Мюлуз

0
242
Эльзас. Поезд

Основание эльзасского города Мюлуз относится к XII веку – ядро города образовалось вокруг мельницы на берегу реки Иль. В XII – XIII веках город активно развивается, в 1293 году становится имперским городом, в 1354 присоединяется к лиге «Декаполь». Изолированное положение на юге провинции и необходимость поддержки в борьбе с дворянством заставляют Мюлуз обратиться за помощью к швейцарским городам. Сначала к Берну и Солеру, затем к соседнему Базелю. В 1506 Базель предоставляет ему свое покровительство. В 1515 Мюлузская республика подписывает договор о союзе с Конфедерацией Гельвеции. Несмотря на Вестфальский договор, город остается независимым вплоть до 1798 года – даты объединения с Францией. В XIX веке, в связи с развитием промышленности, особенно текстильной, он кардинально меняется и почти полностью утрачивает свой живописный облик. В наши дни Мюлуз стал городом технических музеев: Музей набивных тканей, Музей железных дорог, Музей автомобилей.

Эту информацию, как, впрочем, и другую, которой буду пользоваться в дальнейшем, я почерпнула из «Золотой книги Эльзаса» – уже упоминала ее в рассказе «Кольмар. Маленькая Венеция…» Книгу я приобрела, кажется, в сувенирной лавке замка О’Кёнигсбург, находящегося относительно недалеко от Мюлуза.

Замок этот, расположенный на высокой горе, заслуживает особого внимания, посетить его, безусловно, стоит, но не для того, чтобы купить книгу: она продается в Эльзасе, где угодно.

Сразу оговорюсь: вышеозначенные музеи я опишу, но только по книге, потому что сама их не посещала. С тем, что город «почти полностью утратил живописный облик», не соглашусь. Ну ладно, так и быть – пусть «почти полностью», но что-то же осталось! И немало! Городок, с моей точки зрения, весьма и весьма живописен.

В той же книге сказано, что остатки прошлого, например, крепостные ворота XIV века Больверк, окончательно растворились в современном городе. Спорить не буду – я действительно на них не набрела. Если у вас будет больше времени, чем было у меня, возможно, вы их найдете. И посетите интересные музеи – похоже, что они заслуживают внимания. Однако, обо всем по порядку.

Добраться до Мюлуза очень просто от Базеля, Страсбурга или Кольмара. Я села на поезд на вокзале Страсбурга

Эльзасский поезд
Эльзас. Поезд
и не прошло и часа, как прибыла на вокзал Мюлуза.

Вокзал Мулюза

Прямо у вокзала протекает река Иль.

Река Иль

Здесь она уже и менее впечатляет, чем в Страсбурге (на фото ниже).

Река Иль

Перейдя через реку, я встала спиной к вокзалу и пошла прямо – делаю так почти всегда и почти везде, о чем писала в рассказе “Мои прогулки по Кольмару”.

В Мюлузе «идти по прямой» особенно просто. Пройдя через арку большого полукруглого жилого дома XX века,

Мулюз

сразу, еще из арки, видишь вдалеке шпиль собора

Мулюз

– значит, именно там находится исторический центр. Дальше идешь на шпиль мимо вот таких домов (полукруглый остается сзади).

Улица Мулюза

И очень скоро оказываешься в центре.
По пути можно осмотреть театр, где время от времени дают оперы.

Мулюз

Как таковой Оперы Мюлуза не существует – есть Опера Эльзаса, она дает представления то здесь, то в Страсбурге: как правило, несколько спектаклей в месяц. У входа в театр висят афиши спектаклей, рядом с ним тумба – тоже для афиш.

Мулюз

Торец театра остается справа, а мы идем дальше.

Мулюз

Проходим симпатичные маленькие площади

Улица Мулюза

и в какой-то момент поворачиваем направо, по-прежнему ориентируясь на шпиль. Тут надо сказать, что отклонение от прямого пути может быть опасным: мне оно чуть не стоило жизни. Решив срезать путь через небольшой двор, я вдруг услышала неприятный звук стекла, ударяющегося о землю: прямо рядом со мной разбилась бутылка. Следующее, что я увидела, было искаженное ужасом лицо женщины: «Они могли Вас убить – бутылка пролетела в миллиметре от Вашей головы!» Я обернулась: за моей спиной сидели два ухмыляющихся бомжа – а я-то всегда относилась к бомжам с симпатией и даже часто ранним утром пила вместе с ними кофе у ларька, возле станции метро «Речной вокзал»!

Но вот я и на главной площади, вокруг которой сконцентрирован исторический центр.

Центр Мулюза

Называется она Площадь Собраний. На следующем фото в глубине видно красное или, скорее, розовое здание Ратуши.

Мулюз. Ратуша

Ратуша была возведена в стиле Ренессанс в 1552 году.

Рутуша Мулюза

Фасад ее  поражает богатой росписью.

Росписи на фасаде

Здесь можно различить фигуры Добродетелей работы Христиана Бокшторфера, уроженца Констанца; в XVII веке они были обновлены мюлузцем Жаном Габриэлем. Внутрь я не заходила, но, вероятно, и это стоит сделать при наличии времени: там полностью сохранился Зал Совета с настенными панелями и витражами на городские темы. Сегодня в здании Ратуши – Исторический музей.

Площадь окружена красивыми старыми домами.
Мулюз
Мулюз
А в центре ее высится собор Сент-Этьен.

собор Сент-Этьен

Вернее, это я все время называю его собором, а в книге он значится как церковь. Стоит она на месте первоначальной, XIV века, и была реконструирована в неоготическом стиле мюлузским архитектором Жан-Батистом Шакром. Витражи из старой церкви были перенесены в новую, и мне очень хотелось увидеть их, но церковь оказалась закрыта. Зато я осмотрела ее со всех сторон – Сент-Этьен хорош в разных ракурсах.

собор Сент-Этьен

Оказалось, что не только церковь закрыта, но и назначенный в ней концерт отменен – в объявлении так и написано: «по случаю гриппа артистов».

А вообще-то концерты, точнее, так называемые «музыкальные часы» проходят здесь регулярно – следующий должен был состояться через неделю. В программе выступления трубача и пианистки – Равель, Лист и другие, мне неизвестные.

От площади отходят милые старинные улочки.

Улица Мулюза
Улица Мулюза
На последнем фото в глубине – торец Ратуши. Вот, собственно, и весь Мюлуз. Правда, есть в нем еще Музей изобразительных искусств,

Мулюз. Музей изобразительных искусств

который я, несмотря на свою любовь к названным искусствам, тоже не посетила. В заключение исполню обещание и тупо перепечатаю из «Золотой книги Эльзаса» информацию о других музеях.

Французский музей железных дорог – самый значительный европейский музей, посвященный железнодорожному транспорту, в котором можно проследить эволюцию локомотивов: паровых, электрических и дизельных, от момента зарождения железных дорог до 50-х годов XX века. Также можно увидеть шикарные салоны вагонов для путешественников, рейсовые дилижансы середины XIX века, вагоны-люкс 20-30-х годов и президентский вагон генерала де Голля. А кроме всего перечисленного – вокзальные здания, пути сообщения, средства сигнализации и коммуникации.

Жаль, что я не посетила этот музей: он как раз для меня, ведь я перемещаюсь главным образом на поездах. А вот следующий – для автолюбителей, и я с удовольствием посвящаю еще один перепечатанный кусок лично авторам сайта Татьяне и Петру, путешествующим в основном на машине.

Мюлузский музей автомобилей «Золотая книга» называет самым престижным в мире:в нем более 500 машин. Представлено 446 автомобилей 102 известных марок, 66 из них – французские. Продемонстрированы все периоды французского производства с 1878 года до наших дней. Выставлена уникальная коллекция машин «бугатти» – 112 моделей, некоторые из которых выполнены в единственном экземпляре. В манеже площадью 20 000 кв.м, в широких помещениях длиной почти в 2 км, под фонарями в стиле ретро находится коллекция братьев Шлумпф. Если Мюлуз сегодня гордится самым большим музеем автомобилей в мире, то в этом заслуга его создателя Фрица Шлумпфа. Мать его была уроженкой Мюлуза, хотя Фриц и его брат Ганс родились в Милане. В 1935 году братья основали в Эльзасе фабрики шерстяных изделий. Дело пошло так успешно, что очень скоро Эльзас превратился в империю текстильной промышленности. В этот период Фрицем овладела безумная страсть – он стал собирать старые автомобили: приобретал  их, где придется, и тщательно реставрировал. Так он стал владельцем 400 машин. В 1964 году для его коллекции было оборудовано строго охраняемое помещение вдали от чужих глаз. В 70-е производство начало приходить в упадок, братья продали фабрики и буквально бежали в Швейцарию. В 1977 рабочие во время выступления против увольнений захватили одну из фабрик и случайно наткнулись на хранившееся здесь сокровище. Братья Шлумпф испугались, как бы рабочие не распродали коллекцию, чтобы возместить невыплаченную зарплату. Они обратились в Большой совет Франции с просьбой присвоить коллекции статус исторического памятника – вопрос был решен в их пользу в 1978. Через три года коллекция была продана Ассоциации Национального музея автомобилей, а в 1982 новый музей был открыт для публики.

Вот такая история. Надеюсь, что когда-нибудь и сама посещу эти интересные экспозиции. А заодно увижу витражи и послушаю музыку в Сент Этьене. До новых встреч, Мюлуз!

©Марина Кедреновская

Другие статьи Марины Кедреновской:

Чехия. По следам Дворжака
Прага. Прогулка по Новому месту
Прага
Прага. Очарование Малой Страны
Льеж
Бавария. Бад Райхенхаль
Бавария. Кёнигзее
Мюнхен
Русская Германия. Баденвейлер
По следам Гёте: Германия. Франция. Чехия
Мои прогулки по Кольмару
Кольмар. Маленькая Венеция и «Паровозик из Ромашково»
Элваш
Мюлуз

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь