ГИМ. Залы 8 — 12

Продолжение. В предыдущей статье мы знакомились с залами 4-7.

Древнерусское государство в IX-XII веках
Г.Семирадский «Похороны руса»
Формирование древнерусского государства
Г.Семирадский «Ночные жертвоприношения»
Древнерусский город XI- первой половины XIII вв.
Феодальная раздробленность
Половецкая баба
Культура Древней Руси XI – первой половины XIII вв
Евангелие князя Мстислава
Монгольское нашествие на Восточную Европу. Борьба Руси против захватчиков (XIII–XV вв.)

Зал 8.
Древнерусское государство в IX-XII веках

Зал украшен орнаментами, подобными убранству раннего христианского храма, это напоминание о прошлой экспозиции.


Центральные витрины посвящёны княжеской дружине.

Г.Семирадский «Похороны руса»

На стенах представлены две картины Генриха Семирадского. На первой из них изображены «Похороны Руса».


Семирадский написал эти полотна опираясь на описания секретаря арабского посла Ахмеда ибн Фадлана. В качестве секретаря посольства аббасидского халифа этот сановник посетил Волжскую Булгарию в 921—922 годах. Во время путешествия Ахмед Ибн-Фадлан вёл дневник и записывал всё, что видел. Он оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар. Ибн-Фадлан увидел сцену похорон руса в государстве Волжская Булгария.

В правой верхней части полотна изображена огромная ладья на деревянном помосте, на ней под балдахином — тело умершего знатного человека в богатом платье.


В центре картины – молодая женщина, которая должна сопровождать покойного в царство мертвых. Когда хоронили знатного человека, вместе с ним должны были хоронить и женщину. Одна из его наложниц добровольно согласилась стать жертвой. Она сидит в ладье.

Наложницу должны умертвить. Слева от жертвы в лодке видна старуха с длинными волосами, она занесла над несчастной кинжал. Дальше видим мужчин. Обряд умерщвления был жестоким – мужчины душили женщину, а старуха её добивала.
Чтобы заглушать крики жертвы, внизу слева изображена группа шумельщиков – они издавали громкие звуки, заглушая крики.

Два тела помещали в лодку и поджигали её. Художник изобразил ладью на срубе-поленнице, то есть для огненного погребения всё подготовили заранее.

После соблюдения всех ритуалов человек с горящим факелом поджигал ладью. Над погребальным кострищем насыпали высокий курган, на нем справляли тризну – поминки, затем еще досыпали земли, а на вершине ставили столб с именем покойного.

На самом деле такой ритуал похорон существовал у варягов. Что они делали на Волге? Все помнят знаменитый путь из варяг в греки хазары, поэтому возможно, что таким образом хоронили умершего в дороге скандинава.

Формирование древнерусского государства

Этот зал посвящён формированию древнего Русского государства. Во главе его стоял князь, дружина следила за исполнением княжеской воли. Умершего князя хоронили по варяжскому, скандинавскому ритуалу. В центральной витрине находятся вещи из захоронения знатного воина.


Что касается скандинавской, «варяжской» теории, то утверждение, что государственность принесли нам варяги не верно. Скандинавы-варяги не могли привнести государственность нашим предкам-славянам, потому что у них самих ещё не было никакой государственности. Варягов пригласили выполнять уже существующие государственные функции как независимых и незаинтересованных лиц. Некоторые европейские государства также формировалась подобным образом. Достаточно вспомнить историю Англии, где кого только не было, начиная с Юлия Цезаря и вплоть до Вильгельма Завоевателя. Жители нынешней Британии относятся к этому спокойно и с юмором, сочиняют на эту тему комиксы для детей.
Следует подчеркнуть что Русь – это понятие социальное, а не этническое.

В витрине слева от входа в зал представлены массивные женские украшения финно-угорского происхождения.

Всё убранство весило 9 кг, украшения были сделаны из бронзы. Ежедневно так никто не наряжался. Женщина надевала все эти гривны, колты и ожерелья лишь по особым редким случаям, возможно, вообще раз в жизни. Согласно гипотезам историков это может быть свадебный или даже погребальный наряд.

Г.Семирадский «Ночные жертвоприношения»

В основе второй картины Генриха Семирадского под названием «Ночные жертвоприношения» лежит рассказ византийского хрониста Льва Диакона о последнем эпизоде войны киевского князя Святослава Игоревича с Византией за обладание Дунаем. В 972 г. Святослав захватил крепость Доростол на Дунае. Но византийские войска окружили русскую дружину кольцом блокады, которое Святослав решил прорвать.
На картине запечатлён эпизод в ночь перед решающей битвой, когда княжеские дружинники совершили огненное погребение погибших воинов и принесли в жертву пленных.

Князь Святослав с дружиной были язычниками, поэтом волхвы совершили обряд гадания, ворожбы об исходе грядущего сражения.


Вверху справа на фоне луны виден петух над обрывом. Петуху отсекали голову и его кровь капала в воду. Волхв (ниже петуха, седой лысый старик с бородой) ворожил, делал предсказание по очертаниям капель крови на воде.

В центре картины изображен сам князь Святослав на белом коне.

Зал 9. Древнерусский город XI — первой половины XIII вв.

В XI-XIII веках на Руси происходит бурный рост городов. Недаром в древности наши восточные соседи именовали Русь Гардарикой, т.е. страной городов. Средневековый город – это центр материальной и духовной культуры. На стене зала находится изображение древнерусского города. Ни один наш город не сохранился в первозданном виде, на росписи представлен собирательный образ города.

В угловой витрине помещается реконструкция дома новгородца. На деревянных полках и лавках разложены бытовые предметы — посуда, инструменты, украшения — которыми пользовались люди того времени.


Интересна кожаная обувь.

Витрина в центре зала посвящена торговле. На городском рынке можно было купить местные и заморские товары,в том числе оливковое масло, орехи. Здесь же находятся эквиваленты денег. В ту пору на Руси ещё не чеканили монету. Деньгами служили куньи меха(куны), бусы, слитки серебра, называвшиеся гривнами. Кстати слово «рубль» происходит оттого, что гривну рубили на более мелкие части и получалась «рубленая гривна».


В других витринах представлены предметы быта и роскоши как местного, так и иноземного производства, включая драгоценные лиможские эмали, игрушки, коньки из кости.

Зал 10. Середина XII — первая половина XIII века.
Феодальная раздробленность.

Зал украшен копиями белокаменной резьбы Дмитриевского собора Владимира, потому что прежде он был посвящён Владимиро-Суздальскому княжеству.


В изваяниях над дверью можно найти Александра Македонского,


внизу – барельефы самого князя Всеволода Большое Гнездо с детьми.

Половецкая баба

Здесь же находится одна из многочисленных половецких баб.

Русское слово бАба с ударением на первый слог – это искажённое тюркское бабА, с ударением на последний слог. БабА тюркских языках означает «уважаемый человек».

Зал 11. Культура Древней Руси XI – первой половины XIII вв.

Оформление зала воспроизводит белокаменную резьбу, украшающую фасады Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.


Евангелие князя Мстислава

Культура — это не только изобразительное искусство, скульптура и т.п. Важнейшей частью культуры является письменность, книги. В России сохранилось всего лишь 7 древних книг с датой и именем заказчика, 3 из них хранятся в ГИМ.
В центральной витрине находится главное сокровище этого зала —


Евангелие князя Мстислава.


В витрине выставлена копия. Муляж книги воспроизведён в мельчайших подробностях, включая загрязнения, такие же, как и на подлиннике. Выставлять древние книги в раскрытом виде нельзя, от этого они быстро приходят в негодность. Старые подлинные книги иногда появляются на выставках, но лишь в закрытом виде. Евангелие князя Мстислава написали не позднее 1117 года, в книге 213 страниц.

Здесь же можно увидеть врата из Богородице-Рождественского собора Суздальского Кремля, сделанные в технике золотой наводки. Подлинные врата находятся в Суздале, а в ГИМ представлена копия, выполненная из гипса и меди в 80-х годах XIX столетия.

Зал 12
Монгольское нашествие на Восточную Европу. Борьба Руси против захватчиков (XIII–XV вв.)

Экспозиция зала 12 начинается с художественно исполненной карты, помещенной на стене слева от входа, – «Монгольские завоевания в XIII в.».


В 1206 г. хан Темучин, более известный как Чингисхан, объединил монгольские племена Центральной Азии в единое государство с центром в Каракоруме. Менее чем за полвека монгольское завоевание, целью которого было мировое господство, докатилось до Тихого океана на востоке и Средиземного моря на западе. Монголы захватили Среднюю Азию и Кавказ. В 1236 г. внук Чингисхана, хан Бату, начал покорение Европы – во исполнение завещания деда дойти «до последнего моря», то есть до Атлантического океана. К 1237 году под властью монголов оказались Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Половецкая степь. На пути победоносного войска лежала Русь.

Смотрите следующие залы.

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Я как-то пропустила, в музее представлены дьяковская, фатьяновская культуры?

    • Честно говоря, наш научный сотрудник не акцентировала внимание на классификации культур. Да и я не ставила цели запомнить какой экспонат какой культуре принадлежит. Но уж если бы увидела этикетку со знакомым названием культуры, и дьяковская и фатьяновская, несомненно, на слуху, непременно отметила бы, что представлены наши региональные вещи. Боюсь, что витрины с предметами этих культур остались за рамками лекции. 🙁