Антонис Ван Дейк в ГМИИ

0
229
Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк. Картины Ван Дейка в Москве

Учеников у Рубенса было много. Но Антонис Ван Дейк – это один из немногих мастеров, учеников Рубенса, который упомянут наряду с именем великого учителя. Его непререкаемый авторитет воодушевлял учеников, но не так-то просто было в этих условиях вырасти в самостоятельную творческую индивидуальность: большинство так и оставалось скромными спутниками колесницы Рубенса. Ван Дейк подобной участи избежал. Еще юношей, двадцати одного года, этот рано оперившийся птенец рубенсовского гнезда покинул Антверпен. Он отправился в многолетнее путешествие по Англии и Италии, где имел неожиданно шумный успех как портретист.

И если Рубенс любил многофигурные композиции, то Ван Дейк больше предпочитал портреты. Один из ранних парных портретов художника – «Портрет Адриана Стивенса».

Антонис Ван Дейк. «Портрет Адриана Стивенса». Картины Ван Дейка в Москве

Современники называли Стивенса Милостником. Он раздавал бедным бесплатные жетоны на благотворительные обеды. Не упущено это и в портрете – Ван Дейк на заднем плане изображает тарелку с жетонами. В портрете мужчины внутренняя самодостаточность купца. Лицо мастер написал мягко, он избегал ярких тонов. Художник великолепно сбалансировал чёрные и коричневые краски. Мы даже заметим светлый яркий ореол над головой мужчины.Антонис Ван Дейк. Картины Ван Дейка в Москве

Заказчик картины – сын Адриана Стивенса попросил именно так изобразить отца. Снова такой же воротник, как на «Портрете дамы» – «мельничьи жернова». В то время такое изображение давало не двусмысленную ассоциацию с отрубленной головой Иоанна Крестителя на блюде. Волевой жест, сжимающий перчатку – указание на то, что человек, активен, он в деле.

Вверху на полотне изображён фамильный герб. Весь поворот головы и фигуры изображенного не случаен. Это парный портрет и фигура развёрнута в сторону пары, его жены. И портрет супруги благотворителя – истинный шедевр в собрании ГМИИ, портрет написан гораздо качественнее. 

Антонис Ван Дейк. “Портрет Марии Боскарт”. Картины Ван Дейка в Москве

«Портрет Марии Боскарт» – женская фигура на этом портрете развёрнута совсем в другую сторону, к своему мужу. Немного сухое лицо, сомкнутые губы, дама совсем не смотрит на зрителя. Мягкие и нежные руки чуть поглаживают мех, живое, улыбающееся, доброе лицо.

Антонис Ван Дейк. «Леди Д’Обиньи и графиня Портленд». Картины Ван Дейка в Москве Она думает. Этот поглаживающий мех жест руки указывает на мыслительный процесс в голове женщины. В голове зародилась мысль, она сосредоточена на ней, обдумывает, даже отрешается от настоящего и рука непроизвольно (automatically, involintarly) прикасается к меху, поглаживает(to stroke) его.

Позже манера письма Антониса Ван Дейка сильно меняется.

Антонис Ван Дейк. «Леди Д’Обиньи и графиня Портленд». Картины Ван Дейка в Москве

Антонис Ван Дейк. Леди Д’Обиньи и графиня Портленд
Написанию этого портрета предшествует довольно романтичная история тайного брака Катерины Говард (дама в белом) и родственника английского короля Карла I Джорджа Стюарта. Против этого брака выступали близкие обоих сторон – для королевской династии невеста была недостаточно знатна, для родственников жених был недостаточно богат.

Ситуация изменилась, когда новоиспечённая леди Д’ Обиньи готовилась стать матерью. Семьи новобрачных смирились с этим выбором и постепенно стали примиряться. Первой шаг к примирению сделала Франсис Стюарт, в замужестве – графиня Портленд – сестра Джорджа Д’Обиньи. Мастер показал момент сближения двух дам.
Дама в белом – рука на животе, защитный жест, она оберегает свою беременность.Антонис Ван Дейк. Леди Д’Обиньи и графиня Портленд И необыкновенный взгляд женщины, которая уже не одна, которая несёт в себе будущего наследнике – это с высочайшим мастерством передано художником.

Сестра мужа – дама слева. Она первая делает шаг навстречу примирению сторон. Женщина тянется к цветку, другой – у неё в руке. Она собирает букет для невестки (sister-in-low), чтобы подарить его в знак прощения и признания. Интересно, что Ван Дейк здесь пишет цветы лишь несколькими мазками. Мастер не выписывает их тщательно и аккуратно (thoroughly, punctually, carefully), но передаёт фактуру цветка, его свежесть.
Вот такое примирение двух знатных семей и послужило художнику основой для его холста. Следует заметить, что двух женщин Ван Дейк написал с разницей в год и на полотне это заметно – разница в манере написания.

Антонис Ван Дейк. Лондонский период творчества

В творчестве Антониса ван Дейка прослеживаются два периода – фламандский и лондонский. В Антверпен вернулся Рубенс и его ученик понял, что он всегда будет в тени великого мастера, он будет вторым и остался в Лондоне.

Лондонский период в его творчестве сильно изменил манеру художника. Цвета стали яркими и насыщенными. И уже речь не идёт о глубине внутреннего мира человека. Уже нужно показать красоту и изысканность – он это делает цветом, ярким колоритом. Но в то же время художник не переступает грань сдержанности и не опускается до лести этим дамам. Другие мастера перешли этот рубеж и откровенно заигрывали с заказчиками. Забавно то, что основоположником английской школы живописи стал фламандский художник.

В XVII веке в искусстве существовало два течения – Рубенса и Пуссена. Их так и называли – рубенсисты и пуссисты. На самом деле во Фландрии был мимолётный взлёт искусства, её возрождение, но он длился совсем недолго. Фламандские мастера уступили место французским. Но это уже другая история.

Начало рассказа о коллекции полотен фламандских мастеров XVII века в разделе СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ФЛАНДРИЯ в ГМИИ им. Пушкина.
Продолжение темы в репортаже о
Йордансе и Снейдерсе.

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь