Всадница, Вирсавия и Карл Брюллов

В очередной раз обращаясь к картине Карла Брюллова «Всадница», мы ставим несколько иные задачи, чем наши предшественники. Во многих источниках о картине рассказывается очень подробно, весьма интересно и познавательно, приведены подробности личной жизни и девочек изображённых на полотне — Джованнины и Амацилии Паччини, и их опекунши — Юлии Павловны Самойловой.

Целью настоящего повествования будет лишь краткий рассказ о картине, небольшая подтема обзорной экскурсии по Государственной Третьяковской галерее. Так же важно кратко познакомить слушателей с самим Карлом Брюлловым,  связать рассказ о его картинах с предыдущей подтемой (Кипренский) и сделать логический переход к продолжению экскурсии.

Портретная линия в русском искусстве, блестяще представленная Орестом Кипренским, продолжается в искусстве Карла Павловича Брюллова. К.Брюллов и А.Иванов — это два имени, которые составили славу русской художественной школы в Европе. Брюллов — очень успешный художник. Редко кому из живописцев при жизни выпадала слава и признание (это касается не только русской, но и европейской школы). «Блестящий Карл…, Карл великолепный… «- так публика называла мастера. Эти эпитеты, которые очень часто сопровождали имя Брюллова.  Основную славу художнику как в отечестве, так и за рубежом, принесло огромное полотно «Последний день Помпеи». В ГТГ выставляются только несколько эскизов, само же произведение хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Но в Москве находится замечательная коллекция портретов художника. Эти работы Брюллова — явление очень интересное, явно выходящее за рамки жанровой специфики, за пределы портретного жанра. В этих композициях присутствует некая интересная сцена, чаще всего сочинённая, прекрасное зрелище с участием нескольких персонажей. То есть картины Брюллова — это нечто среднее между жанром и подлинно портретом. Специалисты назвали это явление ПОРТРЕТ-КАРТИНА.

К этому жанру относится и знаменитая «Всадница», где художник по просьбе графини Ю.П.Самойловой изобразил её воспитанниц — сестёр Джованнину и Амацилию Паччини. Самойлова была хорошей знакомой художника. Действие происходит на даче княгини в Милане.  Типологически Брюллов продолжает тему портретов-прогулок, которые были очень распространены и в Европе, и в России. Для русского искусства характерен императорский конный портрет. Но для XIX века в целом конный портрет был обозначением аристократического круга, образа жизни, ментальности человека, почему этот жанр пользовался спросом у заказчиков. В творчестве Брюллова портрет — это, в первую очередь, красивое зрелище, сочинённая сцена, иногда даже с несколькими персонажами. Если не знать название картины «Всадница», то мы не сразу поймём, кого в первую очередь хотел изобразить художник. Это портрет всадницы, или её сестры, то ли это повод написать красивых животных, а, может быть, это просто предгрозовой пейзаж. Но на самом деле это юная амазонка только что проскакала по парку и у террасы дома резко останавливает коня. Ещё развивается изумрудный шарф на шляпе, воспоминанием о стремительной скачке вертится вокруг коня запыхавшийся пёс, но движение всадницы уже остановлено. Её маленькая сестрёнка с восхищением смотрит на старшую девушку и  даже протягивает свою руку, чтобы дотронуться до неё и приоткрывает ротик от восторга. В свою очередь на маленькую девочку смотрит собачка-левретка. Пёсик чудный, с бубенчиками на красном ошейнике, розовым носиком и стройными лапками, и, даже, можно представить, что бубенчики ещё позвякивают от бега. (Милая и смешная подробность: на ошейнике  спаниеля написано имя «заказчицы» — «Samoylo».)

Всё на картине очень восторженно, красиво и даже парковый пейзаж и предгрозовая погода вторит общему восторгу, триумфу красоты в мире людей. Николай Васильевич Гоголь точно определил суть портретов Брюллова: «Человек только для того появляется в его портретах, чтобы показать всё верховное изящество своё, всю изысканность своей натуры». Все предметы на картинах Брюллова связаны своей изысканностью и в это втягивается и зритель.

Действительно, у Карла Брюллова человек — это всегда гимн красоте, гимн молодости, великолепию мира, жизни  природы.

 Важное уточнение читателя Александра, (его комментарий найдёте ниже) «Кстати, у спаниеля надпись полная читается как Samoyloff — это русский спаниель, охотничья собака, на ошейнике фамилия хозяина — первого мужа Самойловой. Его собачка! Но это только версия….Зато какая! Откуда там спаниель взялся и чей он? А может сам хозяин стоит рядом с нами — за пределами картины, отчего и Джованнина так себя ведет перед незнакомым русским генералом? Красуется, однако!»

 На этом рассказ о творчестве Карла Брюллова может быть окончен, как обязательный показ лучше остановиться на «Всаднице». Если позволяет время, то можно показать и другие работы мастера, например,  «Вирсавию».

 Вирсавия — жена израильского полководца Урии. Во время купания её увидел царь Давид, влюбился в красавицу немедленно и послал её мужа на верную смерть. Сам же женился на Вирсавии. Среди прочих детей, родившихся от этого брака был царь Соломон.

 Но исторический сюжет интересует Брюллова в последнюю очередь. Эпоха романтизма в искусстве, это время, когда мастера расширили границы сюжетов и поняли, что мир не ограничивается одной Европой. Появился интерес к экзотическим сюжетам, восточным мотивам. Для художника полотно — возможность эффектно представить обнажённую натуру и показать пряность Востока.

 На картине не очень видно маленькую деталь — над поднятыми руками Вирсавии изображена стрекоза (dragon-fly). За то, как Брюллов изобразил это насекомое и передал прозрачность её крыльев, его считали виртуозным мастером. И ещё Брюллова ценили за способность дать силуэт модели плавной, непрерывной линией. Ради этого художник даже не делает поправки на преломление предметов при изображении их в воде. (Голень Вирсавии и колени черной рабыни находятся в бассейне;  если смотреть на них сквозь воду, то должен возникать эффект преломления (refract, refraction) предметов в воде, здесь этого нет).

 Идеально белое тело героини современники связывали с благоухающий лилией. Обратите внимание на контраст белой кожи Вирсавии, и темно-коричневой, почти черной,кожей служанки. Изображение на картине черной девушки в контрасте с холеным белым телом царицы создаёт эффект восточной экзотики.

 Продолжить рассказ о наследии Карла Брюллова можно показом картин «Осада Пскова», «Автопортрет», «Портрет Микельанджело Ланчи». Переход к творчеству Александра Иванова можно сделать, упомянув о том, что Брюллов и Иванов — это плоть от плоти Петербургской Академии Художеств. Оба они были детьми профессоров Академии,  знали её систему, жизнь  изнутри. Но оба вступили на путь реформаторства этой системы.

 Материал написан на основе лекций методистов ГТГ.

  


 


 

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Спасибо большое за содержательную экскурсию по двум замечательным полотнам К. Брюллова. Картины у него живые, переданы эмоции и людей и природы.

  • Надпись Samoylo действительно читается на ошейнике — но не левретки на балконе, а спаниеля.

Слово молвить