Чаевые

3
200
чаевые

Когда речь идёт о чаевых, то есть о дополнительном вознаграждении за оказанные услуги, то сразу вспоминаешь о ресторанах. Официантам платили всегда и везде, за исключением отдельных стран. Есть места, где зарплату им не платят вовсе, оплата их труда – чаевые клиентов. Я совсем не призываю искоренять старые традиции. Не нами было заведено, что официанту надо заплатить сверх счёта. Я провожу параллели с представителями других профессий, которые тоже призваны обслуживать клиента. В большинстве случаев, их трудовые затраты в разы превышают усилия официантов. Но никто не озадачивается поблагодарить, например, сотрудника музея. Или гида. Являясь представителем этого рода занятий, предлагаю взглянуть на вопрос чаевых несколько с другого ракурса.

Чаевые. Правила и нормы

Иностранные туристы чаевые гиду дают, чего греха таить. Не все и не всегда, но, как правило, дают. Мы и сами в путешествиях оставляем несколько евро горничной в гостинице, если останавливаемся больше, чем на одну ночь. Про чаевые в ресторанах не забываем. Конечно, если сервис нас устраивает. Но если он оставляет желать лучшего – простите господа.

Гидов в путешествии нанимаем редко. Правда, бывают музеи или замки, где без гида нельзя. Тогда бывает, что из всей сборной группы мы одни благодарим коллегу. Потому что хорошо знаем специфику работы, понимаем, что если гид работает по заявке музея или турконторы, о достойной оплате его труда даже и думать нечего.

Бывает, что туристы спрашивают, принято ли у нас давать чаевые. Я всегда отвечаю утвердительно. Как ни старались в наше советское прошлое внедрить уравниловку, чаевые искоренить не удалось. Другой вопрос, вытекающий из первого – сколько давать? Вот на этот вопрос я всегда отвечаю обтекаемо или увиливаю от прямого ответа. Многие понимают это по-своему. Например, приятная австралийская пара, с которой я работала два дня (и неплохо работала) дотошно выпытывала у меня сведения о чаевых.

– У вас принято давать чаевые?
– Принято.
– Сколько в ресторанах платить?
– Если сервис вам нравиться – около 10% от суммы заказа.
– А горничной в номере?
– Мы с супругом всегда оставляем примерно 2-3 евро в сутки.
– А носильщику в гостинице? Нам сегодня портье помог чемоданы занести в камеру хранения. Наверное, стоило поблагодарить?
– Если ничего не дали, не думаю, что стоит переживать. Он же не по лестнице тащил ваши чемоданы, только передвинул от стойки администратора до камеры хранения.

Честно говоря, меня этот разговор порадовал. Ведь если клиент озадачивается чаевыми, то есть подозрение, что и гида вспомнят. И что бы вы думали? Спустя пару часов мы с водителем расстаёмся с клиентами. Они крепко жмут руку, говорят, как им со мной повезло, обнимают и … всё! И к чему был разговор о чаевых? Значит, носильщика в гостинице поблагодарить надо, а гида, который трудился два дня в поте лица голоса и сердца – не надо?

чаевые

Чаевые – хорошо, но достойная работа – важнее!

Хотя настоящие гиды никогда не работают ради чаевых. Дали – хорошо, не дали – что ж. У людей свои расклады. Я никогда не прогибаюсь под клиента в расчёте на благодарность. Что греха таить, не со всеми работаю одинаково. Для тех, кто интересуется, слушает, задаёт вопросы, рассказываю на подъёме. Иногда мелькает мысль: “Ну чего я сердце рву? За мою зарплату спасибо, что просто пришла на службу”. Но как остановиться, когда  слушают, открыв рот? А если клиенты смотрят на тебя, а у самих на лице написано: “Долго ещё?”, у меня с такими разговор короткий – быстренько сворачиваю базар. И вот парадокс: те, кто скучают, порой дают больше денег, чем те, которые слушают с интересом.

Чаевые. За что и сколько

Вот ещё феномен: коллеги согласятся, что лучше всего работаешь, когда выпадает одна экскурсия в день. Ну, может быть, две. Например город с Новодевичьим монастырём с индивидуалами. Или Кремль с Оружейкой. Тогда работаешь на подъёме, потому что знаешь, что на сегодня это всё. И выкладываешься по полной программе. А когда тебе напихают пять экскурсий в день, тогда ни одну по настоящему не проведёшь. На первой – силы экономишь. На последней их уже совсем не остаётся. И вот интересно, что самые лучшие чаевые дают именно те, которые заказали гида только на одну экскурсию. Они могут оценить весь твой талант “актёра” и знания “историка искусств”. Даже иногда неудобно бывает, когда тебе отваливают куш за плёвую работу. Чтобы было понятно, обозначим некую сумму цифрой Х. Мне до сих пор не по себе, когда молодая пара за экскурсию на речном трамвайчике, душевный разговор и некоторые рекомендации, щедро дала 4 Х рублей.

Чаевые. Гид не равен водителю!

А бывает, зло берёт. Конечно, я бы не обиделась на 2 Х за три полных дня. Потому что даже Х – деньги. А 2 Х, это же в два раза больше, на дороге они не валяются! И ничего давать они не обязаны, тур в агентстве куплен, всё включено. Но на моих глазах они протягивают водителю бумажку Х за три часа передвигания транспортного средства в выходной день из точки А в точку Б по команде гида. То есть водителю за три часа Х, а гиду – за 20 часов, полных экскурсий – 2 Х. Вот так оценила семья фермеров из Техаса мою работу и несравнимо менее времязатратную работу водителя.

Или ещё пример. Группа, Сингапур, 7 человек. Два дня работы, программа на второй день – бешеная. (О ней рассказано здесь). Дают Х денег. А на следующий день – плёвая обзорка с двумя австралийками. Те же Х денег в качестве поощрения.

Порой случается, что работаешь спустя рукава. Особенно, к концу сезона, когда выматываешься, “соловьи” в душе уже все разлетелись, каркаешь, как ворона. А тебе бац – и неплохих денег дали. Бывает наоборот. Не экскурсию ведёшь, а песню поёшь. А получаешь “большое спасибо”. И никогда и ничего не угадаешь заранее.

Чаевые гиду

А к чему разговор был? Просто хочу напомнить. Господа, если вы нашли гида в интернете или другим способом, исключающим посредников, гид назначил вам сумму гонорара и вы вручили его вашему экскурсоводу “из рук в руки”, то дополнительное вознаграждение уместно, если вам показалось, что сумма незначительна, человек затратил гораздо больше сил  и вы хотите заплатить больше. Если же между вами и экскурсоводом стоит посредник в виде турконторы, гостиницы или другой сутенёрской организации, помните, что львиная доля ваших денег осела в карманах посредников. Гиду, который занимается делом, а не сводничеством, достались жалкие крохи. Пожалуйста, не забудьте его поблагодарить!

Между нами, гидами

Если Вам интересна тема похождений бравого московского гида, добро пожаловать на мою страничку в живом журнале:
ПОБИТ РЕКОРД СКОРОСТИ
ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА
КОГДА 9 МАЯ – РАБОЧИЙ ДЕНЬ
ХРОНОМЕТРАЖ ПЕШКИ ПО ЦЕНТРУ
ЗИГЗАГИ В ОРУЖЕЙКЕ
ЧАЕВЫЕ
30 МИНУТ НА ТРЕТЬЯКОВКУ
ЧЕТЫРЕ ПИШЕМ, ДВА В УМЕ
ДА, БЫЛ ДЕНЁК
КРЕМЛЬ И ГИДОВСКОЕ “БРАТСТВО”
КОГДА ВОДИЛА – ДУНДУК
СКРЯБИН ВМЕСТО ЧАЙКОВСКОГО
МАЙСКОЕ (РАЗ)ГИДЯЙСКОЕ

Поделиться в

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Да, чаевые дело тонкое и, как я замечаю, некое культурное явление. Например, у нас в ресторане ты просто обязан дать на чай. Иногда даже на чеке печатaют сумму в процентах, типа хочешь дать 15% (это считается минимум) это столько-то, хочешь 20% – это такая сумма. Чтоб клиенту и думать не надо. Однако, когда мы приехали в Барселону и встретилиcь с Диминой знакомой, которая там живет, она сказала нам, что вообще на чай давать необязатеельно. Особенно, если ты забежал и выбежал, и никогда туда больше не придешь. Вот если планируешь вернуться, то надо дать.

    С другой стороны, я вот работаю в государственном госпитале. Нам запрещено брать подарки/чаевые. Ну конфетку можно (если не боишься заразиться ха-ха), но ничего больше $20 (и это в год). То есть совершенно другая этика. Хотя мы должны сделать все, чтобы пациенту было хорошо.

    Еще такой момент – тем же офоциантам платят очень мало, в расчете на то, что они получат чаевые. И, кстати, когда они платят налоги государству, эти 15% засчитываются как их доход, независимо от того, получили ли они их или нет.

    Что же касается телефонов, у нас в Клифорнии запрещено ездить и держать телефон в руках. Полиция заметит – оштрафует. У меня, например, телефон подключен к спикерам машины. Если мне звонят, я просто нажимаю кнопку на руле и слышу все как радио. И 4 номера у меня запрограмированы так, что я в машине тоже могу нажать на кнопку и позвонить. Однако, мой телефон должен быть со мной, в сумочке. Но это потому что машина новая, в старой этого не было – у меня телефон сидел на пульте и, когда звонили, я ставила на speakerphone.

    Я еще немного разольюсь по древу. У меня были попытки обращаться за услугами к бывшим соотечестванникам. Думаешь – надо поддержать, особенно кто недавно приехал. Одня тетка пекла киевский торт – оба раза доставила, когда мы уже отчаялись его получить, когда гости практически расходились. Причем второй раз был день рождения моего сына. Я выглядела полной дурой. Другая обещала следить за кошкой, когда мы были в отъезде – обманула, приходила не каждый день, как было обговорено и заплачено, а один раз в три дня (хорошо, что Димина теща иногда заходила и заметила). Потом обращалась к даме по поводу бровей – назначила мне время у нее дома, я приехала, а ее нет. Ждала 15 минут и поехала домой. И такое сплошь и рядом. То есть сервис хреновый. Рабочей этики никакой. Я понимаю, что stuff happens, но позвони предупреди. Я вон даже в машине могу ответить.

    Прошу прощения за многословность. Задела меня история про Вашего второго водилу.

    • Вера, очень интересно прочитать про американскую культуру чаевых, огромное спасибо за подробное объяснение! Меня тоже всегда бесит людская необязательность. Ну как так можно?
      Болтовня за рулём и у нас запрещена. На бумаге. На самом деле никто не следит за соблюдением этого правила и никого не штрафуют. Поэтому многие злоупотребляют. История о чаевых водителям здесь.

  2. Очень интересная тема. Действительно, слово “чаевые” сразу навевает на мысли о ресторанах и официантах. А ведь существуют и остальные работники в сфере обслуживания, которые не меньше достойны чаевых, как например, гиды.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь