Иван Крамской. «Неизвестная»

21 июля 1883 года в Санкт-Петербурге на вернисаже великого портретиста Ивана Крамского светское общество было восхищено, потрясено, шокировано и даже оскорблено. На портрете была изображена дама в час прогулки по Невскому проспекту. Она появилась из зимнего тумана  в открытом экипаже. Откинувшись на спинку коляски, незнакомка смотрела на окружающих с гордостью женщины, сознающей своё обаяние. Её взгляд можно было бы назвать даже надменным, если бы не затаённая грусть в больших, тёмных глазах.



Художник, на чьё внимание и время претендовали самые богатые люди высшего света, в качестве центрального полотна выставил «Неизвестную», которую действительно никто не знал. Как такое могло быть, ведь она так прекрасна, так великолепно и изысканно одета.

— Воистину уважаемый господин Крамской  надумал эпатировать нашу публику на этой выставке!

— Самое интересное, господа, с кого этот портрет мог быть написан! Мне будто знакомо её лицо…Недавно в опере, с самим господином Н….

— Что до его портретов, то всё это было скучно, сухо и невыразительно. Здесь же мэтр проявил наконец изящество вкуса. 

— Мне думается, сие лицо – суть есть вымысел, навеянный образами наших уважаемых писателей!

Так отреагировала публика на «Неизвестную». Многие склонялись к мысли о том, что Крамской изобразил на портрете Анну Каренину. Ведь все помнили о том, что первый портрет Льва Николаевича Толстого был написан Крамским в то время, когда писатель работал над этим произведением.

«По одному взгляду этой дамы Вронский определил её принадлежность к высшему свету. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся тёмными от густых ресниц серые глаза дружелюбно остановились на его лице,  как будто она признавала его. И тот час же перенеслись на проходившую толпу, как бы ища кого-то.»   

Хотя — маловероятно. При первом взгляде на картину зрители понимали, что изображена не знатная дама. Скорее всего — богатая содержанка. Настасья Филипповна? В январе 1881 года Россия прощалась с Ф.М.Достоевским. В последние годы никто не писал портретов писателя. И сам Крамской, известный портретист, не обратился к этой теме…Как же это исправить?

 «Князь подошёл ближе к свету и стал глядеть на портрет Настасьи Филипповны. На портрете действительно была изображена необыкновенной красоты женщина. Глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый, как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице. И в то же самое время что-то доверчивое, что- удивительно простодушное. Эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты.»

 «Кокотка в коляске – это не картина, а потуги — писал Стасов Третьякову, — как ей далеко до портретов Григоровича, Льва Толстого. Как я желал бы прежнего Крамского. По-моему он теперь на скользкой дороге!» 

 Крамского атаковали мужчины, но он так и не назвал свою модель. Критики отметили не только красоту женщины, но и её редкий аристократический тип, бесконечную надменность дамы, не знавшей себе равных, мастерски переданную художником.

Критики могли ошибаться. То была не надменность, а горе и боль. Говорили, что это трагедия и самого художника.  Племянник Бестужевой заехал в тётушкино имение буквально на один день. Увидел молоденькую горничную, привезённую из деревни, и, сражённый, пал к ногам тётки, прося разрешение на женитьбу. Тётка не устояла перед просьбами любимого племянника и молодые обвенчались.

 Обучить молодую Бестужеву манерам оказалось очень легко, так же как языкам и пению. Умение же одеваться ей было дано свыше. И каждый мужчина, входящий в дом супругов становился её рабом. Молодой муж измучился вызывать соперников на дуэли. Пленником красоты модели стал и сам Крамской, который добился разрешения писать её портрет. Ревность же мужа дошла до безумия. Когда родные добились разрешения на развод, молодая женщина уехала в деревню, к своей сестре. За ней бросился и Крамской, но нашёл только ее могилу. «Неизвестная» осталась лишь на его полотне.

Слишком неправдоподобно? Да и молодую Бестужеву, если таковая и была, должны были знать в свете…Ходили разговоры и о цирке Чинезелли, что изображена жена владельца цирка, тем более, что на портрете — этнически южный тип лица…Позже, после смерти художника,  в его бумагах нашли карандашный набросок  женского лица, сделанный на вокзале, черты которого очень напоминали «Неизвестную»… При жизни же художник так и не открыл своей тайны….Она до сих пор смотрит на нас своим долгим, печальным взглядом…

 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 4

Слово молвить