Журнал красивой жизни. Отзыв о выставке

0
183
А.Рубцов. В гостиной.
А.Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея И.Глазунова. Журнал красивой жизни.

“Журнал красивой жизни” – такое окончательное название получила выставка, которая первоначально анонсировалась как “Столица и усадьба”. Судя по предварительным бюллетеням, идея и наполнение выставки не сильно поменялись (хотя заявленную работу Н.Альтмана “Портрет А.А.Ахматовой” не привезли). Переделали лишь название экспозиции. Возможно, пиарщики проекта были правы. Ну кто сейчас знает о существовании во втором десятилетии XX века журнала о жизни элиты и нуворишей под названием “Столица и усадьбы”? “Журнал красивой жизни” – это броский, интригующий и завлекающий заголовок!
Соответствует ли содержание экспозиции её названию? Безусловно! Излагаем мысли о новом проекте в музее Русского импрессионизма.

Журнал красивой жизни. Отзыв. Частный взгляд

В выставочном зале музея Русского импрессионизма воссоздали безмятежную атмосферу жизни преуспевающего класса начала прошлого века. Интерьерные композиции, пейзажи, театр, путешествия, портреты дам в роскошных нарядах, сцены из дачной жизни…

Анастасия Уханова. Хозяюшка.
Анастасия Уханова. Хозяюшка. 1916. Музей при академии художеств. СПб.

На картинах мы видим все грани спокойной и насыщенной отдыхом и развлечениями жизни. Экспозиция разделена на несколько тем: “Столица”, “Усадьба в настоящем” и “Усадьба в прошлом”, “Туризм”, “В зрительном зале”, “О том, о сём”, “Художественные выставки”. Не забыт “Петроград во время войны”, ведь “Столицу и усадьбу” начали издавать в 1913-м году, а вскоре грянула война.

Николай Харитонов. Мать и дитя
Николай Харитонов. Мать и дитя. 1916. Частное собрание, Москва.

В каждой теме мы выбрали любимые произведения.
Особенно приятно было встретиться со старыми знакомыми – работу И.Бродского “Портрет Л.М.Бродской” встречали на выставке “Зеркало души”. Женский портрет Петра Келина видели на экспозиции “От иконы к авангарду” в Третьяковской галерее.

Петр Келин. Женский портрет. Журнал красивой жизни.
Петр Келин. Женский портрет. 1914. Пермская художественная галерея.

Радостным звоночком прозвучало имя Александра Рубцова, его персональная выставка прошла недавно на Крымском валу.

А.Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Журнал красивой жизни
А.Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея И.Глазунова. Журнал красивой жизни.

Работы маститых художников (Серов, Коровин, Бродский, Бакст, Головин, Жуковский, Фешин) соседствуют с замечательными творениями мастеров второго плана.
Нам очень понравилось, что на стендах рядом с картинами привели цитаты – выдержки из разных номеров “Столицы и усадьбы”. Действительно, создаётся впечатление, что “читаешь” журнал, пролистывая страницы.

Выставка Журнал красивой жизни
Выставка “Журнал красивой жизни”.

Ложка дёгтя к “Журналу красивой жизни”

Выставка получилась красивая, насыщенная, познавательная. Но без пары капель дёгтя не могу обойтись.

1.”Журнал красивой жизни” – не самый интересный проект музея Русского импрессионизма. Из недавних показов – “Выбор Добычиной”“, “Отличники”, “Автор неизвестен”, эта выставка обогнала лишь “Группу 13”.
Несомненно, не следует ожидать от каждого проекта, что он будет ярче и лучше предыдущего. Так не бывает! Но предупреждаю посетителей от завышенных ожиданий.

2.Вторая ложка дёгтя вытекает из первой. PR этого проекта оказался на высоте. В социальных сетях, на страницах новостных сайтов – везде выставку “Журнал красивой жизни” превозносят до небес. Мы не против PR-кампании! Мы за то, чтобы у всех проектов были равные возможности, в том числе популяризаторские. Увы, некоторые достойные выставки не имеют средств на рекламу. А их содержание превосходит “Столицу и усадьбу”. Мы их перечислили ниже.

Поругали. Теперь похвалим и покажем.

Некоторые работы выставки

В этой главе представим своих фаворитов выставки “Журнал красивой жизни”.

Заказной портрет Зинаиды Семёновны Штильман Исаака Бродского по стилистике выделяется среди других женских образов. Мы видим роскошную женщину на фоне пёстрых обоев в переливающемся меховом манто.

И.Бродский. Портрет Зинаиды Семёновны Штильман
И.Бродский. Портрет Зинаиды Семёновны Штильман. 19116. ГРМ.

О героине портрета вспоминал В.Маяковский. Он писал о том, что несмотря на малый рост, тучность и родимое пятно во всю щёку, Зинаида Семёновна пять раз выходила замуж, за ней ухаживал Великий князь Дмитрий Павлович.
Однажды Лиля Брик спросила Штильман, правда ли, что та спит с мужчинами за деньги?
– А что, Лиля Юрьевна, разве даром – лучше? – ответила Зинаида Семёновна с искренним удивлением.

Приятно встречаться с работами Елены Киселёвой – яркой художницы, ученицы Ильи Репина и французского символиста Эжена Каррьера. Работу “Дачницы” Киселёва написала в Куоккале, где жил Репин и где у Елены случился короткий и яркий роман с Корнеем Чуковским.

Е.Кисилёва. Дачницы. Журнал красивой жизни
Е.Киселёва. Дачницы. 1916. Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского.

Репродукция “Дачниц” послужила обложкой одного из номеров журнала “Столица и усадьба” за 1916 год. Художница изобразила на полотне свою сестру Марию и свою невестку Берту.

***

Совершенно светлую и безмятежную работу Владимира Тихова “Купальщицы” 1910 года из Краснодарского музея им.Ф.А.Коваленко процитирую выдержкой из журнала:

“У нас всё ещё боятся жанра nu, думают, что это неприлично.
– Есть ступень культурности, начиная с которой не думают… И начиная с которой художник отличает обнажённое от пошлого”. (№46, 1915 год).

Владимир Тихов Купальщицы. Журнал красивой жизни.
Владимир Тихов “Купальщицы”. Журнал красивой жизни.

Из немногочисленных натюрмортов мы выделили не полотно Коровина, а работу Алексея Карёва 1915 года.

Алексей Карёв. Кувшин с цветами и футляр балалайки.
Алексей Карёв. Кувшин с цветами и футляр балалайки. 1915. ГРМ.

Безмятежностью детства, искренней радостью веет от жанровой сцены Федота Сычкова.

Федот Сычков. Подружки. Дети.
Федот Сычков. Подружки. Дети. 1916. Мордовский музей, Саранск.

В разделе “В зрительном зале” представили коллекцию интересной театральной графики. Я поразилась эскизу Добужинского “На мосту”. Художник графическими средствами мастерски передал таинственную, даже мистическую атмосферу тёмной пустынной петербургской ночи.

Добужинский. Эскиз декорации для постановки спектакля Николай Ставрогин
Мстислав Добужинский. На мосту. Эскиз декорации для постановки спектакля “Николай Ставрогин” (по роману Ф.Достоевского “Бесы”) на сцене МХТ. ГРМ.

Позабавила возмущённая цитата из первого номера журнала за 1913 год к этому эскизу:

“Экономия – вот чему обязаны мы кромешной темноте в антрактах. Мы несём наши денежки на за свет, а за темноту! Пардон, но это… свинство!”

Пейзажи

В разделе выставки “Туризм” показали несколько пейзажей. Нам очень понравилась цитата из 11-го номера “Столицы и усадьбы” за 1914 год:

“Меньше всех путешествуем мы, русские. Иногда мы ездим, но почти никогда не путешествуем! Мы ездим в Крым, в Карлсбад, в Ниццу, но не ездим “путешествовать”. Тем более заслуживают внимания те русские, у которых является желание и решимость последовать примеру англичан. У нас часто слышишь: “Зачем ездить путешествовать за границу, когда мы так мало знаем ещё свою Россию!” Так говорят, но не ездят ни по России, ни за границу”.

Мало что изменилось и через столетие…

Из небольшой коллекции пейзажей мы выделили работы Беккера и Вещилова. Нежность цветовой гаммы серых оттенков всё ещё царит на крымском пейзаже Николая Беккера 1917 года.

Николай Беккер. В Крыму. 1917.
Николай Беккер. В Крыму. 1917. Владимиро-суздальский музей.

Некая пустынность, даже заброшенность и грусть чувствуется в пейзаже Константина Вещилова “На Капри” 1912 года.

Константин Вещилов. На Капри.
Константин Вещилов. На Капри. 1912 год. Самарский худож.музей.

Резкий контраст представленным выше пейзажам составляет работа Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой “Нефтехранилища” 1916 года. Панорама написана в Баку, куда художница приехала со своим мужем, крупным учёным.

А.Остроумова-Лебедева. Нефтехранилища. Журнал красивой жизни
А.Остроумова-Лебедева. Нефтехранилища. 1916. ГРМ. Журнал красивой жизни.

Благодаря мастерству Остроумовой-Лебедевой промышленный вид получился лёгким, воздушным. “Чёрный город кажется живописным”, – высказывалась критика.
Александр Бенуа хвалил бакинские пейзажи художницы за смелость, но с присущей ему язвительностью отмечал: “Смелость эта иногда переходит в виртуозничество”.

Спецпроект на тему “Журнал красивой жизни”

Работы современных мастеров на третьем этаже музея дополнили тему красивой жизни. Нас привлёк вид древнего Чудова монастыря в Кремле. Обитель уничтожили в 20-х годах прошлого века. Художники пофантазировали на тему современного вида древней святыни. Что могло бы быть, не случись 1917 года. Тогда преуспевающие горожане вполне могли бы присесть за столик уличного кафе с видом на монастырь.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Чудов монастырь
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Чудов монастырь. 2014. Галерея “Триумф”.

Стилизованный пейзаж морского побережья Дамира Муратова рассказывает то ли о мечтах о жарких странах, то ли о тоске по родине в жарких странах. Заметили, что тень от пальмы имеет вид ёлки? Метаморфоза тени придаёт работе философскую ноту.

Дамир Муратов. Пальма
Дамир Муратов. “Пальма” 2019 год.

Стоит ли посещать выставку “Журнал красивой жизни”?

Ответ на вопрос “Стоит ли посещать выставку” – однозначно положительный. Да, стоит. Но!
Если вы ждёте встречи с искусством начала XX века и хотели бы увидеть редкие работы – игра несомненно стоит свеч! Идите, смотрите, впитывайте!
Но если вы хотите получить феерические впечатления, как от показа “работ Александра Савинова и саратовской школы” , например, или от выставки “Авангард. На телеге в XXI век”, то придётся вас разочаровать – их не будет. Во всяком случае, у нас не было.

Какие выставки стоит посетить в Москве летом 2024 года?

Кроме “Журнала красивой жизни” летом 2024 года проходит несколько выставок. Самая впечатляющая и удивительная – это выставка работ художников Васнецовых “Связь поколений”. Она – вне всякой конкуренции.

“Связь поколений” Выставка в ГТГ.

Кроме того, в парке Зарядье показывают коллекцию Юсуповых. В Третьяковке в Лаврушинском переулке гостят полотна из музея русского искусства в Ереване. И, наконец, в доме русского зарубежья представляют тему “От мифа к символу”.

В наших глазах эти четыре камерные показа выстраиваются в такую иерархию.

На первом месте “Античность. Система координат”.

Второе и третье место делят выставки “Москва – Ереван – Москва” и “От мифа к символу”.

“Журнал красивой жизни” мы ставим на скромное четвёртое место.

Повторяю, мы высказали личное мнение, которое может не совпадать с вашим.

Выставка “Журнал красивой жизни”. Посетителю на заметку

Выставка “Журнал красивой жизни” продлится до 6 октября 2024 года.

Музей Русского импрессионизма работает без выходных. Экспозиция открыта с 11.00 до 20 часов, а по четвергам и субботам работает с 12 до 21 часа.

Мы составили подробный навигатор с подсказками-картинками о том, как добраться до музея.
Музей стоит на равном расстоянии от станций метро «Белорусская» и «Динамо» на нечётной стороне Ленинградского проспекта, д.15 стр.11. Мне удобнее идти до него от станции «Белорусская».

Каталог московских выставок 2024 года.

Выставки в Москве в 2024 году

Text.ru - 100.00%

Поделиться в

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь