Василий Суриков

0
284
Василий Суриков. Меньшиков в Берёзове
Василий Суриков. Меньшиков в Берёзове

Василий Суриков. По материалам цикла лекций ГТГ «Духовные искания в русском искусстве»
Все три картины, «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берзёзове»В.Суриков задумал как историческую трилогию. В ней изображена Россия в переломные моменты своей истории.

Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни»

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни
Василий Суриков. “Утро стрелецкой казни

«Утро стрелецкой казни» была представлена в день смерти Александра II. Изображён момент, когда Россия пошла другим путём, чем шла до этого 800 лет своей истории, отвергая путь Христа. В отвержении рождалось новое. XVII-ый век, в лице Петра I  нанёс сокрушительный удар старому, разъединил русское общество. Его нестроение – это уже проблема XIX века.

Концептуально-главная тема «Утра..» – противостояние старого и нового, противоборства двух миров. Композиционно это выражает рыжебородый стрелец на телеге и карающая рука Петра.

Утро стрелецкой казни

Классическая драматургия «стрельцов» складывается нетрадиционно, начиная с первого плана. Здесь имеет место обратная перспектива, в ней написаны Покровский собор и Кремлёвская стена, за которой не видно ни одного здания Кремля. С этого начинается контраст.

Противоречие художник показал и цветом – многоцветный собор за стрельцами, и монументально белая стена за Петром. Уже в этом одном показано столкновение русского бытия.

Ещё одно в картине очень важно. На небе нет места верхушкам куполов собора, храм обезглавлен. Купола будут заменены новым градом. Но здесь совсем не слышно победного звука фанфар, это только разыгрывающаяся трагедия без её развязки.

***

Путь смертников по которому стрельцы пойдут к виселице – тот разрыв между Петром и народом, эта дорога, это начало раскола, в который Россия только вступила в 17 веке и который продлится долгие годы.

Ещё здесь звучит тема предрешённости. Пётр I – одинок. Хотя он и одет в русское платье, а не немецкое. А у стрельцов в руках свечи, которые даже преображенцы не смеют затушить. Они освещают не тело, но душу. Таким образом, главная тема суриковских «Стрельцов..» – победа града над храмом.

Василий Суриков был назван ясновидящим, потому что ещё в 1881 году он показал эту разыгрывающуюся трагедию. «Я хотел передать торжественность последних минут, а не казнь»- писал позже Суриков. И ему это удалось, здесь нет ни единого проблеска злобы, только спокойствие и торжественность последних минут.

В.Суриков. “Меньшиков в Берёзове

«Боярыню Морозову» Суриков хотел писать стазу же после «Стрельцов..», но, решил отдохнуть и взялся за «Меньшикова в Берёзове».

Все три картины – это трилогия, хотя все события развиваются по-разному, но главная идея всех трёх произведений- крушение идеалов, по которым жили герои картин. И Суриков здесь – не судия, но сочувственная сторона. И причину всех трагедий художник видит в самом человеке, его ГОРДЫНИ.

Если «Утро…»- это начало, то  «Меньшиков…»- это итог того, к чему приводит человеческая гордыня. «Скованный Прометей» – так сказал о «Меньшикове..» Сурикова А.Бенуа. Меньшиков, которого Пётр поднял со дна, своим мздоимством приносил царю столько огорчений, как никто другой. В заграничных банках у Меньшикова лежало ДВА (!!!) годовых бюджета России. Но всё, что ему осталось в конце жизни – деревянная изба и безвинные страдания его детей.

Композиционно на картине выстроена вертикаль и диагональ.

Василий Суриков. Меньшиков в Берёзове
Василий Суриков. Меньшиков в Берёзове

В диагональ вписываются сам Александр Данилович, его старшая дочь, другая диагональ – от пола проходит к его младшей дочери с книгой в руках в красный угол с иконами. Вертикаль же здесь показана одинокой свечой на столе.  Здесь выстраивается композиционный треугольник. И лампада – как кульминация, завершение всех диагоналей.

Небольшой размер картины позволил Сурикову тесно сблизить героев, они соприкасаются, но не теснятся. На столе лежит Библия. Во время молитвы человек разговаривает с Богом, а при чтении Евангелия – Бог разговаривает с человеком. В этом смирение и покаяние Меньшикова. А лампада – это надежда на спасение, которое даётся каждому человеку, как слова Христа: «Стою у ворот каждого и стучусь». Меньшиков умер глубоко религиозным человеком.

В.Суриков “Боярыня Морозова”

«Боярыню Морозову» Короленко назвал «идейными сумерками». Суриков во всей трилогии выбирает самые острые моменты судьбы человека, когда он стоит перед лицом смерти и помощи ждать неоткуда. Если в «Стрельцах..» выражена противоречие града и храма, то в «Боярыне..»- тела и духа.

Это известная история, что Суриков долго не мог найти нужного движения саней, а когда достиг желаемого, то эффект получился неожиданным. Он подчеркнул тесноту московских улиц, которая для художника очень важна. «Стены я допрашивал, а не книги», – писал Василий Суриков.

Исторический момент, который изображает Суриков, реформа Никона, была не столько в изменении церковных обрядов, сколько была призвана поставить священство выше царства. И это в то время, когда в Европе были совершенно противоположные течения, когда короли подчиняли церковь себе, например англиканская церковь. На Руси протопоп Аввакум стоял за старые обряды. «Раскол – отрыв от соборности» – как назвал его Флоренский.

Импульс к написанию картины дала чёрная ворона на белоснежном снегу. Так и в цвете Суриков играет на контрасте цвета. В образе же Морозовой он пишет черное на чёрном, хотя, если приглядываться, ни одного мазка чёрной краски художник не использовал – это сочетание тёмно-синих и тёмно-серых тонов, которые дают эффект чёрного цвета.

Этот контраст чёрного и белого в картине выражают противоречия теплоты и холода, безжизненная холодная рука Морозовой с двоеперстием и тёплая рука юродивого, сидящего на снегу. Морозов одета в тёплую дорогую шубу, которая не прибавляет тепла её руке. А юродивый, сидя на снегу, выглядит тёплым, тёплый от искреннего, молитвенного горения. И вертикаль руки Морозовой не поддержана ничем, она прервана этим двоеперстием. Лицо боярыни бледно, а с губ готова сорваться анафема. Но кому? Ведь перед ней – икона!

Боярыня Морозова

С одной стороны отречение Морозовой от земных благ и богатства – акт духовный. С другой стороны – она одета в богатую, дорогую шубу. Её фанатичное стояние за правду, которое выражено позой главной героини, вряд ли можно считать духовным подвигом. Её «самость», то есть человеческое тщеславие ведут к  отречению от духовного. Поэтому Суриков отказывает ей от ореола мученичества, выстраивая композиционный тупик, ведь Морозова едет в никуда, в тупик, как и всё раскольничество. Отсюда и черные краски.

Ещё одна, не основная, фоновая тема звучит в картине – это Богородичная тема. Композиционно выстроена горизонталь, которая идёт поверх пальцев главной героини и замыкается иконой. Вертикаль же идёт от юродивого, его пальцев, продолжается лампадой и заканчивается опять же на иконе.

В этом же ключе идёт перекличка цветов –  фон иконы и  платок женщины. Красный кафтан стрельца и красная шуба Урусовой, который теряет свою интенсивность в её белом платке. Охра на лицах людей затихает в красно-коричневом омофоре Богородицы.

Что касается эмоционального окружения главной героини, то здесь присутствует самая разная реакция людей. От страха,  сочувствия и непонимания  до смеха. Но чего здесь нет, так это злобы, отчаяния и ненависти. И только княгиня Урусова, родная сестра Морозовой (обе – урождённые Соковнины) идёт рядом с повозкой и её страдания выдаёт бледность лица и сжатые руки. И её движение за Морозовой подчёркивает, что скоро и она последует за сестрой.

Немаловажна здесь и тема смирения. Она выражена фигурой странника, который стоит под иконой – это автопортрет самого художника. Следует напомнить, что странничество на Руси – это полное отречение от своей воли и предание себя воле Господа. Это не нищие, не бродяги, не монахи, они идут на этот подвиг по благословению духовного лица. Именно для смирения взметнувшегося духа шли люди на этот подвиг. Сурикову очень были близки странники и странничество, поэтому он и пишет себя в этом образе. И не случайно он стоит под иконой. Икона – знак смирения и благословения.

Таким образом изображено противостояние смиренномудрия и гордыни. Суриков – странник, Морозова же одинока в своих духовных исканиях. Она разрывает связь с Богом, странник же иконой связан с Господом.

Таким образом, в трилогии изображена трагедия русского национального самосознания. И вера, как исток спасения от истории раскрывается в этих произведениях.

Приглашаем на пешеходные экскурсии по Москве.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь