековые крепости и загородные усадьбы XVIII-XIX веков.
Царицыно- высочайший образец раннего романтического стиля, московской школы неоготики, которой противопоставляется петербургская, и на которую ориентируются провинциальная.

ПРИМЕЧАНИЕ 3.

«Мне хорошо известна Чёрная Грязь. Князь Кантемир жил тут. Это одно из самых красивых подмосковных имений… Очень рад узнать, что это место может разогнать скуку Вашего Величества.»
Из писем И.И.Бецкого Екатерине П. 1775.

К отличительным чертам Царицыно принадлежит его величавость. Гуляя в Кускове, Кузьминках, Останкине, Архангельском, вы будете удивляться богатству и роскоши частных лиц. Но в Царицыно нельзя не почувствовать, что в нём могло быть задумано и выполнено только Екатериной П. Для этого нужны были несравненно большие средства, нежели какими могло бы распоряжаться частное лица. Одно это уже поражает воображение…
Из очерка «Царицыно» в газете «Наше время» 1862.

«8-го числа его сиятельство (австрийский император Иосиф II) с его светлостью князем Потёмкиным и его высокопревосходительством И.И.Шуваловым благоволили смотреть строение села Царицыно, коего готическая архитектура весьма для его сиятельства нравилась.
Из газеты «Московские ведомости» 17.06.1780

«Были в Царицыно, где строится огромный готической архитектуры дворец под предводительством господина Баженова, у которого мы и обедали. Редко можно найти приятнейшего в сём роде местоположения, каково есть Царицыно. Оно стоит на высоких холмах, окружено речками, прудами и прекрасными рощами из высоких и густых древ состоящих.»
Из дневника путешествий по России сына Екатерины II графа А.Г.Бобринского в сопровождении Н.Я.Озерковского 1782

«С каким неизъяснимым удовольствием провёл я несколько золотых дней моей жизни в единственном Царицыно! Всё, что природа изящного, что искусство прекрасного имеет, всё найдёте вы в Царицыно.»
А.Раевский. «Окрестности Москвы» 1815.

«Был я в Царицыно, где строение образом лучшим сделано. Вид же Царицыно при въезде так хорош и приятен, а паче в своём роде ничего для глаз так прелестного я не видел.»
Из доклада московского главнокомандующего графа А.Я. Брюса императрице Екатерине П. Осень 1784.

Пора! Должность призывает меня в город, к хлопотам и заботам. Повинуюсь без ропота. Прости, гостеприимное Царицыно! Я похитил у судьбы целый день: жил, думал, наслаждался.»..
А. Воейков «Царицыно» 1825

«Здесь всё та же архитектурная мечта о готике. На дворе Хлебного дома можно почувствовать себя где-то в Германии, в стенах какого-нибудь рыцарского замка на Рейне.»
П.Перцов «Усадебные экскурсии по железным дорогам» 1925

« Царицынские здания принадлежат к таким произведениям искусства, которые действуют весьма сильно на воображение из самого характера строений. Этот характер – игривая свобода форм, простор фантазии без всяких ограничений, кроме прирождённого чувства гармонии. Замысловатость, игривость, прозрачность – всё способствует к удовольствиям и поддерживает счастливое расположений духа.»
Н.Дмитриев «Царицыно» 1862

« Москва славится окрестностями. Но вслушайтесь в толки москвичей и всегда услышите, что идеал загородных гуляний – Царицыно! Все любят тенистый роскошных сад его и поездка в Царицыно составляет летнюю эпоху для дам особенно. Там, в обширном романтическом саду, приобретают они драгоценное для женщины право сбрасывать привычные, но обременительные требования городских обычаев.»
Из очерка в журнале «Телескоп» 1832

«Когда ступите на бархат царицынской зелени, то сладостная улыбка явится на устах ваших, и живое удовольствие засияет во взорах. Обширные подобно морям пруды, прекраснейший Англинский сад с широкими аллеями и волшебными дорожками, с уединённой галереей, которую можно назвать «Храмом меланхолии» – всё это делает Царицыно пленительным и бесценным!»
П.Шаликов «Царицыно» 1804

«Вряд ли в окрестностях Москвы найдётся место, столь живописное и поэтичное, как Царицыно. А эти пруды… Что за прелесть они со своей зеркальной поверхностью в зелёных рамах! Кажется, что и конца им нет. Что это – многоводные озёра, соединённые реками…»
Из очерка «Царицыно» в газете «Московский листок» 1886

«С плотины не видно конца прудам ни в ту, ни в другую сторону и это придаёт водяному пейзажу даже некоторую долю грандиозности. В самой широкой части пруда недалеко от плотины поднялся островок, густо заросший светлой зеленью ивняка и отразившийся в зеркальной поверхности пруда причудливыми вырезными фигурами.»
А.Ярцев «Подмосковные прогулки» 1891

Читать текст экскурсии частенько бывает скучно. А слушать? Это зависит от подачи материала. Обещаю, что материал будет подан живо и интересно. если Вы придёте на пешеходные экскурсии по Москве.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь