Мишки Шишкина

Тема русского пейзажа  в искусстве XIX века включает два направления, два отношения художников к изображению родной природы. Первое направление — это лирический пейзаж, такой как у Алексея Саврасова, «Грачи прилетели». Серенький неприглядный вид окрашен личным чувством и душевным восторгом. Мастер своим отношением преобразует обыденное в нечто важное, значимое.

Второй путь, который избрали пейзажисты конца века — это, так называемый, шишкинский вариант. Это эпический, аналитический пейзаж. Иван Шишкин, о творчестве которого мы уже рассказывали, создаёт собирательный образ природы. Известно, что художники любят пошутить над собой. Потехи ради они перечислили набор признаков, по которым следует определять русский пейзаж. Вот они — 1. дорога, уходящая вдаль; 2. ржаное поле или сосновый лес; 3. медведь или работающая женщина 🙂 . Вышеперечисленные атрибуты непременно должны присутствовать в пейзажах русских художников. 90% этих составляющих можно найти в картинах Ивана Шишкина.

Самое знаменитое полотно мастера — «Утро в сосновом лесу». Мишки во множестве растиражированы  — на фарфоровых тарелочках, на конфетных обёртках, на коробках и на множестве репродукций — качественных и не очень. И хотя Иван Шишкин, несомненно, был блестящим художником-пейзажистом, но анималистом он был никудышним, вместо медведя у него получался зверь неведомой породы. А вот деревья, растительность он писал блестяще. Художник учился в Германии, отсюда у него такая тщательность в проработке деталей, прорисовке растений.Детали на переднем плане его пейзажей как будто взяты со страниц учебника ботаники. И в то же время во многих его работах чувствуется русский размах, русское раздолье — лес, поле, рожь.

Возвращаясь к картине «Утро в сосновом лесу», которую все приписывают Шишкину, не следует забывать, что у полотна было два автора. Всеми обожаемых мишек рисовал Константин Савицкий. Разногласия у авторов возникли на почве вознаграждения за картину. Когда речь зашла о гонораре, Савицкий рассчитывал на половину суммы. Павел Михайлович Третьяков имел ввиду заплатить соавтору Шишкина всего лишь четверть. Третьяков купил этот пейзаж в мастерской Шишкина. Придя за причитающейся ему суммой к Ивану Шишкину, Савицкий услышал о четверти гонорара.

Савицкий решил зайти с другого бока. Сам пошёл с Третьякову с требованием справедливой оплаты. Тогда Павел Михайлович заявил просителю, что знает только одного автора «Утра в сосновом лесу» и этот автор — Иван Шишкин. Константин, он всегда сражался до конца, привёл меценату неоспоримое доказательство своего соавторства — собственную подпись рядом с автографом Шишкина. На что Третьяков отреагировал незамедлительно. «Скипидар!»- сказал он громко. И собственноручно, тряпкой, смоченной в скипидаре, стёр подпись Савицкого с полотна на глазах у изумлённого автора. (На снимке фрагмент картины с увеличенной подписью в левом нижнем углу)

Кстати, Третьяков недолюбливал Константина Савицкого, считая его слишком корыстным. По поводу денег у мецената и художника постоянно возникали разногласия. Павел Михайлович считал, что художник, который продаёт картину в народную галерею, должен одно это считать высшей наградой и честью. Савицкий же рубился за каждую копейку, считал, что за всё надо платить сполна, поэтому торговался с Третьяковым насмерть. Следует заметить, что купецкая натура никогда не изменяла Павлу Третьякову. Он был очень прижимистым человеком и часто недоплачивал художникам.

Потому то все забыли о К.Савицком, как о соавторе знаменитого полотна. И как доказательство правдивости истории, приводим грязное пятно под подписью Шишкина — на этом месте когда-то был росчерк К.Савицкого. (На фото — увеличенный фрагмент)

Но если оставить все закулисные интриги мастеров и просто посмотреть на картину, то она действительно очаровательна. Авторы на секунду заглянули в святая святых леса. Занавес раздвинулся и на сцену вышли медведи. Глава семейства, большая медведица, вывела на прогулку своё потомство. Каждую зиму медведи приносят одного или двух медвежат. Старший медвежонок, который родился предыдущей зимой, мало занимает родительницу. Он уже большой, многое знает и умеет. Недаром знающие охотники зовут его пестуном — воспитателем при младших медвежатах. Её главное внимание направлено на маленьких, которые появились на свет в текущем году. Медведица пристально наблюдает за ними, готовая помочь или наказать.

 Эта сцена — безусловный художественный вымысел, медведи не подпускают людей на столь близкое расстояние.

 «Утро в сосновом лесу» — всенародно любимая и узнаваемая картина. У которой на самом деле два автора — Иван Шишкин и Константин Савицкий.

 

При написании статьи использованы материалы лекций методистов Государственной Третьяковской Галереи.

На наших пешеходных экскурсиях по Москве вы узнаете много интересного из жизни живописцев и не только.

Комментарии 8

  • Замечательная картина «Утро в сосновом лесу». Конечно, хотелось бы взглянуть на оригинал. Вообще, классическое искусство само по себе завораживает. Остается только удивляться, как можно так четко изобразить объекты. На это требуется большое мастерство и талант. Спасибо за статью!

  • Мне тоже очень нравится эта картина. Настолько, что я ее даже вышила. Очень красиво получилось. Теперь смотрим каждое утро и вечер!
    Но вот о таких перепитиях впервые слышу — спасибо что рассказали.

  • А есть еще и «Вечер в сосновом лесу»

  • Спасибо, Татьяна! Я знала, что мишек рисовал Савицкий, и что художники поссорились из-за картины. Но не знала, даже не могла предположить, что из-за денег!.. А моё личное мнение — картина и без мишек была бы хороша!

    • Немаловажную, если не первостепенную роль в ссоре сыграл Павел Михайлович. Я всё же считаю, что медведи — изюминка этого полотна. Ни одна другая картина Ивана Ивановича не стала столь популярной, как «Утро в сосновом лесу». Безусловно, Шишкин — потрясающий мастер и «Утро…» ни в коем случае нельзя назвать его лучшим полотном. Из всех работ мастера мне больше всего нравится «На севере диком». Много видела репродукций полотна и, наконец, увидела «живьём» в Киеве, она находится в собрании русской живописи Терещенко.

  • «На севере диком» — тоже любимое! Я надеялась, что эта картина — в Третьяковке, ошиблась… Скорее бы в Киев можно было ездить!

    • Ай, Татьяна, не сыпьте соль на сахар 🙂 ! Я едва ли не каждую неделю стонаю дома по поводу Украины. Мы хоть в Киеве были, но очень-очень хотели бы повторить киевское путешествие. Да и вся Украина — просто кладезь достопримечательностей! Один Львов чего стоит! А Каменец-Подольский, Одесса! Мы уже решили, что как только можно будет туда ездить, то мы большими ложками будем «есть» Украину, отменим все другие планы. Дай Господи!

Слово молвить