Кубизм Пикассо в ГМИИ

 Кубизм, подобно фовизму, оказался недолговечным течением. И если большинство зрителей восхищается импрессионизмом, то почитателей кубизма редко встретишь среди широкой публики. Люди не понимают кубистического языка в искусстве и недоумевая, спрашивают: «Зачем и почему?».

 Отвечая на этот вопрос, надо помнить, что основной задачей живописи всегда было  изображение окружающего мира. В разное время различные мастера изображали  жизнь по-разному, поэтому в живописи существует множество стилей и направлений. Даже импрессионисты, перевернувшие все, прежде незыблемые, каноны изобразительного искусства, фиксировали мимолётное впечатление и добивались правдивого изображения света. Жизнеподобие всегда ставилось во главу угла. Но с изобретением фотографии эта функция искусства потеряла актуальность. Фотографические снимки не только запечатлевали реальную жизнь в мельчайших подробностях, но и тиражировали её. 

 В десятые годы ХХ века вопрос стал ребром: зачем рисовать, когда есть фотография. Искусство должно оставаться живым и актуальным, но как этого добиться, если изображение реального мира стало вотчиной фотографии? Первым на этот вопрос ответили  Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Художественный ответ, данный Пикассо на этот вопрос, прост, как все гениальное. В арсенале изобразительного искусства есть такие средства, которые позволяют выполнять совсем другие задачи, задачи самовыражения художника и представления натуры в ином виде. Матисс решал эти задачи при помощи цвета. Брак и Пикассо больше интересовались формой предмета. Орудием художников нового направления была специфика изобразительного искусства — плоскость холста, линия, цвет и свет. Окружающий мир даёт лишь импульс к творчеству. Отказ от изображения предметов действительности предоставил художникам широчайшие возможности.

В какой-то степени это направление произошло от наработок Сезанна, когда тот в натюрморте «Персики и груши» одновременно давал вид на уровне глаз, сверху и снизу. А  кубисты непременно заглядывали и внутрь. (На снимке — «Домик в саду. Домик и деревья». ГМИИ им. Пушкина)

 Импульсом к кубизму стало посещение Пикассо выставки Африканских ритуальных масок вместе с его другом Жоржем Браком. Маски поразили Пикассо до глубины души. Он увидел возможности нового художественного метода. Мастер геометрически анализирует форму, разделяет фигуру на отдельные геометрические формы и затем соединяет их снова. Это был его аналитический кубизм (1909-1912), когда Пикассо решил разрушить знакомый мир изобразительной простоты, разделить его на части, отдельные геометрические формы и соединить снова, как будто создать новую вселенную. В своём кубистическом изображении окружающий мир кажется хаосом, из которого с трудом появляются некоторые «начальные элементы», напоминающие фигуры людей и предметов. Такие картины поразили публику и Пикассо стали называть «демоническим Испанцем». Но он шёл к кубизму постепенно, сначала просто огрубляя и упрощая контуры предметов. К сожалению, в коллекции ГМИИ нельзя проследить развитие этого периода творчества мастера. Вслед за Сезанном, который утверждал, что: «следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов», Пикассо продолжил: «Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы». Кубизм Пикассо преобразовал систему художественных представлений знаменитого русского коллекционера Сергея Щукина.  Преодолев первоначальное отвращение, Щукин понял силу и выразительность «этих скандальных картин» и стал первым коллекционером кубизма в России. Кубизм повлиял на всё развитие искусства ХХ-го века не только за границей, но и в России, потому что многие русские художники смогли увидеть работы великого испанца в коллекции Щукина в его доме.

Жорж Брак. Замок Ла Рош Рюйон. 1909.

Это единственная работа Брака в России. Жорж Брак был другом Пикассо, он сопровождал Пикассо на выставке африканских ритуальных масок, которая так повлияла на творчество великого художника.

Пейзаж был написан с утёса, на котором расположен замок.

 В коллекции ГМИИ хранится два женский портрета, написанных в кубистической манере. Одна из них —  «Королева Избо».

 «Женщина с веером». 1909 год.

Картина относится к раннему, аналитическому кубизму, даже, скорее, прото-кубизму Пикассо.

Лицо представлено одновременно анфас и в профиль. Кажется, что в этом женском образе всё открыто, всё разложено, но в то же время эта женщина закрыта от зрителя.

Монохромная гамма картины усиливает её мистическую замкнутость. Дама, держащая зонтик и веер в руках — фатальная муза современности. Эта работа была первой кубистической работой Пикассо, которую С.Щукин приобрел в Париже.

Есть история о том, что когда Щукин увидел работы Пикассо в манере кубизма, он воскликнул: «Какая потеря для искусства». Затем, немного подумав, добавил: «Но возможно прав он, а не я». И купил картину, привёз её в Москву и повесил в коридоре своего особняка — в этом случае он видел картину каждый раз, когда проходил мимо.И тогда, уже после того, как он преодолел отвращение, каждый день вступая в диалог с картиной, Щукин понял, что всё, созданное до кубизма, выглядит пресным, безвкусным и слабым. Щукин стал первым коллекционером Пикассо в мире и его коллекция насчитывала 50 работ мастера.

«Портрет Амбруаза Воллара». 1910.

Этот портрет также относится к периоду аналитического кубизма.

Портрет Воллара часто сравнивают с отражением в разбитом зеркале. Портрет похож на калейдоскоп — кажется, он собран из мельчайших осколков. Пикассо придал лицу торговца предметами искусства естественный цвет, поэтому оно легко выделяется из смешения граней, отрывочных форм и линий.

Между прочим, Пикассо достиг необыкновенного сходства с моделью, это общепризнанный факт, с которым единодушно согласились все современники художника. Сам Воллар продал собственный портрет И.Морозову. Это умозрительный образ, цельный, единый, показаны все типичные черты Воллара. Его суровый характер, отраженный в  плотно сжатых губах и тяжелом взгляде.   

«Скрипка». 1912.

Летом и ранней осенью 1912 Пикассо представил серию кубистических картин с музыкальными инструментами. Скрипка представляет переход мастера от раннего аналитического периода к синтетическому.

Абстрактный образ скрипки сложен из геометрических фигур, он вписан в элегантную овальную раму и приобретает почти декоративную структуру.

Все большее разложение и искажение формы (особенно периода аналитического кубизма) привело к тому, что зрители стали воспринимать кубистические картины как абстрактные. Такое видение его работ никак не устраивало  Пикассо. Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых — улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и — желательно — подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. И таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал занимать мастера, создавшего его.

 История искусств не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров. О Пикассо никто не говорит спокойно; одни его ругают, другие превозносят. Ему посвящены сотни книг на различных языках. О нем писали Аполлинер и Элюар, Маяковский и Пабло Неруда и многие другие; ему посвящали длинные трактаты и восторженные поэмы. Его творчество до конца не исследовано, он даёт почву для размышлений и изучения.  В различных городах мира — в Париже и в Праге, в Токио и в Риме, в Нью-Йорке и в Стокгольме, в Мехико и в Цюрихе, в Сан-Паулу и в Амстердаме,  в Берлине — выставки его работ становятся событием, о котором говорят не только среди художников, но на улицах, в клубах, в кафе, в метро.

 Так было и в Москве в 2011 году, когда очередь на выставку работ мастера не иссякала с утра до закрытия музея. Люди приводили на выставку своих детей. И если вы думаете, что детям слишком рано воспринимать непростые полотна Пикассо, вы глубоко ошибаетесь. Дети воспринимают искусство по-другому, мнение, что ребёнок в два месяца  не реагирует на картины — глубоко ошибочно. Начинать воспитывать годовалого ребёнка уже поздно. Приобщать его к искусству следует ещё до его рождения. Недаром в Италии бытовало следующее мнение — чтобы родить красивого ребёнка женщина должна смотреть на красивые картины и слушать красивую музыку.

Статья Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 1

  • Нет, нет, есть в этом что-то. В кубизме. Хорошо, что художники постоянно ищут новые способы выразить свою душу на холсте.
    «Скрипка» замечательная картина. Картины эти помню хорошо, но вот художника забыла, в смысле знаю, что есть Пикассо, кто этого не знает, но именно эти картины не помнила, что они его. Спасибо твоему зеркалу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *