Гюстав Курбе и его современники в ГМИИ

В залах первого этажа галереи выставляются картины, происходящие, в основном, из собрания Сергея Михайловича Третьякова, который на протяжении 8 лет был московским градоначальником. Брат Павла Михайловича очень любил европейскую живопись и, в отличие от Павла, собирал картины зарубежных художников. Его дом номер 6 по Гоголевскому бульвару (находится совсем недалеко от здания Галереи) один раз в неделю, по воскресеньям, был  бесплатно открыт для всех желающих ознакомиться с его собранием. Хозяин принимал всех и даже иногда выходил к гостям и самолично рассказывал о своей коллекции. Картины размещалась прямо в доме, в жилых комнатах. Это не было каким то отдельным музейным помещением. Доверенным лицом Сергея Михайловича был художник Андрей Петрович Боголюбов, который жил в Европе, в Париже, сообщал С.М. Третьякову о новых картинах и, собственно, собрал его коллекцию.

Сергей Михайлович составил завещание, в котором указал, что после его смерти вся коллекция переходит к его брату Павлу Михайловичу . Оба собрания братьев выставлялись в одном музее, в Лаврушинском, уже после того, как Павел Михайлович распорядился и своей коллекцией, и коллекцией брата и передал их городу. Разделение произошло позже, после 1917 года.

После ознакомления с работами художников барбизонской школы, Камиля Коро и Франсуа Милле, следует обратить внимание на  работы яркого представителя французского реализма Гюстава Курбе. С его именем связано становление мощного направления в искусстве XIX века. Он утверждал принципы реализма, в живоприси мастер создал декларацию, вошедшую в историю как программный документ реализма, в котором формулировалась задача быть не только живописцем, но и гражданином.

 Курбе – это художник сам по себе. Его называли грубияном и деревенщиной.  На его картинах всё весомо и очень плотно. В 1855 году в Париже, на Марсовом поле,  проходила первая всемирная выставка. С тех пор это стало традицией. Все страны строили там свои павильоны, один из этих павильонов – Современного искусства —  был огромен по размерам. Работы Курбе не были допущены на выставку картин современного искусства. Тогда он за 1 ночь построил рядом свой собственный павильон и разместил там все свои картины. Первые посетители выставки успели посмотреть полотна художника до того, как сооружение Курбе разгромили. А в 1871 г. Курбе принимал участие в Парижской коммуне. После её поражения он был изгнан из Франции.

«Хижина в горах» — один из самых лучших пейзажей в жизни Курбе.

Он написал его в изгнании, в Швейцарии ( хотела бы я быть в таком изгнании). В картине художник мастерски выстраивает композицию, колорит полотна интенсивно насыщен. Краски составляют золотисто-коричневую гамму, в которую вплавлено густо-красное пятно крыши хижины.

 Гюстав Курбе «Водяная мельница».

Своим пейзажам Курбе придавал величественный вид. По его собственному выражению он писал лишь то, что существует реально. Современники же отмечали, что он напишет ангела лишь тогда, когда увидит его наяву. И таких картин, как у барбизонцев, когда они вставляли в свои пейзажи Диан или Венер с амурами у Курбе появиться не могло. Он был художником абсолютно реалистического мировосприятия.

 Во всех пейзажах Гюстава Курбе плотный, реальный, грубовато слепленный мир. Реалистичность пейзажей проявляется с точки зрения трактовки формы. Плотность и реалистичную форму имеют не только пригорок, не только разбросанные на берегу камни, но и волны. Даже кажется, что их можно пощупать. («Море»)

И во всех композициях, что бы он не писал, появляется ощущение особой устойчивости. Здесь нет динамики Делакруа, или трепетности Коро. Мир построен удивительно вещественно и все предметы плотные и объёмные. («Волна»)

 Пространство Курбе понимал с точки зрения предметов, его формирующих. Такая концепция называется предметно-пространственной. Импрессионисты от этого откажутся, у них главное — переход предмета из одного состояния в другое и на картинах старались показать быстротекущее время. У Курбе и пространство, и время остановились, застыли.

 Интересно, что глядя на его полотна Эдуард Мане, художник, который первый из первых пошёл вразрез с реалистическим искусством, заметил, что предметы в полотнах Курбе похожи на бильярдный шар. Курбе в долгу не остался, сказав, что герои полотен Мане похожи на игральные карты, а «Олимпию» назвал пиковой дамой их игральных карт. Эта полемика двух великих мастеров говорит о разных доктринах в искусстве. У одного — объёмность, плотность, весомость, у другого, который считается предтечей импрессионизма — декоративность, доминирование цветовых эффектов. Но об импрессионизме говорить ещё рано, в этой части музейной коллекции выставляются, в основном, представители реализма.

 Оноре Домье, в отличие от Курбе – это городской художник. Он обращается к жизни горожан. «Прачки на лестнице Восстания» — в этом полотне физически ощущается тяжесть корзины с бельем на плече.

И следует напомнить о том, что в то время Сена в Париже была  грязной и ее вода жутко воняла, просто смердела. Можно представить, чем пахнет бельё, выстиранное там.

В следующем зале выставляется так называемый Салон.

 «Салон» — отдельная категория в искусстве. К ней обычно относят те картины, которые нравятся публике. Название такое закрепилось от  помещения – салон, где проходили выставки художников. По форме помещение было квадратным – каре, находилось оно во дворце промышленности. Поэтому, те картины и те имена живописцев, которые постоянно выставлялись и хорошо продавались, так и называются – «салон». Такие картины были прекрасным украшением любого интерьера и пользовались хорошим спросом.

К концу 19 века в моду вошли восточные мотивы. Вначале пришла мода на китайское, затем стали ценить японское искусство.  «Вдохновение приходит с Востока» — так стали говорить в то время и активно покупать картины с восточной тематикой, которая и представлена в этом зале. Очень популярны были не только Япония, но и Алжир, Полинезия, Мозамбик.

Леон Бона – его «Восточная цирюльня» (при входе в зал на той же стене, где и вход в этот зал, слева). Бона был академиком, он поставлял свои картины на выставки без одобрения жюри в таком количестве, в котором хотел.

Следующий зал. В первую очередь нужно обратить внимание на картину Антона Мауве «Овцы в лесу».

Художник это довольно посредственный, глубокого следа в искусстве не оставил, но вошёл в историю тем, что был учителем Ван Гога. Хотя учитель – громко сказано, он просто дал голландцу несколько уроков живописи. В этом зале можно оценить его творчество. Обычно он писал одну и ту же, определённую голландскую породу овец.

Жюль Батистьен-Лепаж. «Деревенская любовь». Герои картин, которые раньше ни в коем случае не могли быть главными героями сюжетов (какое падение нравов!) приобретают монументальный масштаб.

Выше уже говорилось о том, что С.М.Третьяков пускал к себе в дом любого, интересующегося живописью человека. Для молодых художников, будущих светил, когда они были ещё студентами МУЖВЗ, посещение дома коллекционера было единственной возможностью познакомиться с современным зарубежным искусством. И вот молодой Валентин Александрович Серов пишет сокурснику, Василию Нестерову записочку: «Хожу к Третьякову и часами стою перед двумя картинами» (Лепажа). А Нестеров ему отвечает: «Да, Лепаж – истинно русский художник». Очень забавно, но это действительно так. Пожалуй, на заднем плане только башня костёла вместо церкви выдаёт то, что действие происходит не в России.

В этом же зале Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре «Благословение новобрачных». Почти тот же сюжет, что и Пукирева «Неравный брак».

Следующий зал, последний на экспозиции этого этажа.

1885 год. Луиджи Луар «Дым окружной парижской железной дороги (парижское предместье). Дым создаёт впечатление движения поезда, он сливается с атмосферой.

И для передачи этого эффекта художник уже пользуется находками импрессионистов – вибрирующую свето-воздушную среду передаёт языком,  на котором говорит новаторское искусство. Это уже предшествие импрессионизма, о котором – другая история.

Другие художники в Галерее Государственного музея изящных искусств им. Пушкина.

ЖАН-ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР. «МАДОННА ПЕРЕД ЧАШЕЙ С ПРИЧАСТИЕМ»

ТЕОДОР ЖЕРИКО. «ЭТЮД НАТУРЩИКА».

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА «ПОСЛЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ»

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ В ГМИИ

КАМИЛЬ КОРО И ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ В ГМИИ

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *