Алмазный фонд. Исторические драгоценности XVIII века

После обзора самоцветов, алмазов и бриллиантов экскурсия на выставке Алмазного фонда продолжается в зале исторических драгоценностей. Эта часть коллекции во многих источниках освещена более или менее полно. Например на оборотной стороне открыток, представляющих наиболее интересные предметы из собрания Гохрана, есть подробное описание артефактов. Во избежание повторов, здесь изложены, в основном, исторические факты, связанные с этими ювелирными изделиями и камнями.

В зале представлены коронные драгоценности Российской империи. По указу Петра I, ювелирные изделия императоров и императриц принадлежали государству. Правящие монархи не являлись их собственниками, соответственно, не могли продать, заложить или передать по наследству не только регалии, но и другие украшения. На экспозиции выставлены только самые ценные ювелирные изделия.

Витрина 1. Украшения XVIII века

IMG_7463В центре витрины находится украшение «Большой букет». Его крепили на пояс платья.
Его сделал неизвестный мастер около 1760-го года. «Большой букет» выполнен из золота и серебра, бразильских бриллиантов общим весом в 140 карат и колумбийских изумрудов, их вес 50 карат. В ажурную оправу бутона вставлен редкий нежно-фиолетовый бриллиант чистой воды весом 15 карат. Этот кристалл — самая большая ценность украшения. Это единственный цветной бриллиант «Большого букета». Другие камни только кажутся разноцветными. Мастер применил известный в то время приём: под прозрачные бриллианты подложил разноцветную фольгу, отчего камни и кажутся многоцветными.
Чтобы «Большой букет» выглядел как настоящий, мастер подвижно прикрепил цветы и листья к стеблям, посадил их на пружинки. Поэтому, при малейшем движении головки цветков качались и казались воистину живыми.

В глубине витрины в центре находится диадема в форме венка и пара серёг. Здесь тоже не обошлось без цветной фольги. Особую прелесть гарнитуру придают пчёлки, которых, кажется, привлёк запах живых цветков и они присели собрать с них нектар. Тельца насекомых состоят из грушевидных бриллиантов, а крылышки — из мелких камней. Серьги скомпонованы в зеркальном отражении.

IMG_7461Справа от гарнитура с пчёлками находится эгрет. Длинной шпилькой-булавкой эгрет крепился к высокой причёске. Основное украшение эгрета — бриллианты и крупные сапфиры. Изделие кажется асимметричным. Композиция уравновешивалась страусовыми перьями, которые вставлялись в полую трубочку. В неё также могли вставлять цветок или даже букет. Эгрет выполнен в виде струй фонтана, где крупные сапфиры имитируют капли воды. Синие камни имеют особую огранку «бриолет», в переводе с французского означает «капля».
Тему водяного каскада продолжают серьги. Кажется, что капли-сапфиры упали сверху, скатились с эгрета и задержались на уровне ушей и щёк — пару крупных серёг также украшают роскошные сапфиры. Гарнитур изготовили между 1755-1760 годами, мастер неизвестен.

gim-1943

Ещё одно украшение женского корсета или пояса платья называется «Букет нарциссов». Стебельки цветков сделаны из золота и покрыты зелёной эмалью. Нарциссы сделаны из бесцветных прозрачных бриллиантов. Цветки к стеблям прикреплены настолько тонкими пружинками-трясульками, что нарциссы вздрагивали даже от дыхания владелицы.

IMG_7464Миниатюрная «шляпка» выполнена из золота, серебра, эмали, рубинов и изумрудов. Такие аксессуары украшали куколок, служивших моделями для белошвеек. Модных журналов в то время ещё не было. Прежде чем шить очередное платье для императрицы или знатной дамы, предполагаемый наряд сначала надевали на  куклу. Если фасон получал «высочайшее одобрение», то тогда уже шили платье нужного размера. Таких куколок часто называли Пандора — разорительница. Есть предположение, что подобная шляпка была прообразом знаменитой шляпы князя Г.А.Потёмкина, которая была столь тяжела от обилия бриллиантов, что за светлейшим князем её носил адъютант.

В левой части витрины представлена парюра (набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения) из бриллиантов и ярко-красной шпинели, выполненнымIMG_7460для Екатерины II. Шпинель часто путают с рубином, хотя химический состав и физические свойства у этих камней разные. Кстати, на Руси знали и отличали эти два разных камня, называя рубин яхонтом, а шпинель — лалом. Центр композиции — бант-сквалаж выполненный ювелиром Пфистерером в 1764 году.
Банты-сквалажи были чрезвычайно популярны во второй половине XVIII века. Их носили на шее на ленте из кружев, бархата или шёлка. Доминантой банта в коллекции Алмазного фонда является крупный ярко-красный восьмиугольный камень на фольге в обрамлении 18 бриллиантов.
В этот же гарнитур входят серьги, подвески, броши-формуляры, головные шпильки и пряжки на туфли.

IMG_7459Особую ценность представляет турмалин в виде виноградной грозди. История камня заслуживает отдельного рассказа и остаётся за рамками экскурсии. Долгое время его считали рубином. Последними владельцами турмалина были шведский король Густав III и Екатерина II. Русская императрица получила его в подарок от монарха Швеции. Вес турмалина 260,68 карата.
Сверху он украшен золотыми листьями с зелёной эмалью и усиками в виде спиралей.

Постепенно мода менялась. Ювелиры стали оправлять бриллиант не в жёлтое золото, а в белое серебро, потому что этот металл лучше соответствовал бесцветному прозрачному алмазу. Бриллианты в серебряной оправе представлены в следующей витрине.

Витрина  2. Украшения XVIII века

Бесцветный бриллиант в оправе из белого благородного серебра являлся основой для всех украшений XVIII конца века.

2
Внимание! В сети сохранился снимок старой экспозиции Алмазного фонда. В настоящее время диадема экспонируется в витрине с ювелирными украшениями XIX века. На снимке также нет нашивок с перламутром.

Бриллиантовые серьги — вишенки — это работа неизвестного мастера. Ягоды в серьгах сделаны из крупных бразильских бриллиантов очень высокого качества. Серьги принадлежали Екатерине II. Они могли подвешиваться за ухо или же крепиться на причёску.

IMG_7465Интересна шпилька «Рог изобилия». Её автор — придворный ювелир Людовик Дюваль. Два великолепных алмаза голубой воды общим весом около 7 карат, окружённые мелкими бриллиантами словно висят в воздухе. Под ними рог изобилия, усыпанный алмазными розами. Бриллиантами «голубой воды» считаются самые ценные чистейший камни. При огранке они приобретают голубоватый оттенок, отсюда происходит их название.

Мастер отказался от традиционного в то время приёма подкладывания цветной фольги под алмазы, положившись на красоту самого бриллианта. Но для придания тёплого солнечного колорита украшению, Дюваль наряду с серебром использовал золото.

Л.Дюваль не всегда подписывал свои работы. Почерк ювелира, который выполнил шпильки для волос в виде корзиночек, наполненных листвой и розами, очень похож на манеру автора «Рога изобилия». С большой долей вероятности Дювалю можно приписать авторство небольших, но очень сложных, затейливых и изящных корзиночек. Эти шпильки интересны своей универсальностью. Заколки можно было отсоединить и тогда корзиночки превращались в серьги, подвески или броши.

В правой и левой части витрины демонстрируются мужские украшения. Кавалеры с удовольствием отделывали воротники, борта, обшлаги рукавов своих камзолов такими бриллиантовыми нашивками. Кроме алмазов их украшают жемчужины и перламутр. Все нашивки состоят из отдельных звеньев с маленькими петельками по бокам. Таким образом их можно было прикреплять нитками в различных местах камзола и наряд выглядел классическим ансамблем.
В коллекции классических украшений также экспонируются нашивки на туфли.

Любопытен портбукет. Это миниатюрная вазочка, куда можно налить немного воды и вставить живые цветы, которые во время долгого бала оставались свежими. Портбукет прикалывали к корсажу или поясу платья.

3

Золотые покрытые зелёной эмалью стебли перевиты бриллиантовой лентой, которая вверху «завязана» бантом.

Шпильки для волос были чрезвычайно модны, светские красавицы имели множество самых разнообразных в своём арсенале. Бриллиантовые шпильки для волос в виде бантов выполнил знаменитый мастер Иеремия Позье, он вошёл в историю, как автор знаменитой короны Российской империи — она выставлена в следующей витрине. Корона принесла Позье заслуженную славу.

Витрина 3. Императорские регалии Российской Империи

Кратко перечислю предметы этой витрины и приведу цифры.
1.Большая императорская корона. И.Позье, 1762 г., выполнил корону за 2,5 месяца. Бразильские бриллианты, всего — 4926 камней общим весом 2858 карат. Самый крупный из них — идеально чистый бриллиант весом 56 карат. Обе полусферы украшают 75 жемчужин. Венчает корону тёмно-красная шпинель весом 398,72 карата. Общий вес короны 1907 грамм. Надевали корону сверху на специальную шапочку.

IMG_7466

2.Скипетр. Увенчан бриллиантом «Орлов» — 189,62 карата. Отличается редким зеленовато-синеватым оттенком и необычной огранкой в 180 граней.
Двуглавый орёл может отвинчиваться, это было продиктовано политическими причинами. В Польше при коронации геральдическую птицу отвинчивали и привинчивали польского одноглавого орла.

IMG_7473

3.Держава, 1762 г. Полый золотой шар. В центре пересечения лент, опоясывающих державу, закреплён абсолютно чистый индийский алмаз в 46,92 карата. Венчает корону цейлонский сапфир весом 200 карат. Вес державы 861 грамм.

IMG_7471

4.Бриллиантовая пряжка-аргаф. И.Позье выполнил аграф в 1750 г. для Елизаветы Петровны. В ней 382 карата бриллиантов (275 карат крупных бриллиантов и 107 карат мелких камней). Пряжкой-аграфом скреплялась коронационная мантия.

gim-1949

5.Малая императорская корона, 1801 г, ювелиры Я. и Ж.Дюваль для супруги Александра I Елизаветы Алексеевны. 48 крупных (от 2 до 9 карат) и 200 мелких бриллиантов. Вес — 378 грамм.

IMG_7469

6.Цепь ордена Андрея Первозванного. Длина — 1,5 метра (148 см). Состоит из 20 звеньев, среди которых чередуются вензель Петра I, Андреевские кресты и двуглавые орлы. Её выполнили к коронации Павла I.

Вес всего комплекта императорских регалий — около 10 кг. Коронационное платье Екатерины II также весит около 10 кг. Можно себе представить, какие «перегрузки» испытывал вновь вступающий на престол император или, паче чаяния, императрица!

В этой витрине представлены два исторических камня из собрания Алмазного фонда. Это шпинель на императорской короне и бриллиант «Орлов». Остальные пять исторических камней находятся в следующей витрине.

Продолжение в статье «Алмазный фонд. Исторические драгоценности XIX века и ордена»

Литература:
Ольга Горева «Алмазная сокровищница России» М, 2006 г.
«Москва — летопись времён», составитель И.Шнайдген, М., 2002 г.
«Сокровища Алмазного фонда», каталог выставки, М., 1968 г.
Комплект открыток. Автор текста Н.М.Голь. СПб, 2005г.

Далее:

Алмазный Фонд. Современные ювелирные изделия и самородки
Алмазный фонд. Самоцветы, именные алмазы, бриллианты
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Царицыно. Текст экскурсии

TEXT.RU - 100.00%



Слово молвить