2932 км по Франции (VII). Приходские участки и Берег Розового гранита

121
Берег Розового Гранита

Приходские участки. Продолжение. Начало в частях I, II, III, IV, V, VI.

Приходские участки

День 13. 1 октября, четверг

В этот день мы покидали Трефюнте. Эльзасское вино из благородных коробок перекочевало в неэстетичные баулы и багажный пазл сложился на удивление легко. Хозяйка пансиона на прощанье пошутила:
– Вы бы не уезжали! Такая чудесная погода словно ради вас устоялась!
– Мы ещё побудем в Бретани, а потом задержимся в Нормандии.  Будьте уверены, похолодает и задождит ещё не скоро!

По дороге Бортжурналистка без устали щёлкала мосты в Шатолене,
Приходские участки
колокольни,

церкви
и ратуши,

Отчёт о поездке во Францию на машине

своих любимых коров породы шароле
коровы шароле

и слегка надулась на Начальника – он проигнорировал красивый храм в Cast, мелькнувший по дороге.
– Ну невозможно объехать все приходские участки за один приём, не-воз-мож-но! Не будем гоняться за каждой башней. Надо самые-самые посмотреть, – строго сказал Начальник Экспедиции, – мы и так посмотрим их больше, чем я намеревался.

Бретань. Приходские участки. Схема
Бретань. Приходские участки. Схема расположения

Сизун. Sizun и Коммана (Commana) – приходские участки

В городке Sizun я забыла свои обиды. Потрясающий комплекс полностью сохранился,

Сизун. Приходские участки.
Сизун. Sizun Приходские участки.

церковь была открыта, внутреннее убранство поражало барочной роскошью с оттенком деревенской простоты и наивности.

Сизун. Sizun

(Где-то здесь я хватанулась за объектив и до самого Онфлёра все мои снимки помечены отпечатком пальца, своего рода логотипом 🙁 ).
Напротив церкви призывно открыл двери деревенский супермаркет, где мы не преминули пополнить продовольственную корзину.

французские продукты

Следующую остановку сделали в Коммана (Commana).

Коммана (Commana). Приходские участки

Гимийо (Guimiliau)

Гимийо (Guimiliau), Ламполь Гимийо (Lampaul Guimiliau) и французские туалеты

Следом направились в Гимийо (Guimiliau).

Гимийо (Guimiliau). Приходские участки
Гимийо (Guimiliau)

Далее – в Ламполь Гимийо (Lampaul Guimiliau).
Ламполь Гимийо

Ламполь Гимийо (Lampaul Guimiliau)
Ламполь Гимийо (Lampaul Guimiliau). Приходские участки

Приходские участки. Ламполь Гимийо

Ламполь Гимийо (Lampaul Guimiliau). Интерьер. Приходские участки

Кроме восхищения культовой бретонской архитектурой Бортжурналистка запротоколировала специфическую особенность общественных туалетов во французской глубинке.

WC повергли её в недоумение и даже лёгкий шок ещё в Эльзасе, в Риквире.

Во-первых, в любом городке они есть – рядом с центральной площадью, как правило, около церкви.
Во-вторых, туалеты вполне чистые.
В-третьих – бесплатные.

Удивило меня то, что они не разделены на мужской и женский. В одном помещении стоит несколько писсуаров и пара кабинок.  В Эльзасе зайти в туалет, пройдя мимо стоящего у писсуара мужчины, меня заставила ну очень большая необходимость. Правда, я выждала, когда мсье выйдет. Этому господину я не помешала, но когда выходила из кабинки, уже другой преспокойно и, не взирая ни на кого, делал свои дела. Затем я понемногу привыкла к местным обычаям, в середине путешествия воспринимала их вполне спокойно, а в конце бретонской фигуры даже «щёлкнула» парочку для истории.

Общественный туалет во Франции

В завершение туалетной темы добавлю, что, чаще всего, раковин для мытья рук в них не предусмотрено. Нас очень спасал пузырёк антисептика. Предпочитаем «Dettol» – гель густой, расходуется достаточно экономно и пузырёк гораздо надёжнее других (испытано и проверено на себе, другие виды антисептика испытание дорогой не выдержали).

Ландвизио и дорожные страдания

По дороге заехали в Ландвизио. На центральной площади можно оставить машину бесплатно, но только на 20 минут. Этого времени вполне хватило для осмотра храма, интерьер которого вряд ли был выполнен ранее начала ХХ века.

Церковь в Ландвизио. Интерьер
Церковь в Ландвизио. Интерьер. Приходские участки

Ландвизио запомнится нам надолго. Уже нужно было заправиться. По указателям мы довольно быстро нашли супермаркет «Леклерк» и бодро подъехали к колонке. Взглянув на будку оператора увидели… плотно затянутые жалюзи. Вывеска на окошке сообщала, что сотрудник приступит к своим обязанностям ровно в 14 часов. Стрелки на часах показывали самое начало второго…..У нас было в запасе целых 50 минут… и почти пустой бак.

Начальник впал в ступор и, было, проигнорировал предложение Бортжурналистки также устроить себе пикник. Таким образом можно с пользой скоротать время. Мы поехали в неизвестном направлении…. Километров через пять Начальник успокоился и принял к сведению разумные доводы супруги. «Лесного паркинга» на узком шоссе не наблюдалось, дальше ехать не имело смысла. Мы вернулись на непонятную, видимо, техническую площадку

Отчёт о поездке во Францию на машине

и под нещадно палящем солнцем, на земле, подложив газетку (Бортжурналистка засунула её в сумку накануне из практических жлобских соображений  «вдруг пригодится») славно утолили голод.

Французский перекус

К заправке «Леклерка» Ландвизио мы подъехали без двух минут два. Ровно в 14 пришла девушка оператор. Расплатились мы в 14.20. Задержка вышла по причине бестолковости пожилого водителя «рено», который застопорил всю очередь и вынес мозг оператору.

На выезде из Ландвизио мы снова миновали место нашего сиротского пикника и через пару километров проехали…. цивилизованную площадку для отдыха со столиками! Эх, кто бы догадался обозначить их на картах!

Приходские участки в Плудири (Ploudiry), Ля Мартир (La Martyre) и Сент-Тегоннек (St.Thegonnec).

Наше знакомство с приходскими участками продолжалось. Сначала – в Плудири (Ploudiry).

Плудири (Ploudiry).
Плудири (Ploudiry). Приходские участки
 Плудири (Ploudiry). Сокровищница

В Плудири (Ploudiry) можно подняться на триумфальную арку.

Затем мы отправились в Ля Мартир (La Martyre).

Ля Мартир (La Martyre)
Ля Мартир (La Martyre). Приходские участки
Ля Мартир (La Martyre). Оссуарий

В заключении посетили  Сент-Тегоннек (St.Thegonnec).

Сент-Тегоннек (St.Thegonnec)
Сент-Тегоннек (St.Thegonnec). Приходские участки

Небольшая видео-запись композиции:

Великолепные комплексы приходских участков как нельзя лучше вписались в программу нашего путешествия. Этот чисто бретонский феномен религиозной архитектуры произвёл на нас неизгладимое, сильнейшее впечатление! Мы очень рады, что завершили знакомство с приходскими участками в Сент-Тегоннеке – одном из лучших, хорошо сохранившимся ансамбле. Впереди нас ещё ждёт работа по подробному изучению их истории и архитектуры по книгам. А Бортжурналистке остаётся только сокрушаться, что вся литература куплена на французском языке да надеяться, что Начальник не станет откладывать в долгий ящик подробный рассказ о каждом участке в отдельности.

Берег Розового Гранита

В 16.25 мы тронулись в сторону Перро-Гирека (Perros-Guirec) и вскоре полюбившийся Край Земли – Финистер остался позади. Мы пересекли границу следующего департамент Бретани – Кот-Д’Армор.

Отчёт о поездке во Францию на машине

Едва въехав в Плумана (Ploumana’h) и запарковавшись на набережной у марины,
Марина в Плумана (Ploumana’h)
мы сразу побежали к Тропе Таможенников и около двух часов наслаждались Берегом Розового Гранита в закатном солнце. Тропа таможенников – узкая пешеходная дорожка. Она тянется вдоль всего изломленного побережья Бретани. Протоптали её тамошние дуанье (douaniers), то есть таможенники. В Средние Века они обходили побережье и охраняли его как от английских, так и от доморощенных контрабандистов. Ограничения на ввоз некоторых товаров существовал ещё тогда! Тропа Таможенников уже более ста лет стала знаменитой природной достопримечательностью Бретани. Мы хоть и прошли всего малую толику длинного маршрута, но почувствовали необыкновенную силу здешней природы, волшебство прибрежной полосы и магию океана!

Берег Розового гранита

Начало смеркаться, когда мы вернулись к гольфу. Дали Балалайке координаты нашей гостиницы и автоматический голос скомандовал: «Проедьте 140 метров»… Эх, спросили бы у навигатора пораньше, не стали бы торопиться.

Отель в Плумана. Берег Розового Гранита

Ужин во французском ресторане

Но, кажется, все случайности этого путешествия были запланированы ангелом-хранителем нашей поездки. Ещё задолго до начала путешествия, сразу после бронирования отеля, Начальник получил письмо от администрации с предложением зарезервировать столик в ресторане гостиницы. В письме была ссылка на меню и предупреждение о том, что мест в ресторане гораздо меньше, чем желающих там поужинать. «А почему бы и нет? – решил Пётр, – в конце концов, я когда-нибудь накормлю свою супругу омаром?» Так что в дополнение к великолепному номеру очень хорошей прибрежной гостиницы мы получили зарезервированный столик в отличном ресторане с морской кухней.

Ресторан действительно пользовался огромной популярностью. Очередь страждущих открытия ресторана мы заметили войдя с сумками в лобби отеля. А когда открыли дверь в зал, лицезрели множество посетителей. Нам достался самый лучший столик – на двоих, в дальнем углу заведения, с видом на море.

Плумана

В этот день французская кухня показала нам ещё одну изысканную сторону, дала нам пару уроков сервировки стола и правильной подачи вина. 107 евро (с небольшими чаевыми) показались не слишком чрезмерными для такого блестящего ужина. Браво!

192 км по Бретани стали активом 13-го дня путешествия.

День 14. 2 октября, пятница.

Словно в продолжение вчерашнего банкета, Бортжурналистка решила побаловать Начальника завтраком со сваренными всмятку яйцами. Накануне в сельском супермаркете городка Сизен (Sizun) мы с удивлением обнаружили картонные упаковки яиц по 4 и 6 штук. Наверняка, были и стандартные коробки по 10 или даже 12 яиц, но мы с радостью купили самую маленькую расфасовку в предвкушении горячего завтрака.

Предприятие сие увенчалось успехом и мы с вожделением уплетали замечательно сваренные всмятку французские яйца. Но практика не оправдала себя из-за трудоёмкости процесса. В чайнике их варить Бортжурналистка не рискнула, опасаясь за сохранность драгоценного дорожного аксессуара. Посему процесс варки заключался в заливании яиц кипячёной водой. Чтобы достичь нужной консистенции, приходилось четыре раза вновь кипятить воду, каждый раз сливая остывшую воду и заливая яйца крутым кипятком. Процесс осложнялся тем, что подходящей тары для варки 4-х яиц не нашлось (использовать коробку из-под сока не догадалась). Всю операцию по сливу-заливу-кипячению воды пришлось повторить дважды, поскольку в кружку вмещались только пара яиц. Но игра стоила свеч! Повторить её в другом городке не позволил Начальник, наблюдавший всю эту водно-яичную суету и хлопоты Бортжурналистки.

Кстати, уже по приезде домой мы получили комментарий к статье «В Европу на машине. Цена вопроса», где наш читатель поделился опытом экономии на еде и горячем питании в путешествии. Денис со своей супругой возят с собой мультиварку! Идея мне так понравилась, что я надеюсь в следующую дальнюю поездку взять с собой новый кулинарный агрегат.

По Берегу Розового Гранита

Последний бретонский день мы хотели снова посвятить Берегу Розового Гранита и пройти оставшуюся часть Тропы Таможенников, до которой не добрались накануне. Для экономии не столько сил, сколько времени, Начальник изучил схему городских парковок и намеревался подъехать к самой удобной из них.

Но не тут то было! Балалайка запрашиваемого адреса в глаза не видела, снова лепила горбатого и Начальнику пришлось ехать наобум лазаря, чертыхаться от немыслимой путаницы бретонских городков и двигаться к дальней парковке Тропы Таможенников. Прогулка по лесной прибрежной зоне совершенно очаровала Бортжурналистку и она капризно надула губки на требования Начальника переместиться на другой участок маршрута. Хоть вслух недовольства не высказывала, но про себя точила имплантированный зубик на грубые посягательства прервать столь лиричную прогулку среди сосен, морских волн и рассветного солнца.

Берег Розового гранита

Окончательно примирила её с Начальником остановка у церквушки Плумана, полностью выстроенной из розового гранита.

Плумана. Церковь из Розового гранита

Простая, строгая и ясная архитектура храма, непритязательный поздний интерьер церкви
Витраж в церкви
навёл на размышления о христианских добродетелях и мысли о жене, которая «да убоится мужа своего». Ботжурналистка убоялась, положившись на стремления Ответственного-за-Путешествие и «рыбку съесть, и кости сдать, и денег за кости получить» (с) показать самые лучшие виды Берега Розового Гранита.

Наконец Начальник каким-то образом договорился с Балалайкой и она привела хоть и не на желаемую, но на вполне сносную по расположения стоянку, уверенно распутав немыслимый лабиринт улиц, двойных и тройных поворотов и односторонних движений.

В результате…

Как водится, ни в сказке сказать, ни пером описать!…. Представляю несколько снимков.

И очень сожалею, что сильный ветер испортил все снятые видео-ролики. Я надеялась записать шум волн, а на деле получила неприятные помехи, которые заглушили умиротворяющие звуки прибывающего океана! Пришлось монтировать звук.

Мы прошли основную прибрежную часть Тропы Таможенников. Наплыв проснувшихся посетителей развеял благоговейность места и интимность момента и мы завершили краткое знакомство с Берегом Розового Гранита. В душе Бортжурналистка задумала вернуться сюда в любое время года денька на три-четыре и за обсуждением столь смелых планов мы вышли к той самой вожделенной парковке, к которой подлая Балалайка наотрез отказалась привезти Начальника. На поверку оказалась, что эта автомобильная парковка платная и что ценой некоторой потери времени и великолепной прогулки мы сэкономили пару евро.

На обратном пути совершенно неожиданно и по настоятельному требованию Начальника, Бортжурналистка приобрела ярко-оранжевую спортивную куртку с гортексом, чем положила начало сборам экипировки для будущего норвежского путешествия.

Прощание с Бретанью. Мыс Фреель Cap Frehel

Прощание с Бретанью состоялось на мысе Фреель (Cap Frehel – 48° 41′ 00″ Nord 2° 19′ 00″ Ouest). Въезд на парковку стоит 2 евро.

Отчёт о поездке во Францию на машине

Как и в других местах, дорога по побережью к мысу Фреель оборудована для пеших прогулок. У наиболее интересных видовых точек устроены автомобильные парковки. Мы воспользовались парой, чтобы напоследок, насколько возможно, напитаться силой океана.

У одного пустынного пляжа есть бетонный спуск к морю для катеров и яхт.
 Фреель Cap Frehel
По нему безопасно можно дойти до самой кромки воды. Совсем рядом с пандусом на скользких мокрых камнях сидела преисполненная достоинства чайка и не снизошла до бегства. Она то ли совсем не боялась людей, то ли хорошо понимала, что скользкие булыжники надёжно защищают её от посторонних посягательств и самое страшное, что ей грозит – пара щелчков затвора фотоаппарата.

В низине ветер немного утих и его завывания лишь слегка проникли в микрофон Кэнона.

Этим лиричным роликом я заканчиваю затянувшуюся бретонскую фигуру двух тысяч девятисот тридцати двух километров по Франции. (А вы умеете склонять числительные 😉 ? ).
Продолжение опубликовано.

Далее:
Маршрут самостоятельного путешествия во Францию на авто