Один день и два монастыря

Уже через пару недель после приезда из «словацко-венской» поездки начал докучать зуд. Гагаринское «поехали!» повисло в семейной атмосфере и влезало во все разговоры и бытовые планы. Думали о кратком маршруте — на денёк, чтобы и дёшево, и сердито. Собрались лишь на пасхальную неделю. ГлавВреда останавливал Великий пост. Он его хоть и не соблюдает, но всё-таки от развлекушек старается воздерживаться.
Вот наконец, одним прекрасным днём решили: «Едем! Завтра же и едем!»
Маршрутик незамысловатый. Прилагаю почасовой график:

8.00 — выезд из дома по Звенигородскому шоссе, далее — по М-9;
9.20 — 10.35 — Волоколамск;
до 12.35 были в Иосифо-Волоцком монастыре;
заехали в Всехсвятский скит — от монастыря можно пешком дойти, на машине — 1 минута;
подъехали к церкви в селе Теряево;
возвращались через Волокаламск;
Звенигород, остановка у новодельной церквы;
Звенигород — Городок, прогулка у Успенского собора (закрыт);
в 15.00 двинулись к Саввино-Сторожевскому монастырю;
16.10 — выехали домой;
17.15 — дома.
Краткий урок путешествия:
Маршрут отличный для осени, для тёмного времени суток. Весной, когда день длинный, в поездку можно было включить например, село Суворово. Или подъехать к «пирамиде». Но это уже на любителя.


Подробнее о Волоке Ламском и монастыре святого Иосифа уже рассказали.

Волоколамский Кремль. Историческая реконструкция

В этом репортаже —  немного тёмных нечётких картинок и личные впечатления.
К сказанному в статье о Волоколамске добавлю, что в Волоке заметили три гостиницы. Сфотографировала две. Расположение одной не очень понравилось. «Шумный» центр.


А вот в этой бы с удовольствием остановилась бы!

Расположена она между кремлём и…. тюрьмой. Меня бы последнее обстоятельство не смутило. Тюремное здание, кажется, начала XIX века, небольшое, я даже колючей проволоки не заметила, хотя она (проволока) в изобилии присутствует. Если бы не характерная окраска ворот, не догадалась бы о назначении сего сооружения.

По дороге  из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь проезжали село Кашино. В советское время нам упорно вешали лапшу на уши, что до Ильича, который зажёг лампочку в этом селе и «советской власти плюс электрификации»,  электричества в России и в помине не было. Имейте ввиду, музей в доме, где принимали лысого, работает. У нас другие цели, мы не остановились даже на традиционный снимок.

Вид на монастырь с дороги потрясающий!

Главный вход в обитель с надвратной церковью Петра и Павла сразу заявляет о первостатейности монастыря.

Монастырь никакой не строгий. При входе лежат платки,  юбки-фартуки. Можно обмотаться ими и войти, этого достаточно. Или свой платок в виде юбки повязать.
Снимать в монастыре разрешают. При входе написано, что нельзя фотографировать профессиональными камерами. На наши зеркалки никто внимания не обратил. Я там два ролика сняла. Кажется, спросили бы позволения, и в храме разрешили «пощёлкать». Но мы не спросили. Матушка из свечного ящика сама к редким посетителям вышла, стала про вериги святого Иосифа рассказывать.

В обители первым делом нас встретила монастырская братия монастырские приживалы, в праздности проводящие дни свои.

В монастыре с удивлением заметили сестёр, вместо братии. Сначала подумали — паломницы. Но монахини как-то по-хозяйски, по-домашнему себя вели. Источники же подтверждают, что это мужской монастырь. Так мы сей интересный факт и не прояснили. И даже в небольшом крестном ходе среди участников заметили только одного священника и трёх монахинь.

Иосифо-Волоцкий монастырь едва ли похож  на Свято-Троицкий святого Сергия в Сергиевом Посаде. На Спасо-Евфимьев в Суздале — пожалуй, но много существенных отличий. Не могу сравнить его ни со Спасо-Елизаровским, ни с Крыпецким во Пскове. Первый —  новодельный, второй — огромен по площади. Я бы с натяжкой сравнила Иосифо-Волоцкий со Спасо-Прилуцким в Вологде. Хотя, тоже не то. Перебираю в голове монастыри. На первый взгляд они все похожи, а вот сравнение не найдёшь. Крутится в голове Павло-Обнорский, но он скромный, Иосифо-Волоцкий красивее. Пафнутьев-Боровский? Введенский Толгский в Ярославле? Николо-Угрешский? Ферапонтов? Нило-Столобенский? Иоанно-Богословский в Пощупово?  Может быть Иверский? Там территории нет хозяйственной. Сравнить затудняюсь. Может поможете?
Оставим параллели. Полюбуемся на башни. Начальник Экспедиции хоть и описывал их в вышеупомянутой статье, но я всё-таки представлю свои снимки. Кажется, что в башнях монастыря вся изюминка архитектуры. Трофим Игнатьев — зодчий XVII века не торопился. За год брался завершить одну башню и одно прясло стены. Вот и любо-дорого на его башенки смотреть.
Покажу некоторые из них:

Свечная башня
 Никольская башня
Кузнечная башня
Германова башня
Старицкая башня
Старицкая башня. Фрагмент

И ещё удивило, как устроена Иордань у монастыря. Мы сначала не поняли, зачем такие замысловатые мостки у озера устраивать. А потом догадались — так это не просто мостки, это же силуэт креста! С небольшого расстояния это хорошо видно.

Порадовало, что вокруг стен монастыря есть тропинка, можно его обойти и на все башни полюбоваться. Весной грязновато было, но ничего, без резиновых сапог вполне обошлись.

Помните, что перед монастырём есть WC. Чистейший и самый что ни на есть бесплатный. Но кружечка для пожертвований имеется. При таком порядке и даже благоухании ландышем не грех и опустить червончик в прорезь.

От ворот монастыря виден жёлтый домик с зелёной крышей — это оно самое и есть, WC.

В Всехсвятском скиту ничего интересного не обнаружили.

Кажется, там колодец св. Иосифа имеется, но мы его пропустили, мелькнул только указатель в окошке. Запущенную церковь в Теряево уже показывали, ещё от одной картинки не убудет.

Храм Вознесения Господня в с.Теряево, Между 1812 и 1825

В Звенигороде завернули к новому храму.

Церковь Вознесения Господня, 2007 год, арх. Шубина Валерия Георгиевна

Поднялись на Городок. Обошли храм.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, конец XIV века.

Хотелось, очень хотелось зайти внутрь, посмотреть на интерьер храма, для которого Андрей Рублёв писал иконостас. Знаменитый «Звенигородский чин» сейчас выставлен в Третьяковской галерее.

ee7e837d3e45848fa8397d967e455790
Андрей Рублёв. Звенигородский чин. Апостол Павел. ГТГ

Бесценный образ Спасителя Игорь Грабарь нашёл у храма. Говорят, что служил он… ступенькой деревянной лестницы. Недаром говорят про отношение русского мужика к иконе: «Годится — молиться, а не годится — горшки накрывать».

c5e30293a6a1957096d6752971e780ee
Андрей Рублёв. Звенигородский чин. Спаситель. ГТГ

Из иконных досок сколотили порог, повернули лики оборотной стороной и люди наступали на них. Художник обратил внимание на почерневшую древнюю доску, повернул обратной стороной и обомлел — икона! Да какая! Здесь же в дровяной куче обнаружил ещё две иконы Деисусного чина.

58396ef388eb29fb6b59e29db021ab12
Андрей Рублёв. Звенигородский чин Архангел Михаил. ГТГ

Изображения взяты с сайта ГТГ. http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2595.
Теперь идём в монастырь.

— Ну что, в музей пойдём? — спросил Начальник Экспедиции.
— Музей? В пасхальную неделю? Учиться? Ну Петя, я не хочу-у, — заканючила я.
Кажется, моего ГлавВреда то же не очень тянуло к знаниям. И мы неторопливо обошли не очень большой монастырь.

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря рубежа XIV|XV столетий
Саввино-Сторожевский монастырь. Слева направо: монастырская звонница, Троицкая церковь, Святые ворота.
Саввино-Сторожевский монастырь. Собор с приделом прп Саввы Сторожевского
Саввино-Сторожевский монастырь. Слева собор, справа дворец царя Алексея Михайловича.
Саввино-Сторожевский монастырь. Царицыны палаты XVII столетие.
Саввино-Сторожевский монастырь.Обратите внимание на арку звонницы. В ней находится современный 35 тонный колокол, отлитый взамен разбитого в 1941 году.

На этом хотела раскланяться, да про хлеб Саввино-Сторожевский хочу добавить.
Есть в монастыре магазин. Там много всего монастырского продаётся. Цены «порадовали». Хлебушек от 55 до 85 рублей за буханку. (В Москве свежайшая чиабата 64 рубля стоит). Взяли луковый белый и луковый серый. Хлеб на прилавках лежит в лотках, на свежесть его по другому не попробуешь, кроме как схватив руками. А схватив — как назад класть?
Пекли, наверное, его накануне — хлеб оказался чёрствым. Выпечка (два пирога и что-то вроде пирожного) тоже несвежая и невкусная. Такого мы от монастырских продуктов не ожидали. Выложили 235 рублей за две булки хлеба и выпечку и сразу расхотели подниматься в монастырское кафе.
Вышли из монастыря, разрывая буханку серого. Он был хоть и чёрствоватый но вкусный. Если б застали свежий, то мало какая буханка с ним могла бы сравниться. Разве что муромский!
— Вкусный хлеб? — спросила проходящая мимо дама.
— Серый — да, белый — не очень, — ответили мы с набитыми ртами.
— Эх, а я белый купила. Не угадала, — посетовала она.

Мы еле дождались, когда разойдутся язычники,  желающие потрогать лапоть бронзовой статуи святого Саввы Сторожевского.


И, ненадолго избавившись от вечного  «зуда путешествий»,  двинулись домой.

Далее:
Александрова слобода
Городец-Фролищи
Макарьев
Пешеходные экскурсии по Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью

TEXT.RU - 100.00%

Поделиться в
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет, будьте первым! Оцените пожалуйста материал.)
Загрузка...

Комментарии 2

  • Здорово! прекрасное дополнение к основной статье про Волоколамск и монастырь. Ностальгически-смешно про село Кашино (Я и забыла о нем! Радовались всей семьей.) и очень трогательно про котов. Большое спасибо!

    • Марина, я уже сама забыла об этом монастырском очерке и сама по доброму посмеялась над своими шутками. Монастырские котауси хороши!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *